Итоги визитов в Баку президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
Первые дни лета дают все основания полагать, что на Южном Кавказе оно обещает быть жарким не только климатически, но и политически. Дело не только в том, что в азербайджано-армянском урегулировании с каждым днем появляется все больше просветов в привычных нам предгрозовых тучах.
Мы наблюдаем новую тенденцию. Пришли в движение ключевые государства сразу нескольких регионов, лидеры которых понимают, что Южный Кавказ стоит на пороге больших перемен.
Все по своему стремятся не упустить момент, не прозевать свой шанс, чтобы этими переменами вовремя воспользоваться и получить от них реальную выгоду. А именно, привлечь новые инвестиции, ресурсы, обрести возможности для коммуникации, наконец, получить возможность повысить свой авторитет и вес и заработать политический капитал.
В условиях этой новой реальности на этой неделе Баку посетили лидеры двух близких по стратегиям развития государств премьер-лиги мировой политики -- президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф.
Только что переизбранный на новый срок турецкий лидер по традиции первым государством для своего высшего в дипломатической иерархии визита выбрал Азербайджан. Ничего удивительного в этом не было. Но вот что удивило, так это то обстоятельство, что на азербайджанской дипломатической площадке, в гостях у президента Алиева, турецкий президент в эти фактически передал эстафету пакистанскому премьеру.
Случайно ли это? Полагаю, что нет. Не секрет, что Турция и Пакистан -- наиболее близкие военно-политические партнеры Азербайджана не только в исламском мире, но и за его пределами.
Здесь срабатывают не только прагматичные интересы realpolitik, но и многие фундаментальные, глубинные вещи. Общие ценности, общность веры, культуры и истории, совпадение или близость взглядов по региональным и глобальным проблемам.
Находясь в Баку и заявляя о готовности открыть в освобожденной Шуше турецкое генконсульство, президент Эрдоган заметил, что это станет его общим с президентом Алиевым посланием всему миру и, в частности, Армении.
Рассуждая о том, что азербайджанская армия будет развиваться по турецкой модели, он также говорил о том, что турецко-азербайджанское единство важно не только для народов двух стран, но и для региона и всего тюркского мира.
В свою очередь, Пакистан имеет самые близкие отношения с Турцией, подтверждением чего стала та помощь, которую страна, находящаяся в непростом экономическом положении, оказала Турции в ликвидации последствий недавнего землетрясения.
При этом Баку и Исламабад не год и не два не скрывают, что оказывают друг другу полную политическую и дипломатическую поддержку. В условиях азербайджано-армянского конфликта в Исламабаде неизменно выражали полную солидарность с братским народом Азербайджана.
Пакистан всегда заявлял о том, что верит в восстановление территориальной целостности и суверенитета Азербайджана над Карабахом и всеми оккупированными территориями страны. Сейчас, когда эта целостность восстанавливается, возникают принципиально новые возможности для многостороннего межрегионального взаимодействия.
Оказывая Баку политическую поддержку по Карабаху, Исламабад в ответ всегда получал поддержку Азербайджана по «кашмирскому вопросу» на различных международных форумах.
Таким образом, карабахский конфликт в свое время запустил процесс ускоренного формирования треугольника Баку--Анкара-Исламабад, участники которого заговорили о связывающих их «братских отношениях» и укреплении стратегического партнерства крупнейших суннитских республик.
И вот сегодня мы видим, как совокупный потенциал этого геополитического треугольника может быть направлен на обеспечение задач устойчивого развития, частью которого должна будет стать признавшая территориальную целостность Азербайджана и принадлежность ему Карабаха Армения.
То есть, треугольник Анкара-Баку-Исламабад остался, но ситуация в регионе кардинально меняется, открывая перед этим неформальным тройственным союзом новые возможности.
Об этих переменах и открывающихся перед государствами региона новых возможностях президент Эрдоган говорил с сопровождавшими его журналистами после завершения визита в Баку. В этой беседе прозвучало много новых интересных моментов, проливающих свет на особенности региональной политики и формирующихся в ней трендов. Так, по словам турецкого лидера, в своей внешней политике его страна не стремится противопоставлять Запад Востоку. Отметим, что такой же многовекторности придерживаются Баку и Исламабад.
