AZN = 60.24 RUB
USD = 102.41 RUB
EUR = 104.86 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Куда приведет внутриармянская трещина (видео)

Подоплеку спора между представителями армянской диаспоры России и официальным Ереваном разбирает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Новое обострение армяно-азербайджанского конфликта, ставшее на постсоветском пространстве одной из главных новостей последних недель наряду с предстоящими президентскими выборами в Белоруссии, вызвало долгое эхо в Москве. Вольно или невольно, но обсуждение произошедшего на границе между Арменией и Азербайджаном переросло в горячую дискуссию о том, какую роль может и должна играть Москва, когда на просторах бывшего Союза – не только в Закавказье, то тут, там возникает угроза дестабилизации. И как в этой ситуации должны относиться к ней политики в бывших советских республиках, которые называют себя союзниками и партнерами России.

Применительно к армяно-азербайджанскому конфликту страсти и эмоции не одну неделю кипели на улицах российской столицы, в телевизионных студиях и социальных сетях, а также в дискуссиях известных медиа-персон армянского и азербайджанского происхождения, не оставшихся в стороне от происходящего. Анализ произошедшего – разбор полетов, все еще продолжается, стороны ведут перегруппировку сил и оттачивают аргументы для новых баталий, которых не избежать.

Между тем, наиболее заметным событием этих дней стала заочная полемика между одной из самых ярких представительниц армянской диаспоры России, главным редактором телеканала Russia Today Маргаритой Симоньян и премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

Примечательно, что в интервью РБК армянский премьер счел необходимым по горячим следам лично прокомментировать нашумевший пост в соцсетях, в котором Маргарита Симоньян предельно откровенно высказала все то, что она думает о действиях нынешних властей Армении и о том, как эти действия наносят ущерб отношениям России и Армении.

Не только преуспевающий медиа-менеджер, но и образцовая жена и хозяйка, Маргарита Симоньян создала свою историю успеха. Что особенно важно, успеха, достигнутого в России.

Как человек, лично знающий Маргариту Симоньян, много лет работающую в журналистике, могу засвидетельствовать: она слов на ветер не бросает и тщательно обдумывает и взвешивает каждое слово. Именно поэтому ее пост взорвал соцсети, вызвав такой огромный резонанс. При этом если в Ереване реакция была крайне негативной, то здесь, в Москве, многие влиятельные представители армянской диаспоры поддержали Маргариту Симоньян, которая своим острым писательским пером выразила то, что думают об отношениях Армении и России и другие.

Одним из тех, кто первым открыто поддержал ее обращение к армянским властям, стал известный российский режиссер, директор «Мосфильма» Карен Шахназаров.

Но впрочем, не будем перечислять всех, дело не в этом.

Дело в самом неутешительном диагнозе, который Маргарита Симоньян поставила нынешним властям Армении и их отношениям с Россией. «Я обращаюсь к армянской власти. Именно к власти, а не к народу, частью которого я являюсь. Обращаюсь только потому, что ваши интернет-войска унавозили мои соцсети требованиями (в хамской и агрессивной форме) «выразить свою позицию», -- написала в своем телеграмм-канале Маргарита Симоньян. И еще одна цитата: «Ваши медиа и соцсети ежечасно поливают помоями Россию, Путина, всех, кто поддерживает Путина, -- особенно русских армян (например, меня). Вы разделили несчастный, и без того исчезающий армянский народ на врагов -- русских армян -- и «настоящих» -- тех, кто поддерживает вашу сиюминутную власть».

«После всего, что вы сделали, Россия имеет полное моральное право плюнуть на вас и растереть», -- резюмировала Маргарита Симоньян.

После таких слов в Ереване на уровне медийного и экспертного сообщества зазвучали призывы решительно отмежеваться от армян, заподозренных в пророссийских настроениях и чуть не запретить им въезд в республику.

А затем слово взял лично премьер Пашинян, которому явно не понравилось то, что Маргарита Симоньян обвинила нынешние власти Армении в том, что они наполнили страну антироссийскими неправительственными организациями и превратили территорию государства в плацдарм антироссийских сил на Кавказе.

