В поздравительной телеграмме, которую он направил азербайджанскому лидеру, президент России Владимир Путин назвал результаты выборов выражением всенародной поддержки политики ускоренного социально-экономического развития Азербайджана и укрепления его позиций на мировой арене, проводимой Ильхамом Алиевым, а также еще одним подтверждением его высокого политического авторитета.
Это главные тезисы, квинтэссенция смысла, которые, впрочем, нуждаются в аналитическом осмыслении.
На какие же аспекты следует обратить особое внимание?
Во-первых, выборы эти были внеочередные, проходившие более чем на год раньше запланированного срока. Изначально они должны были состояться в апреле 2025 года, однако в декабре прошлого года Ильхам Алиев подписал указ о досрочных выборах, назвав голосование 7 февраля этого года отсчетом новой эпохи в жизни азербайджанского государства.
Ни для кого не секрет, что президентские выборы в Азербайджане традиционно представляли собой общенациональный акт подтверждения легитимности двух его лидеров последних десятилетий - Гейдара и Ильхама Алиевых. Тем не менее, президентские выборы этого года, в ходе которых Ильхам Алиев шел уже на пятый президентский срок, отличались от всех предыдущих выборов сразу по нескольким показателям.
Во-первых, впервые в истории азербайджанского государства президентские выборы проходили во всей стране, включая территорию прекратившего свое существование в сентябре прошлого года сепаратистского образования - непризнанной Нагорно-Карабахской республики.
«Оплот сепаратизма», на протяжении трех десятилетий бросавший вызов Баку, в итоге вошел в состав страны как Карабахский экономический район Азербайджана.
Во-вторых, выборы 2024 года проходили в условиях небывалой внутренней консолидации вокруг фигуры Ильхама Алиева - лидера правящей партии «Ени Азербайджан».
Зарегистрировавшихся кандидатами еще шестерых претендентов трудно назвать участниками президентской гонки, поскольку гонки как такой не было ввиду отсутствия реальной конкуренции. Каждый претендент имел возможность изложить свою программу во время бесплатного эфира на общественном телевидении и радио, а также на страницах официальных газет, но для других претендентов проблема была в том, что излагать-то им по большому счету, было нечего. Для того чтобы предложить альтернативную стратегию развития, нужно было бы для начала ее придумать и сделать ее привлекательной для избирателей.
Но что можно придумать в качестве альтернативы мирному воссоединению страны, возвращению ее территорий, решению проблемы беженцев в рамках программы «Великое переселение»?
Люди в своей подавляющей массе хотят именно этого и ничего другого. Ильхам Алиев - национальный лидер, который в полной мере реализует этот запрос общества в своей политике.
Этим и объясняется такой заоблачный процент поддержки - настоящий, а не нарисованный или сфальсифицированный.
Если разбирать ситуацию более подробно, то отсутствие конкуренции предопредели события последних лет, произошедшие между нынешними и предыдущими выборами.
Победа во Второй Карабахской войне осени 2020 года и последовавший через три года после этого быстрый демонтаж сепаратистского образования НКР, который удалось осуществить в течение одного дня, стали главными козырями действующего президента, гарантировавшими ему беспроблемное переизбрание.
Побить эти козыри было невозможно.
Но зачем тогда понадобилось ускорять время и проводить голосование более чем на год ранее изначального срока? Ведь все равно Ильхам Алиев мог бы уверенно победить и на выборах 2025 года. Тем не менее, форсировавший продление своих полномочий президент дал понять, что он намерен как можно скорее конвертировать дивиденды от военных успехов в достижении мирного переустройства страны и региона, включающего долгосрочное урегулирование с Арменией. И вот мандат на проведение такой политики на ближайшие семь лет получен.
В то время как в самих президентских выборах отсутствовал какой-либо драматизм, оставался вопрос о том, как будут интерпретированы их итоги в мире. Еще одной особенностью завершившихся президентских выборов в Азербайджане было то, что они проходили на фоне беспрецедентного кризиса в отношениях с Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), наблюдатели которой приглашения в Азербайджан не получили.
Приняв в октябре прошлого года, после демонтажа сепаратистского образования в Карабахе, откровенно антиазербайджанскую резолюцию, ПАСЕ тем самым показала, что она не собирается быть объективным, беспристрастным арбитром на Южном Кавказе. Но если наблюдатели ПАСЕ поехали бы на выборы не наблюдать за ними, а затем, чтобы потом попытаться облить Азербайджан грязью, то зачем нужно было бы их приглашать? Вот их и не пригласили.
Что посеешь, то и пожнешь, пусть в ПАСЕ знают.
Помимо ПАСЕ, приглашения для своих наблюдателей на выборы 7 февраля не получили США и ЕС, также выступившие с критикой действий Баку по демонтажу НКР и восстановлению территориальной целостности страны. Мотив отсутствия приглашения им был все тот же - зачем приглашать тех, кто готов был ехать в страну не фиксировать происходящее, а искать повод для продолжения пропагандистской войны против Баку.
В итоге западная делегация наблюдателей на выборах этого года была представлена группой из 280 членов краткосрочной миссии и 26 членов долгосрочной миссии ОБСЕ.
Это минимальный состав миссии ОБСЕ за всю историю наблюдения за выборами в Азербайджане.
Надо сказать, что миссия ОБСЕ, верная своей давней традиции, все-таки попыталась навести тень на плетень и выразить недовольство прошедшим голосованием.
Что же, однако, не понравилось этой организации, от прежней репутации которой сегодня мало что осталось?
В заявлении ОБСЕ отмечается, что «хотя выборы были эффективно подготовлены, критические голоса и политические альтернативы в основном отсутствовали» По оценке главы группы краткосрочных наблюдателей ОБСЕ, хотя в избирательной кампании приняли участие еще шесть кандидатов, ни один из них убедительно не бросил вызов политике действующего президента.
В связи с этим, ОБСЕ сокрушается, что избиратели остались без какой-либо реальной альтернативы.
Вот это и есть еще один момент истины, а именно, сеанс саморазоблачения ОБСЕ, в ходе которого мы увидели злой умысел. Только вдумайтесь: ОБСЕ недовольна тем, что никто не представил альтернативы политике мирного развития Азербайджана, никто не бросил вызов лидеру, который идет на досрочные выборы, чтобы твердо и последовательно продолжать эту политику в интересах всего народа.
То есть, ОБСЕ фактически выступила против социальной стабильности и мирного развития Азербайджана, выбравшего свое будущее без подсказок извне.
Кроме того, наблюдатели ОБСЕ заявили о том, что они «отметили существенные недостатки, связанные с вопросами тайны голосования, отсутствием гарантий против многократного голосования, признаками вброса бюллетеней». Но при этом ни одного-единого примера нарушений найти не удалось. Весьма вероятно, что эти оценки ОБСЕ были написаны еще до выборов и их просто достали из компьютеров и зачитали в нужный момент.
Какой из этого можно сделать вывод?
В Баку получили еще одну возможность увидеть, кто друзья Азербайджана - смотри поздравительные телеграммы Ильхаму Алиеву, а кто его неисправимые недруги. При этом, как выяснилось, без армии западных наблюдателей в кавычках вполне можно обойтись: небо на землю не упало, выборы прошли, их легитимность, несмотря на одинокий плевок ОБСЕ, не ставится под сомнение. Кто-то, возможно, хотел бы это сделать, но Азербайджан не дал для этого ни одной зацепки.