10 интересных фактов об азербайджанском поэте Низами Гянджеви
10.01.2021 11:54
https://www.google.com/
Выдающийся представитель мировой литературы, гениальный азербайджанский поэт и мыслитель Низами Гянджеви является одной из уникальных личностей, открывших новую страницу в летописи художественной мысли человечества. Яркое наследие великого мастера, превратившееся в неотъемлемую часть духовности азербайджанского народа, на протяжении многих веков занимает достойное место в сокровищнице неповторимых культурных ценностей. В 2021 году исполняется 880 лет со дня рождения азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви. В связи с этим президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 год - «Годом Низами Гянджеви». «Москва-Баку» составил 10 интересных фактов о великом мыслителе Низами Гянджеви.
Дата и место рождения
Точная дата рождения Низами неизвестна. Известно только, что он родился между 1140-1146 годами. По сложившейся традиции, годом рождения Низами принято считать 1141 год, который официально признан ЮНЕСКО. На этот год указывает сам Низами в поэме «Хосров и Ширин», где в главе «В оправдание сочинения этой книги» он пишет о том, что родился «под знаком Льва». В той же главе он указывает, что в начале работы над поэмой ему было сорок лет, получается, что родился в 1141 году. В тот год солнце находилось в созвездии Льва с 17 по 22 августа, из чего следует, что Низами Гянджеви родился в этот период. На протяжении всей жизни Низами Гянджеви жил и творил в древнем азербайджанском городе Гянджа, являвшихся одним из важных культурных центров того времени, именно здесь он создал восхитительные жемчужины словесного искусства, обогатившие историю философской и художественно-эстетической мысли Ближнего и Среднего Востока.
Имя и литературный псевдоним
О жизни Низами известно мало, единственным источником информации являются его произведения. Но и там не содержится достаточного количества надежной информации о личной жизни поэта, в результате чего его имя окружено множеством легенд, которые еще более украсили его последующие биографы. Настоящее имя поэта - Ильяс, его отца звали Юсуф, деда Заки. После рождения сына Мухаммада имя последнего также вошло в полное имя поэта, которое таким образом стало звучать: Низам ад-Дин Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф ибн Заки ибн Муайяд. А в качестве литературного псевдонима («лакаб») поэт выбрал имя «Низами», означающий «нанизывающий слова». В то же время есть данные, что отец поэта мог быть чиновником, а мать - дочерью вождя курдского племени. После смерти рано скончавшихся родителей, Низами воспитывал брат матери, который был богословом.
Блестящее образование
Низами Гянджеви был блестяще образован. В те времена предполагалось, что поэты должны быть хорошо сведущи во многих дисциплинах. Однако, и при таких требованиях к поэтам Низами выделялся своей ученостью. Его поэмы свидетельствуют не только о прекрасном знании арабской и персидской литературы, традиций, но и математики, астрономии, алхимии, медицины, ботаники, богословия, толкований Корана, исламского права, христианства, иудаизма, иранских мифов и легенд, истории, этики, философии, эзотерики, музыки и изобразительного искусства. Низами часто называют «Хаким» (мудрец), его считают философом и гностиком, хорошо владевшим различными областями исламской философской мысли.
Свобода творчества
Хотя о жизни Низами сохранилось мало информации, однако точно известно, что он не был придворным поэтом, так как опасался, что в такой роли утратит честность, и хотел, прежде всего, свободы творчества. Сохранилось предание о том, как один из правителей-атабеков тщетно приглашал Низами ко двору, но получил отказ. Однако, считая поэта святым человеком, подарил ему пять тысяч динаров и владение с 14 селениями. Таким образом, Низами, в отличие от придворных поэтов, сохранил самостоятельность, будучи далеким от дворца. Правда, он посвящал свои произведения отдельным правителям, чтобы получить от них необходимое для жизни вознаграждение. Но даже тогда, когда он получал заказ на создание произведения на определенную тему, творил в соответствии со своими философски и эстетическими воззрениями, не стремился лишь угодить правителю. Следуя традиции, свои произведения Низами посвящал правителям из различных династий. Так, поэму «Лейли и Меджнун» Низами посвятил Ширваншахам, «Семь красавиц» - сопернику Ильдегизидов - одному из атабеков Мараги (Ахмадилидов) Ала ал-Дину.
