AZN = 54.47 RUB
USD = 92.59 RUB
EUR = 100.27 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Азербайджан перешел в Высшую лигу (видео)

Повышение глобальной роли Баку после победы в войне и возвращения Карабаха, ставших одним из главных мировых событий 2020 года, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Завершившийся 2020 год, ставший для человечества испытанием планетарного масштаба в связи с пандемией коронавируса, создал немало экстремальных ситуаций, в которых проявились реальные вес и влияние тех или иных государств. Одни из них теряли очки и все больше отставали от других в продолжающейся геополитической гонке, другие топтались на месте, ничего не потеряв, но и не приобретя. И наконец, третьи вырывались вперед и заявляли о своем новом лидерстве. Среди тех, кто в 2020 году сумел не только остаться в седле и не улететь в кювет, но и совершить головокружительный рывок, оказался Азербайджан, ставший для мирового сообщества главным открытием года.

За последние годы и десятилетия мир привык к тому, что замороженные конфликты и региональные войны остаются долгоиграющими факторами дестабилизации, найти решение которых не могут ни политики, ни дипломаты, ни военные.

Ближний Восток и Дальний Восток, Южная и Центральная Азия, Африка, постсоветское пространство, где в этом году помимо Закавказья появилась угроза оттаивания конфликта в Приднестровье -- из разных регионов планеты в этом году приходили тревожные сигналы неблагополучия. А нацеленные друг на друга армии враждующих государств и военизированные формирования боевиков и террористов создавали глобальную дугу напряженности, словно напоминая человечеству о том, что ему нужно привыкать жить на пороховой бочке.

В то время как конфликтный потенциал современного мира будет только расти.

В этом смысле 44-дневная война в Карабахе, по итогам которой президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о том, что «нагорнокарабахского конфликта больше нет» и термин «нагорнокарабахский конфликт» остался в прошлом стала исключением из правила. В отличие от других международных конфликтов, конца и края которым не видно, Азербайджан добился урегулирования карабахской проблемы военно-политическими средствами и создал условия для возвращения региона к мирной жизни после 30-летия смутного времени замороженного конфликта. Сделал это Азербайджан исключительно своими силами, опираясь на собственный потенциал -- военный, экономический, человеческий, что бы там ни говорили злопыхатели, ставшие в этом году главными лузерами.

Напоминанием о том, что для освобожденного от оккупации и возвращенного Баку Карабаха начался новый отсчет времени, и уже скоро эта многострадальная земля изменится до неузнаваемости, стал состоявшийся накануне Нового года телефонный разговор главы правительства Азербайджана Али Асадова с премьер-министром России Михаилом Мишустиным. В своем телефонном разговоре Али Асадов и Михаил Мишустин, поздравив друг друга с наступающим Новым годом, подчеркнули важность совместных усилий по постконфликтному восстановлению и экономическому развитию Нагорного Карабаха.

Таким образом, уже сегодня можно сделать вывод о том, что 2021 год станет годом восстановления Карабаха. Как заявил на состоявшемся в конце года заседании Совета глав государств стран СНГ Ильхам Алиев, финансировать восстановительные работы Азербайджан намерен из собственных средств.

Вообще, последний саммит СНГ, состоявшийся 18 декабря, стал неожиданным послесловием ко второй карабахской войне, показав, что наибольший рывок среди бывших советских республик совершил именно Азербайджан.

Обращает на себя внимание, что в саммите, председателем которого был президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, приняли участие все главы государств СНГ, кроме премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Освещающий главные события с участием российского президента Владимира Путина специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ» Андрей Колесников в своей статье «Бакинский эмиссар» прямо называет состоявшийся саммит СНГ «бенефисом» Ильхама Алиева, который, по его словам, произнес на встрече «почти часовую речь победителя».

«Когда до него дошла очередь выступать (а она дошла сразу, так как «Азербайджан» начинается на «а»), Ильхам Алиев говорил около часа. И речь эта была целиком посвящена борьбе и сокрушительной победе азербайджанского народа над врагом», -- пишет Андрей Колесников.

А вот еще одно наблюдение известного российского журналиста, который всегда находится над схваткой, всегда готов задать самый острый вопрос Владимиру Путину, и в своей яркой афористичной манере называет вещи своими именами: «Ильхам Алиев говорил легко и уверенно, ни одного лишнего слова, формулировки были точными и, без сомнения, били точно в цель, как азербайджанские беспилотники по армянским танкам. Перед нами был лидер азербайджанского народа, какого, может, даже не знала история этого народа». Указав на то, что Ильхам Алиев «на двести процентов использовал уникальную возможность произнести полную торжества речь при таком стечении лидеров других стран», журналист Андрей Колесников называет одной из причин отсутствия на декабрьском саммите СНГ армянского премьера Никола Пашиняна его нежелание как побежденного участвовать в одном эфире с победителем. 

