AZN = 54.01 RUB
USD = 91.82 RUB
EUR = 98.95 RUB

A
Брюссельская капуста для Армении. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Новую интригу в отношениях Армении с Россией и Азербайджаном и в ситуации на Южном Кавказе, возникшую после встречи США-ЕС-Армения в Брюсселе разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для «Москва-Баку»

На геополитической доске постсоветского пространства, придуманной главным американским советологом всех времен Збигневом Бжезинским, на этой неделе разыгрывалась сложная армянская партия. Этой партией стала встреча в Брюсселе премьер-министра Армении Никола Пашиняна, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и госсекретаря США Энтони Блинкена. Событие это обозначило новый водораздел после распада СССР и начинающееся перераспределение ролей мировых держав в стратегически важном регионе.

Не удивительно, что за встречей США-ЕС-Армения напряженно следили в Москве и Баку, и она не могла не вызывать озабоченность. Пытаясь снять это негативное электричество, секретарь Совбеза Армении Армен Григорян накануне заявил, что региональные вопросы и вопросы безопасности обсуждаться не будут, а будут обсуждаться некие «новые системные вопросы». Он также выступил с обвинениями в адрес официального представителя МИД России Марии Захаровой, которая якобы создавала вокруг этой встречи некие ложные нарративы.

На самом же деле, ложными следует считать подобные утверждения о том, что в Брюсселе, якобы, собрались обсуждать не безопасность и проблемы региона, а некие «новые системные вопросы». Это чистое словоблудие - никаких абстрактных системных вопросов не существует. Добавим, что об этой встрече нужно судить не по официальным заявлениям, которые мы услышали от трех участников вышедших к прессе, а по переговорам, которые шли за закрытыми дверями.

Антироссийская и антиазербайджанская риторика с подачи Запада звучала в Ереване и раньше. Однако на этот раз все уже не сводилось просто к риторике. Смысл встречи в Брюсселе состоял в том, чтобы согласовать первые шаги по началу евроатлантической интеграции Армении, включая предоставление Еревану неких «гарантий безопасности», гарантий, согласуемых за закрытыми дверями, за спиной у России и Азербайджана.

На что же рассчитывает Ереван?

В ходе этого процесса Армения надеется получить политическую, экономическую и военную помощь со стороны США и ЕС, которая при благоприятном сценарии, как надеются в Ереване, может стать беспрецедентной для бывших советских республик, входящих в Содружество независимых государств.

Учитывая это, и для России, и для Азербайджана саммит США-ЕС-Армения стал новым геополитическим вызовом. Однако при этом раздражители, возникающие для Москвы и Баку в связи со встречей в Брюсселе, несколько отличаются друг от друга. Это объясняется тем, что в отношениях с Арменией Россия и Азербайджан ставят перед собой несколько разные задачи.

Для России Армения - все еще союзник, хотя и все более проблемный. Армения - все еще член Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАЗэс). Не упуская возможности устроить демарш в ОДКБ и ЕврАЗэс, Ереван, как ни в чем ни бывало, при этом пользуется теми многочисленными преференциями, которые дает евразийское интеграционное объединение его далеко не самой успешной экономике, и это объединение позволяет поддерживать его экономику наплаву.

Однако в случае с Азербайджаном разыгрывается другой сценарий. Для Азербайджана, не входящего в ОДКБ и ЕврАЗэс, Армения - это соседнее государство, с которым Баку находился в состоянии 30-летнего территориального конфликта и по состоянию на сегодняшний день так и не довел до конца процесс мирного урегулирования после двух войн и возвращения Карабаха.

Вопросы демаркации и делимитации границы и территориального размежевания остаются нерешенными.

В связи с этим появление на горизонте мирного урегулирования новых могущественных внешних игроков, играющих за Армению -- таких как США и ЕС, сделает задачи азербайджанской дипломатии на порядок более сложными.

Во-первых, становится непонятным, с кем теперь Баку договариваться об условиях мира - с Ереваном, на глазах теряющим субъектность, с Брюсселем или с Вашингтоном. Готовы ли будут эти игроки предложить Азербайджану те условия, которые его устроят, учитывая их закулисную игру с Ереваном?

В связи с возникающими многими вопросами разберем ситуацию с этими вызовами для Москвы и Баку более подробно.

Итак, что касается вызовов для России, то необходимо отметить, что на протяжении последних месяцев Ереван все более активно демонстрировал Западу свой евроатлантический выбор и готовность отказаться от ключевой ставки на Москву в обеспечении своей безопасности. Кроме того, армянская сторона все более прохладно относилась к евразийской интеграции, зондируя почву для переориентации на сотрудничество с Западом.