Личная жизнь
В конце 60-х годов произошло важное событие в жизни Низами. 30-летний поэт впервые в жизни испытал настоящую любовь. Правитель Дербента подарил ему юную пленницу Афаг. Гордую и красивую девушку Низами ввел в свой дом не как невольницу, а как законную и почитаемую жену. Афаг не была образованна, но зато, как вспоминал поэт, обладала незаурядным умом, внутренней культурой, прекрасно знала народные сказания и песни, героические легенды своего народа. Афаг сыграла в жизни поэта заметную роль. Она вдохновила его на создание пленительных женских образов Ширин, Нушабе, Нистандарджихан. В 1174 году она подарила поэту сына Мухаммеда. Эти годы любви и семейного счастья, были самой светлой порой в жизни поэта. Он приступает к созданию своей первой дидактической поэмы «Сокровищницы тайн». К моменту завершения поэмы умирает жена Афаг и ее смерть нанесла Низами глубокую рану. Потеряв жену, он всю свою любовь перенес на сына, воспитанием которого занимался лично. В большинстве своих поэм Низами посвящал сыну специальную главу под названием «Наставления моему сыну Мухаммеду», которые имеют важное значение для понимания педагогических взглядов поэта. Низами был женат трижды. Две другие жены также умерли, притом, что смерть каждой из жен совпадала с завершением Низами новой эпической поэмы, в связи с чем поэт сказал: «Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой!»
Сокровищница тайн
Цикл из 5 эпических поэм снискал большую славу автору «Хамсе» («Пятерицы»). В 1178 году была создана «Сокровищница тайн» - первая поэма Низами, содержавшая новые для литературы XII века мысли и идеи. Ссылаясь именно на это произведение, некоторые ученые считали Низами поэтом-суфием. В этой поэме автор хотел преподать правителям урок справедливости и человеколюбия. Он смело разоблачает самоуправство и тиранию правителей, выступая защитником обреченных и угнетенных людей. В основе поэмы «Хосров и Ширин» (1180 год) заложен легендарный сюжет, изложенный также другим классиком литературы Фирдоуси: предание о любви шаха Хосрова к красавице Ширин. В своей трактовке Гянджеви впервые отводит главную роль героине, наделяя её высокими моральными качествами. В основе поэмы «Лейли и Меджнун» (1188 год) лежит старинная арабская легенда о несчастной любви юноши-поэта Кайса, прозванного Меджнун (буквально - «одержимый»), к красавице Лейли. Низами Гянджеви придал легенде монументальность и законченность, развил характеры героев, психологически мотивировав их поступки. Поэма «Семь красавиц» (1197 год) создана по мотивам средневековой восточной легенды о шахе Бахраме Гуре, который превращается из легкомысленного шаха в справедливого и умного правителя. Поэма «Искандер-наме» (1203 год) - социальная утопия Низана Гянджеви, объединяющая историческое повествование с философскими размышлениями и состоит из двух частей -«Шараф-наме» («Книга славы») и «Икбал-наме» («Книга счастья»). В центре поэмы образ Искандера - Александра Македонского, предстающего защитником всех обиженных и угнетенных. Образ идеального правителя дополнен смелой для своего времени идеей: как бы ни был хорош государь, совершенное общество - то, где все люди равны: нет ни богатых, ни бедных, ни властей, ни подчинённых.