Произошедшее в этом году выдвижение Азербайджана на лидирующую роль на постсоветском пространстве, которую он будет и дальше играть вместе с Россией, проходило на фоне резкого повышения геополитической капитализации Баку на международной арене. Одним из наиболее ярких доказательств того, что Азербайджан полон решимости устанавливать свои правила игры, а не довольствоваться ролью статиста и не играть по чужим правилам, стала произошедшая в этом году радикальная переоценка роли Минской группы ОБСЕ.

Выполнявшей посредническую миссию по разрешению карабахского конфликта с 1992 года, но так толком ничего и не добившаяся Минская группа уходит в историю, которую в эти дни пишет Баку. Визит в азербайджанскую столицу сопредседателей Минской группы и реакция на него Ильхама Алиева стали еще одним событием года, обозначившим некий водораздел в отношениях Азербайджана с международными институтами.
Вот что Ильхам Алиев сказал сопредседателям во время встречи в Баку: «Приезд сюда был вашей идеей. Я могу сказать это еще раз перед камерами. Я не приглашал с визитом Минскую группу. Но когда меня проинформировали о том, что Минская группа хочет приехать, я не был против. Может у них есть, что мне сказать. Если хотите сказать при камерах, скажите. Если нет, я попрошу их уйти. Слушаю вас», - заявил Ильхам Алиев.

Согласитесь, еще год или даже полгода назад невозможно было представить, что пресловутые Мадридские принципы карабахского урегулирования столь стремительно девальвируются и потеряют смысл, и международных эмиссаров будет ждать в Баку такой прием. Но после второй карабахской войны у Ильхама Алиева были все основания и полное моральное право назвать вещи своими именами, причем, сказать это международным посредникам в лицо. Ведь Минская группа ОБСЕ не сыграла никакой роли в разрешении карабахского конфликта, что и показал со всей очевидностью 2020 год. 

Двумя ключевыми внешними игроками, которые в этом году выдвинулись на роль посредников в новом формате карабахского урегулирования, стали Россия и Турция. Новый российско-турецкий формат уже нашел первое практическое воплощение в виде совместного мониторингового центра по контролю за прекращением огня, который в ближайшее время откроется в Агдаме. Накануне Нового года, помимо телефонного разговора премьер-министров России и Азербайджана состоялся еще один важный разговор министра иностранных дел России Сергея Лаврова и главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу. Этот разговор показал, что все попытки демонизировать Турцию, обвинить её в разжигании войны в Карабахе, которые так активно предпринимались в Армении и в России рядом экспертов и СМИ, к концу года окончательно потерпели фиаско. 

Давайте посмотрим, что заявил по итогам беседы с турецким коллегой Сергей Лавров: «Наше общее мнение заключается также в том, что не должна ситуация в Нагорном Карабахе использоваться для попыток проникновения иностранных наемников в этот регион. Здесь у нас с турецкими коллегами абсолютно единые позиции», - заявил российский министр.

И добавил: «Приветствуем стремление Анкары содействовать выполнению сторонами конфликта своих обязательств. В частности, в рамках договоренности, которая была подписана президентами России, Азербайджана и премьер-министром Армении 9 ноября, а также в рамках российско-турецкого совместного центра по контролю за выполнением обязательств по прекращению огня».

Подтверждением того, что многовекторность политики Азербайджана после победы во второй карабахской войне наполняется новым смыслом и качественно новым содержанием, стало примирительное заявление Ильхама Алиева после состоявшегося 10 декабря парада Победы в Баку и переговоров с присутствовавшим на торжествах президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. 

«Мы обсудили создание единой платформы по развитию региона в условиях мира. Эта платформа предусматривает сотрудничество России, Азербайджана, Турции и Ирана. Если Армения сделает верные выводы из закончившейся войны, мы можем с Арменией сотрудничать. Нам нужно положить конец этой вражде, открыть новую страницу», - заявил Ильхам Алиев.

Однако уже после первого случая нарушения режима перемирия, отбросив дипломатичную вежливость, президент Алиев дал понять, что не исключает возможности возобновления боевых действий, несмотря на присутствие в Нагорном Карабахе российских миротворцев. «Если армянский фашизм в очередной раз поднимет свою голову, то мы своим железным кулаком её проломим. Они ни в коем случае не должны планировать любых военных действий. В ином случае в этот раз мы полностью их уничтожим», - предупредил Ильхам Алиев.

В таких выражениях о врагах своих государств, а также о тех силах, которые они считают деструктивными и подрывающими международную безопасность и стабильность, сегодня могут позволить себе говорить только мировые лидеры, играющие в высшей геополитической лиге.

В столь трудном 2020 году в эту высшую геополитическую лигу окончательно перешел и Азербайджан.