AZN = 55.81 RUB
USD = 94.87 RUB
EUR = 104.74 RUB

A
Что скажет Строкань: Карабах бросает вызов миру (видео)

Позитивные перемены в треугольнике Турция-Азербайджан-Армения и нарастающее сопротивление мирному процессу в регионе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Армяно-азербайджанское урегулирование, еще не ставшее реальностью, обретает то, чего ему всегда катастрофически не хватало - движение. Движение в мирном процессе начисто отсутствовало в приснопамятные времена Минской группы ОБСЕ, а после нее было волнообразным, спонтанным и импульсивным.

Сегодня же, несмотря на пока невысокий, если судить по официальным заявлениям, «коэффициент полезного действия» встреч и переговоров, проходящих на разных площадках, нельзя не признать главного: движение к миру началось, и это не бег по замкнутому кругу. Процесс явно пошел и набирает темп.

Подтверждений этого, пусть и не прямых и не столь очевидных, все больше. Нужно только внимательно наблюдать за тем, что происходит вокруг и анализировать, делать выводы.

В этом смысле, с моей точки зрения, визитной карточкой или картинкой наступающих перемен, стало событие, не имеющее прямого отношения к переговорному процессу между Баку и Ереваном. Этим событием неожиданно оказалась церемония инаугурации переизбранного на новый срок президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, на которую прилетели не только Ильхам и Мехрибан Алиевы, которые не могли не прилететь, но и Никол Пашинян.

Между Арменией и Турцией сегодня еще нет дипломатических отношений, граница между ними закрыта вот уже 30 лет - с 1993 года. Закрыта граница была по инициативе Анкары - из-за карабахского конфликта. Однако Никол Пашинян не стал ждать, когда отношения Еревана и Анкары будут восстановлены, а граница будет открыта. Армянский премьер прилетел к президенту Эрдогану в столь важный для него день, ставший точкой отсчета нового цикла его правления. А ведь мог и не прилететь, поскольку Эрдоган не союзник и не партнер, а лидер некогда враждебного Армении государства. Еще не так давно непреодолимой пропастью между сторонами была тема геноцида армян 1915 года, но вот, спустя более чем столетие, появились и другие темы и готовность их обсуждать. Поэтому со стороны армянского премьера это был смелый, но при этом напрашивавшийся сам собой политический жест, демонстрация готовности вести новую политику.

Очень знаковыми, говорящими, можно считать даже фотографии с церемонии инаугурации турецкого лидера, на которых среди других иностранных гостей запечатлены Алиев и Пашинян, общающиеся между собой. На лицах - спокойствие и улыбки, лидеры о чем-то непринужденно беседуют.

Да, это никакие не переговоры, на которых обсуждаются трудноразрешимые вопросы, перепалку по которым мы недавно наблюдали на встрече в Москве. Это, что называется, были разговоры запросто, есть такой жанр. Но именно в таких разговорах на полях тех или иных международных мероприятий возникают условия для движения на переговорах, создается новая атмосфера. Атмосфера доверия, без которой никогда не завершались позитивным результатом ни одни переговоры в мире.

Находясь в Анкаре, Ильхам Алиев и Никол Пашинян провели короткую встречу - какую уже по счету. И судя по всему, между двумя лидерами уже нет того былого напряжения, которое мы наблюдали раньше, когда в дискуссии о Карабахе после пашиняновского «и точка», последовало уже вошедшее в учебники дипломатии алиевское «и восклицательный знак!».

На сегодняшний день в этом вопросе все нужные знаки препинания расставлены в правильном порядке. Ереван признал Карабах территорией Азербайджана, и как заявил на этой неделе глава МИД Армении Арарат Мирзоян, «мы не получили мандат от жителей Нагорного Карабаха на переговоры о будущем, и соответственно, не имеем права определять их статус, мы даже не пытаемся этого делать». То есть, Ереван уже не произносит это раскалывающее, взрывающее, отравляющее слово «статус».

А вот еще одно признание Арарата Мирзояна, сделанное на этой неделе: «Четкое обозначение площади территорий, на которых стороны признают целостность друг друга, необходимо для большей ясности и является политическим решением».

В самом деле, ясность нужна, как нужны и политические решения. Судя по всему, осознание этого приходит в ходе переговоров на разных площадках и в разных форматах.