Необычная поэзия
Язык поэм и стихов Низами отличается необычностью. Он избегает употребления обычных слов для описания действий, эмоций и поведения своих героев. Другой его особенностью является создание афоризмов. Так, в поэме «Лейли и Меджнун» Низами создал стиль, который отдельные авторы назвали «стилем эпиграмм», а многие из созданных им афоризмов стали пословицами. Сам Низами назвал свой стиль «гариб», что переводится, как «редкий, новый». Себя же он называл «волшебником слов» и «зеркалом незримого». Низами писал поэтические произведения, отличающиеся драматичностью. Его герои живут под давлением действия и должны принимать решения, чтобы познать самих себя и других. С одинаковым мастерством и глубиной Низами изображал как простых людей, так и царственных особ. С особым теплом он изобразжает ремесленников и мастеровых, рисует образы художников, скульпторов, архитекторов и музыкантов, которые часто становились ключевыми в его поэмах. Он хорошо знал исламскую космологию, и эти знания претворял в своей поэзии. Поэт был твердо уверен, что единство мира можно воспринять посредством арифметики, геометрии и музыки. Он также знал нумерологию и считал, что числа являются ключом от взаимосвязанной вселенной, так как посредством чисел множество становится единством, а диссонанс - гармонией.
Пуччини и Семь красавиц
Мало кому известно о том, что сюжет поэмы «Семь красавиц» Низами послужил основой для написания знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Турандот», первое представление которой состоялось 25 апреля 1926 года в итальянском Милане. Это, в свою очередь, является иллюстрацией известности Низами, выходящей за пределы азербайджанской литературы. К творчеству азербайджанского поэта обращался также великий немецкий мыслитель Иоганн Вольфганг Гете, создавший свой «Западно-восточный диван» под влиянием восточной поэзии. В «Комментариях и эссе относительно Западно-восточного дивана». Гёте обращается к Низами и упоминает героев его поэм:
Мука любви без любовных отрад,
Это Ширин и Ферхад.
В мир друг для друга пришли,
Это Меджнун и Лейли.
Смерть поэта
Последние годы жизни Низами Гянджеви болел и почти не выходил из дома. Создав гениальные произведения, он так и не разбогател. Дата смерти Низами до сих пор осталась не уточненной. Однако существует предположение, что кто-то из близких Низами людей, возможно сын, описал кончину поэта и включил эти строки во вторую книгу романа об Искендере, в главу, посвященных смерти античных философов - Платона, Сократа, Аристотеля. В этом описании указан возраст автора по мусульманскому календарю, что соответствует дате смерти в 598 году хиджры (1201/1202 годы). В описании указан возраст автора «Искендер-наме»:
Шестьдесят было лет и три года ему,
И шесть месяцев сверх, - и ушел он во тьму,
Все сказав о мужах, озарявших своими
Поученьями всех, он ушел вслед за ними.
Хоронили великого поэта с большими почестями. Его могила, над которой воздвигнут мавзолей, стала местом массового паломничества. В 1991 году был построен новый комплекс, включающий помимо самого мавзолея парк и скульптурную группу, иллюстрирующую произведения поэта. Современный мавзолей представляет собой монументальное сооружение высотой около 20 м, цилиндрической формы, выполненное из красного гранита и обтёсанное на манер полукруглых граней. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.
Наследие мыслителя
Поэт-мыслитель заложил основу большой литературной школы, состоявшей из его многочисленных последователей. Произведения Низами, украшающие знаменитые библиотеки и музеи, придали импульс и развитию искусства восточной миниатюры. Герои его поэм - Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Искандер - до сих пор остаются общеизвестными как в исламском мире, так и в других странах. Первые переводы произведений Низами на западноевропейские языки стали осуществляться, начиная с XIX века. Одним из лучших изданий произведений азербайджанского поэта является издание поэмы «Семь красавиц», которое было осуществлено Хельмутом Риттером и Яном Рыпкой в 1934 году в Праге.
В честь 850-летия поэта 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами. Юбилейные мероприятия, международные конгрессы, посвященные его творчеству, прошли в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Лондоне и Табризе... В родном городе поэта - Гяндже возведен мавзолей, в Баку, Санкт-Петербурге, Пекине и Риме установлены памятники. В городах Азербайджана именем мыслителя названы улицы и парки. Одна из самых красивых станций Бакинского метрополитена - «Низами» - украшена мозаикой по мотивам поэмы «Пятерица». Именем Низами назван кратер на Меркурии. C 2013 года в структуре Оксфордского университета действует Научный центр Азербайджана и Кавказоведения имени Низами Гянджеви.