В рамках подготовки встречи в Брюсселе вице-премьер Армении Тигран Хачатрян обсудил с аккредитованными в Ереване послами США, ЕС, Франции и других западных государств вопросы экспорта и транзита «чувствительных товаров». Российский посол Сергей Копыркин на встречу приглашен не был, хотя на ней обсуждался круг вопросов, связанных с «чувствительными товарами», экспортируемыми из Армении и перевозимыми через ее территорию. Это оборудование, в том числе, двойного назначения, системы навигации, электронные интегральные схемы, запчасти для самолетов, вертолетов и беспилотников.

В целом, стратегия новых отношений Еревана с Западом была изложена в обнародованном накануне встречи в Брюсселе докладе некой «Сети друзей Армении». Этот документ был подготовлен под руководством бывшего генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена и получил длинное говорящее название.

Название это звучит так: «Углубляя отношения ЕС и Армении: больше Европы в Армении; больше Армении в Европе».

Наиболее скандальные тезисы включают в себя призывы вывести из страны 102-ю российскую военную базу, а также прекратить членство Еревана в ЕврАЗэс.

Не удивительно, что в МИД России доклад «Сети друзей Армении» вызвал крайне негативную реакцию. В российском дипломатическом ведомстве указали на то, что в докладе, «цинично провоцируются надуманные антироссийские, антиазербайджанские и антитурецкие фобии, которые в своей сути направлены на еще большее разобщение народов, а не на их примирение». Москва исходит из того, что раскручивание региональной нестабильности станет для ЕС и НАТО поводом для укрепления своих позиций в Армении и попыток распространения своего влияния на соседние страны.

Что же касается предложения в сфере безопасности, то российская сторона считает его противоречащим здравому смыслу, поскольку с первых дней существования независимого армянского государства присутствие 102-й российской военной базы и российских пограничников оставалось единственной реальной гарантией суверенитета страны.

Теперь рассмотрим те риски, которые после брюссельской встречи возникают для Баку. Переговоры о безопасности за спиной Азербайджана прежде всего создают риск долгосрочной дестабилизации в регионе и подрывают усилия по подготовке мирного договора между Баку и Ереваном.

В ходе состоявшейся на днях встречи главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова с послом по особым поручениям МИД России Павлом Князевым в Баку стороны пришли к общему мнению, что далекие от региона страны препятствуют армяно-азербайджанской нормализации. Как заявил Джейхун Байрамов, учитывая реваншистские настроения в Армении, открытые проармянские публичные выступления Вашингтона и Брюсселя могут создать в Ереване опасную иллюзию того, что ЕС и США собираются поддержать Армению в ее возможных новых провокациях против Азербайджана. Но при таком сценарии ЕС и США должны быть готовы разделить ответственность за любые возможные дестабилизирующие действия Армении.

Пытаясь снять напряженность, возникающую в связи с этим в отношениях с Баку, участники брюссельской встречи - госсекретарь США Энтони Блинкен и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен позвонили Ильхаму Алиеву. Энтони Блинкен, судя по официальным сообщениям, уверял азербайджанского лидера в том, что встреча США-ЕС-Армения не направлена против его страны. В свою очередь, Ильхам Алиев сформулировал позицию Баку весьма жестко. Вот его главные тезисы: трехсторонняя встреча в Брюсселе приведет к эскалации на Южном Кавказе, военная поддержка Армении со стороны Запада поощряет гонку вооружений в регионе, обвинения Азербайджана в намерениях напасть на Армению совершенно не обоснованы. Кроме того, полностью лживыми являются обвинения в адрес Баку в непризнании территориальной целостности Армении.

В общем, подводя итог, можно сделать вывод о том, что Москва и Баку увидели в брюссельской встрече опасную игру, которая приведет к нарушению баланса сил в регионе и также ударит по интересам и других государств, включая Турцию и Иран, которые тоже выступили против встречи в Брюсселе.

Москва и Баку разделяют ту точку зрения, что при участии Еревана на Южном Кавказе сегодня спешно возводятся новые баррикады, выстраиваются новые разделительные линии.

Происходит в тот самый момент, когда усилия российской, азербайджанской и турецкой дипломатии направлены на достижение обратной цели. Эта цель - не разъединение, а объединение государств региона в будущих интеграционных процессах, которые должны реализовываться самими этими государствами, без вмешательства внешних сил.

Все это время Армения считалась пусть слабым звеном будущего шестистороннего процесса региональной интеграции, но, тем не менее, все же его звеном и учитывалась во всех рассматриваемых в Москве, Баку, Анкаре и Тегеране проектах межрегионального развития как их потенциальный участник.

Однако встреча в Брюсселе меняет многое.

Теперь Армения может окончательно выпасть из так и не реализованных планов региональной интеграции с участием России, Турции, Ирана, Азербайджана и Грузии, окончательно потерять к этому интерес, если он у нее был, и переориентироваться на структуры евроатлантического сообщества. Вот только весьма вероятно, что вся громогласно объявленная в Брюсселе финансовая помощь Армении окажется яркой цветной брюссельской капустой, пластмассовой и несъедобной. Или скажем более определенно – Москва предупреждает, Ереван рискует оказаться у разбитого корыта.