Жаль, что приходит это понимание не так быстро, но это и есть то самое движение, пусть и на малых скоростях.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, встречаясь на этой неделе с секретарями советов безопасности стран ОДКБ, определил задачу мирного процесса между Баку и Ереваном так: «необходимы терпение и попытки найти решение вопроса, чтобы было выгодно и Армении, и Азербайджану». Взвешенный, непредвзятый взгляд из Минска. Еще одна фиксация того, что процесс урегулирования на Южной Кавказе идет.

О том, что Ереван и Баку сегодня находятся «на пороге мира», заявил на этой неделе на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов. Причем, по его словам, такая ситуация возникла впервые за время независимого развития двух государств, благодаря тому, что стороны взяли на себя обязательство взаимно уважать суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность границ друг друга. Отвечая на вопросы журналистов, Джейхун Байрамов заявил, что считает подписание мирного договора с Арменией неизбежным, хотя, как он добавил, «невозможно предсказать, сколько времени займет этот процесс».

Это определение - «на пороге мира», безусловно, и есть новое качество, поскольку еще недавно из-за бойкота армянской стороны в переговорном процессе был шестимесячный перерыв.

Конечно, перестрелок на границе, нарушений режима прекращения огня незаконными армянскими вооруженными формированиями в Карабахе, взаимных обвинений и выпадов хватает. Многие ухватились за новость о том, что планировавшая на следующей неделе встреча министров иностранных дел двух стран в Вашингтоне отложена по инициативе Баку.

Кто-то усмотрел в этом новые проблемы в переговорном процессе: дескать, опять есть угроза отката!

Конечно, проблемы есть и еще будут, но главное - процесс идет, позиции сторон медленно, но сближаются, белых пятен и недоговоренностей с каждой встречей становится все меньше и меньше. При этом прагматизма становится все больше и больше.

Вот об этом нужно говорить в первую очередь, а не о разногласиях, потому что у нас на глазах в муках дипломатии рождается новая реальность.

Еще одним признаком того, что ситуация в переговорном процессе меняется, стали настоящая истерика и паника, которые царят в руководстве все еще не контролируемой Баку части бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской республики.

Главный враг здесь теперь уже не Ильхам Алиев, а Никол Пашинян, в адрес которого посылаются проклятья, обвинения в национальном предательстве, отказе защищать пресловутый статус Карабаха. И вообще, чего только можно не услышать о нем, даже то, что он не армянин. Потому что армянин, уважающий свой народ, не будет ехать на поклон к Эрдогану.

Что можно сказать по этому поводу? Армянин старого мышления, с главной мыслью о геноциде 1915 года, воспитанный в тонусе перманентной конфронтации с Турцией, в самом деле, к турецкому президенту не поедет: еще чего не хватало.

Но у Никола Пашиняна еще есть нерастраченный шанс стать лидером с новым мышлением, делающим такую встречу обязательной. Поэтому он и поехал на инаугурацию в Анкару.

В самом же Карабахе продолжает жить своей жизнью непотопляемый островок старого мышления, обитатели которого оказываются все более обособленными от остального мира.

Им все труднее внушать идею о статусе или независимости международному сообществу, которое не проявляет к этой идее интереса, если он у кого-то был. Нет этого интереса ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе, ни в Москве, ни в Минске.

Да, есть еще диаспора в разных странах мира, которой это жизненно важно, но для нее при всем ее влиянии протолкнуть эту идею - уже непосильная задача.

Это еще один признак новой реальности.

Сколько не говори «халва», во рту слаще не станет, сколько ни произноси «Арцах», статуса или независимости нисколько не прибавится. На этой неделе снова весьма категорично прозвучало, Пашинян - это никто и звать его никак и что некий народ Арцаха никогда не будет жить в составе Азербайджана.

Но как этого добиться, как не жить в составе Азербайджана, когда его суверенитет не ставит под сомнение сама Армения?

Какие для этого есть ресурсы, возможности?

На эти вопросы пока следует один ответ, что, дескать, дух народа, который не будет частью Азербайджана, сломить невозможно. Это что - призыв к сопротивлению, вызов суверенитету и государственной целостности Азербайджана или просто напыщенная опасная демагогия, чреватая эскалацией?

О каком народе идет речь, наконец, кто спрашивал его мнение и учитывал его интересы? Налицо демонстрация готовности к конфронтации. Но зачем, какова конечная цель?

Невозможно себе представить, что Баку с этим смирится. Вопрос лишь в том, как долго это еще можно будет произносить, не неся ответственности за свои слова, бросающие вызов территориальной целостности государства.