Подоплеку скандала вокруг эксплуатации Амулсарского месторождения раскрывает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
В последние дни августа в Азербайджане и Армении по случайному совпадению, которое, впрочем, может оказаться знаковым, говорили о золоте. В Баку обсуждали возможность выкупа у британской компании Anglo Asian Mining ее доли в контракте на разработку шести золоторудных месторождений Азербайджана. А в Ереване ломали голову над тем, нужно ли разрешить британо-американской компании Lydian Armenia эксплуатацию Амулсарского месторождения, учитывая, что этот проект вызвал активное неприятие не только экологов и гражданских активистов, но даже соратников премьер-министра Никола Пашиняна по правящему блоку «Мой шаг».
Что касается Азербайджана, то на этой неделе стало известно, что в стране уверенно растет добыча золота, которая в январе-июле этого года оказалась на 8,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На фоне пополнения золотых запасов министерство экономики Азербайджана продемонстрировало заинтересованность в том, чтобы взять стратегическую отрасль золотодобычи полностью под контроль государства, выкупив долю британской Anglo Asian Mining в проекте разработки ключевых месторождений драгоценного металла.
Отметим, что к этому решению в Баку шли целых 22 года, учитывая, что контракт на разработку шести золотоносных месторождений в Азербайджане был подписан еще 20 августа 1997 года. При этом за последние более чем два десятилетия золотодобыча в Азербайджане не вызывала никаких вопросов и тем более скандалов, ни по части экологии, ни по части политики.
Между тем, ситуация вокруг армянского золота развивается совершенно по другому сценарию, подтверждением чего служат драматичные события последних дней. Открытое в 2006 году Амулсарское месторождение, разработка которого должна была бы стать ошеломляющей историей успеха -- крупнейшей в истории Армении международной инвестиционной программой, оказалось в центре разгорающегося скандала. Его последствия предсказать не берется никто. В истории об амулсарском золоте, спрятанном в долине рек Арпа и Воротан, завязаны в тугой узел экология, экономика и большая политика.
Природа распорядилась так, что второе по величине месторождение золота в Армении соседствует со знаменитым своими минеральными водами курортом Джермук и находится неподалеку от еще одной, «голубой жемчужины» республики – озера Севан. Опасения, что разработка Амулсарского месторождения приведет к попаданию в почву и воду цианида натрия, способного нанести непоправимый ущерб минеральным источникам Джермука и экосистеме Севана, в свое время заставили предыдущее армянское руководство отказаться от его эксплуатации.
Дискуссия о том, следует ли начать разработку Амулсарского рудника, вспыхнула с новой силой после того, как международная экспертная группа компании ELARD, проведя свои исследования, сообщила, что золотую жилу в долине рек Арпа и Воротан в принципе разрабатывать можно. Согласно заключению экспертов компании, грунтовые воды на месторождении не связаны с грунтовыми водами Джермука, Кечутского водохранилища и озера Севан, и даже при землетрясении смешение вод практически невозможно. В документе отмечается, что если при разработке будут приняты дополнительные меры предосторожности, рекомендованные международной экспертной группой, то возможные экологические риски будут управляемыми.
Это разъяснение, впрочем, не успокоило, а еще больше подогрело страсти. В центре Еревана прошла массовая акция протеста с требованием не разрешать эксплуатацию Амулсарского месторождения британо-американской компанией Lydian Armenia. В ходе акции произошла стычка между активистами и полицией, не позволившей манифестантам пройти в парк Национального собрания, который в дневное время всегда открыт для граждан. После этого полиция пресекла попытку активистов перекрыть проспект Баграмяна.
Пришедший к власти на волне бархатной революции прошлого года, премьер-министр Никол Пашинян столкнулся с самым серьезным испытанием за время своего правления. На улицы Еревана, которые неполные полтора года назад были заполнены сторонниками «народного кумира», сегодня снова выходят люди. Правда, теперь они уже выступают против того, что намерен делать Никол Пашинян. Ведь в своем последнем телеобращении, продлившемся полтора часа, армянский лидер был вынужден признать: выбор сделан. Амулсарское месторождение эксплуатироваться будет.