Говоря о ситуации на Южном Кавказе, Эрдоган выразил надежду, что продвижение мирного процесса между Баку и Ереваном будет способствовать и нормализации отношений Турции и Армении. «Двери для мира в регионе, где было много горя, приоткрыты. Поэтому стороны не должны упускать этот шанс и действовать ответственно», - заявил он.
Обращает на себя внимание, что турецкий лидер назвал «важным шагом» недавний визит Никола Пашиняна в Анкару для участия в церемонии его инаугурации. По его словам, позитивно ответив на приглашение из Анкары, премьер Пашинян преодолел немало преград и оппозиционные настроения в своей стране.
При этом президент Эрдоган сделал особый акцент на том, что Пашинян пока не сделал ни шагу назад в процессе нормализации армяно-турецких отношений, несмотря на оказываемое на него давление.
Что же касается многострадальной темы Зангезурского коридора, то возражения по его открытию, которые исходят из Еревана, имеют внешнюю природу. За ними стоит Иран, который тоже осознает, что в регионе наступают перемены и в связи с этим опасается, что эти перемены принесут дивиденды другим государствам, в то время как Тегеран окажется чуть ли не у разбитого корыта. На чем основаны эти опасения не вполне понятно, тем более, что в исламском мире наблюдается уход от прежнего раскола и происходит примирение старых соперников. Вот уже Иран помирился с Саудовской Аравией. Турция, Азербайджан, Пакистан, Иран - мусульманские государства и соседи по региону, которые могут извлекать гораздо больше практической выгоды из взаимодействия, а не попытки что-то друг у друга отжать или кого-то куда-то оттеснить.
Давайте рассуждать предметно. Пошлины на перевозку грузов железнодорожным транспортом очень высоки, отрицать это глупо. Но почему в таком случае нужно чинить препоны разблокированию коммуникаций, устраивать какую-то ненужную возню вокруг Зангезурского коридора? Ведь понятно же, что при позитивном подходе к вопросам коммуникаций в регионе вполне можно было бы сформировать единую железнодорожную и автомобильную сеть Турция - Азербайджан - Иран.
Иранские официальные лица ранее обосновывали свои возражения опасениями за безопасность Армении и региона.
Но ведь процесс примирения, о котором говорил Эрдоган, уже идет, поэтому нужно менять старые подходы, отбрасывать былые страхи и фобии, разве не так?
Еще одним веским аргументом в пользу этого становится обсуждавшийся в ходе визита президента Эрдогана в Баку проект Транскаспийского международного транспортного маршрута, также известного как «Средний коридор». В современных геополитических условиях его значение еще больше возрастает. , заявил во вторник президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Объем грузов, проходящих через Азербайджан, то есть по Каспийскому морю, с каждым годом увеличивается и будет продолжать увеличиваться. Поэтому в Азербайджане расширяются транспортно-логистические возможности. Азербайджан расширяет пропускную способность Бакинского морского порта до 25 миллионов тонн. Железные дороги, судостроительный завод и другая транспортная инфраструктура выводятся на самый современный уровень. Учитывая, что Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море далее в страны Европы, это еще один проект, который должен позволить всем сделать ставку на стабильность и устойчивое развитие.
В общем, мы видим, как продвижение мирного процесса между Баку и Ереваном способствует нормализации отношений Турции и Армении, а это, в свою очередь, создает условия для того, чтобы к процессу превращения Южного Кавказа в новый локомотив роста одно за другим подключались и другие государства. Это будут не только Пакистан и Иран. Идею многостороннего сотрудничества и разблокирования коммуникаций активно поддерживает и Россия, делающая все большую ставку на сотрудничество с ведущими государствами региона.
Не нужно думать, что эти планы, которые рождаются и реализуются у нас на глазах - это утопия. Это реальность завтрашнего дня, в которой мы еще увидим много новых треугольников и многоугольников мира и развития.