В интервью российскому телеканалу РБК, которое он дал на этой неделе, Никол Пашинян, как следовало ожидать, назвал все высказанные его правительству претензии несостоятельными.

Между тем, само по себе это интервью вызывает много вопросов. К примеру, Никол Пашинян называет союзником России армянский народ, но по какой-то причине призывает не считать ее союзниками армянских политиков, к которым принадлежит и он сам. Вот одно из таких весьма двусмысленных, с нашей точки зрения, признаний: «В России должны понять, что союзник России в Армении не Пашинян, не Петросян, не Погосян, не Саргсян, не Кочарян, союзник и партнер — это армянский народ. Это очень важный нюанс». Однако говоря об армянском народе как союзнике России, почему нельзя было четко и недвусмысленно заявить о том, что таким же союзником является и политическая элита. Что это – неудачная фраза или нечто больше?

Ведь мировая история и политика знает немало примеров, когда представления народа и политической элиты не совпадали.

Идем дальше. Говоря об антироссийских НКО, Никол Пашинян переводит стрелки на своих предшественников, дескать, эти организации возникли еще до его прихода к власти в 2018 году. «Все эти организации были созданы во времена Роберта Кочаряна, времена Сержа Саргсяна. Почему они не закрыли эти организации?» -- рассуждает Никол Пашинян, тем самым подтверждая слова Маргариты Симоньян о том, что антироссийские организации в Армении существуют.

Но как бы то ни было, Роберт Кочарян и Серж Саргсян давно не у власти, а сам-то Никол Пашинян, который пришел исправлять их ошибки, почему эти НПО до сих пор не закрыл в интересах все того же армянского народа?

Ведь он позиционирует себя как народный лидер, а армянский народ, по его же собственной оценке, данной в интервью РБК, является союзником России.

Вообще, если смысл поста Маргариты Симоньян можно сформулировать русской поговоркой: «Не плюй в колодец», то смысл ответа Никола Пашиняна сводится к следующему: «Это не я плевал, а другие. До меня и без меня. И вообще, лучше в глубины этого колодца не заглядывать и этот колодец не чистить. Ничего страшного в российско-армянских отношениях не происходит. Чтобы там не говорили лидеры мнений из армянской диаспоры в России, вроде Маргариты Симоньян и Андраника Миграняна».

Насколько оправданной может оказаться эта позиция?

Последнее обострение армяно-азербайджанского конфликта, заставившее Никола Пашиняна срочно обсуждать ситуацию с российским премьером Михаилом Мишустиным, в очередной раз показало, что именно Россия с ее авторитетом и весом была и остается главным гарантом стабильности в Закавказье, не позволяя армяно-азербайджанскому конфликту перейти в горячую фазу.

Это прекрасно понимает и азербайджанская сторона.

При этом на протяжении последних лет Москва упорно продолжала искать пути возобновления переговорного процесса, предпринимая усилия как на двустороннем уровне, так и в рамках Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, в своей работе ориентирующейся на известные резолюции Совета Безопасности ООН, Хельсинкский заключительный акт и международное право.

Однако не секрет, что именно в период правления Никола Пашиняна как-то позабылись и известные Мадридские принципы урегулирования, разработанные Минской группой ОБСЕ, и казанская формула, которая обсуждалась в ходе переговоров Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, проходивших в столице Татарстана летом 2011 года посредничестве Дмитрия Медведева.

С тех пор в переговорном процессе произошел серьезный откат, наработки, достигнутые ценой огромных усилий при участии России, были перечекрнуты. Умышленное затягивание решения карабахского конфликта, нарастающие усталость и раздражение от осознания того, что ситуация зашла в тупик, появление нового поколения беженцев, не имеющих шансов вернуться в родные края – эти и многие другие раздражители и создали предпосылки для нового противостояния.

Стоит ли удивляться, что расколовшая Закавказье трещина в конце концов дошла и до армянского сообщества, всегда славившегося своим единством.