Между тем, хотя до начала золотодобычи еще далеко, очевидно, что это решение явно не добавит Николу Пашиняну очков. А вот то, что очки отберет – это точно.
Как минимум, по двум причинам.
Во-первых, потому, что определенная часть армянского общества и политического класса, включая соратников Никола Пашиняна по правящему блоку «Мой шаг», явно не поверит заключению международных экспертов, считая, что армянский лидер дал зеленый свет очень рискованному проекту, последствия которого могут еще как аукнуться. Не случайно ряд депутатов из «Моего шага» уже поспешили отмежеваться от его решения, дав понять, что они не намерены вместе с Николом Пашиняном нести ответственность за эксплуатацию Амулсарского месторождения.
Во-вторых, сама по себе решимость развивать золотодобычу, даже несмотря на столь очевидные общественные и политические издержки и предполагаемые экологические риски, как-то выпадает из списка экономических приоритетов армянского лидера, провозглашенных им после бархатной революции в Ереване. Напомним, что после прихода к власти Никол Пашинян пообещал сделать ставку на чистые, высокотехнологические производства, связанные с информационными технологиями, а не на эксплуатацию сырьевой базы. И вот свергший «старую власть» новый премьер демонстрирует еще большую зависимость от сырьевой экономики, взявшись за проект, который предпочли отложить в сторону его предшественники.
Вообще, в случае с амулсарским золотом Никол Пашинян оказался в незавидном положении, когда любое решение выглядело проигрышным.
С одной стороны, давая согласие на эксплуатацию рудника, он не мог не отдавать себе отчет в том, что это решение поубавит число его сторонников – пока лишь не ясно, в какой степени.
С другой стороны, если бы его правительство расторгло контракт с оператором рудника Lydian Armenia, компании пришлось бы выплатить огромную неустойку. По некоторым оценкам, в случае обращения компании в международный арбитраж, размер неустойки мог составить свыше 700 миллионов долларов. При этом авторитет страны в глазах международных инвесторов оказался бы серьезно подорван. Ведь формально никаких оснований для отказа от работы по золотодобыче нет – международная экспертиза вроде как не нашла в проекте ничего крамольного.
Напоминаний о том, что давление на Никола Пашиняна будет только нарастать, становится все больше. И дело не только в золоте. Сторонники бывшего президента Роберта Кочаряна, арестованного по обвинению в свержении конституционного строя в 2008 году, на этой неделе провели у стен посольства Франции в центре Еревана акцию протеста, призвав французские власти срочно вмешаться. «Мы требуем, чтобы правительство Франции надавило на Никола Пашиняна», -- заявил бывший депутат, один из организаторов акции Гагик Багдасарян. Участники манифестации говорили о том, что Никол Пашинян незаконно «держит в заточении бывшего главу страны».
Апелляция к Парижу прозвучала неслучайно: ведь уже в конце этой недели во Франции, где живет многочисленная армянская диаспора, пройдет встреча семи лидеров ведущих западных демократий из так называемой «Группы семи» -- США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Италии и Японии.
А «Группа семи» весьма чувствительно относится к проблемам законности, демократии и прав человека.
И, наконец, обращает на себя внимание, что в ходе состоявшегося на этой неделе визита российского президента Владимира Путина во Францию и его переговоров с президентом Эмманюэлем Макроном в качестве одной из тем обсуждался Карабах. Таким образом, и по этому вопросу отмолчаться или уйти в сторону не удастся – от Никола Пашиняна все больше ждут реальных действий, способных доказать, что в его лице страна обрела зрелого национального лидера. Лидера, способного пойти дальше своих предшественников, наследие которых он в свое время отверг со всей своей революционной решительностью.
Пока же этого не произошло, даже золото Армении остается для армянского лидера опасным и приносит ему одни убытки.