Подоплеку крупнейшего инфраструктурного проекта Анкары, реализующей давнюю мечту турецких правителей соединить Черное и Мраморное моря, построив канал «Стамбул», анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Начало летнего курортного сезона, омраченное еще одной волной пандемии коронавируса и новыми ограничениями для туристов, не всегда получающих возможность прорваться к теплым морям, ознаменовано включением все более горячей морской темы в непростые отношения мировых и региональных держав. В отличие от отдыхающих, не имеющих гарантий того, что они смогут провести время у моря, военно-морские силы государств, которые в эти дни демонстрируют друг другу свою мощь в Черном и Средиземном морях, подобных проблем не испытывают. На этой неделе США и их союзники по НАТО дали старт крупнейшим в истории плановым многонациональным маневрам Sea Breeze 2021, которые продлятся до 10 июля в Черном море. Действуя на встречных курсах, Москва демонстрирует мощь своих ВМС, начав в Средиземном море масштабные учения и наблюдая за вошедшей в регион международной авианосной ударной группой во главе с флагманом британского флота авианосцем Queen Elizabeth. В этой все более драматичной ситуации свой стратегический ход в морской партии сделал турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, давший старт крупнейшему в современной истории страны инфраструктурному проекту строительства канала «Стамбул», который соединит Черное и Мраморное моря.
Последним подтверждением того, что морская тема с каждым днем становится все горячее, оказалась «прямая линия» российского президента Владимира Путина с гражданами страны. Среди вопросов по международной тематике Владимир Путин не мог не упомянуть урегулирование в Карабахе, а также прокомментировал недавний инцидент с британским эсминцем Defender, который демонстративно вошел в российские территориальные воды в Крыму, что едва не привело к первому в истории прямому боестолкновению страны НАТО с Россией.
Комментируя драму, которая разыгрывалась 23 июня в российских водах Черного моря, между Севастополем и Балаклавой, Владимир Путин заявил, что британцы действовали в «сговоре» с США. При этом он попытался оценить, могла ли эта история привести к Третьей мировой войне. «Даже если бы мы потопили этот корабль, все равно трудно представить себе, что мир стал бы на грань Третьей мировой войны, потому что те, кто это делает, знают, что они не могут выйти победителями из этой войны. Не думаю, что мы бы порадовались, но мы хотя бы знаем, за что мы боремся», - пояснил Владимир Путин. Заявление российского президента, который не видит прямых предпосылок для начала Третьей мировой войны, тем не менее, передает атмосферу все более острого и непримиримого соперничества, которое разводит Россию и государства Запада по разные стороны баррикад в соединяющихся между собой проливами Босфор и Дарданеллы Черном и Средиземном морях. Примером этого противоборства и стали начавшиеся на этой неделе в Одессе многонациональные учения Sea Breeze 2021, которые пройдут в Черном море до 10 июля. Как заявили в Шестом флоте ВМС США, который станет главной ударной силой на учениях, 32 страны направили на них 5 тысяч военнослужащих, 32 корабля, 40 самолетов, а также 18 команд из состава сил специальных операций и боевых пловцов. Учения будут проходить в северо-западной части Черного моря и охватывать Николаевскую, Херсонскую и Одесскую области Украины.
В условиях, когда в Черном море с большим размахом проходят мероприятия с участием членов НАТО, действующая на встречных курсах российская сторона демонстрирует альянсу свою военную мощь в соседнем регионе -- Средиземном море. Накануне учений Sea Breeze здесь стартовали крупные российские маневры с участием надводных кораблей, дизельных подводных лодок и авиации. «25 июня в восточной части Средиземного моря началось совместное учение сил постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море и авиации ВКС России», - говорится в сообщении Минобороны России.
В учениях задействованы флагман Черноморского флота Росси ракетный крейсер «Москва», два фрегата с крылатыми ракетами «Калибр» «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а также оснащенные «Калибрами» подводные лодки «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону».
Ранее, 7 июня, в восточную часть Средиземного моря вошли флагман британских ВМС авианосец Queen Elizabeth, который сопровождает надводные боевые корабли, а также атомная подводная лодка Королевского флота, оснащенная крылатыми ракетами Tomahawk, и два судна снабжения. На борту Queen Elizabeth размещены восемь британских истребителей пятого поколения F-35B и десять истребителей F-35 ВМС США.
Как сообщил, командир звена британских истребителей F-35 на авианосце Queen Elizabeth Джеймс Блэкмор заявил о том, что британские и российские самолеты уже оказывались в пределах видимости друг друга. «Это как игра в кошки-мышки, это то, чего мы ожидали в этом регионе. Это первый раз, когда F-35 действуют в Восточном Средиземноморье. Так что, конечно, Россия хочет взглянуть, какие у нас авианосцы», - отметил Джеймс Блэкмор.
Как сообщает британский телеканал Sky News, Queen Elizabeth и сопровождающие этот авианосец корабли будут находиться в Средиземном море еще две-три недели, после чего направятся через Суэцкий канал в Индо-Тихоокеанский регион.
Между тем, на фоне войны нервов и игры мускулами в Черном и Средиземном морях турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган дал старт крупнейшему в современной истории страны инфраструктурному проекту строительства канала «Стамбул», который соединит Черное и Мраморное моря. Этот проект, на реализацию которого уйдет шесть лет, уже породил жаркие споры по поводу того, какие перемены вызовет его появление в морском судоходстве, как это скажется на противостоянии военно-морских сил, подобном тому, которые мы наблюдали на этой неделе.
А также существуют ли серьезные экологические и геополитические риски. Ведь канал «Стамбул» смогут использовать не только коммерческие суда, но и военные корабли. Ряд российских экспертов стали делать прогнозы, смысл которых состоит в том, что в будущем канал «Стамбул» может создать проблемы и для России, учитывая, что Турция входит в НАТО и таким образом, альянс, якобы получит возможность многократно увеличить свое присутствие в Черном море в обход ограничивающей его сегодня Конвенции Монтре.
О чем речь? Давайте разбираться.
Начнем с того, что о существовании подобной транспортной артерии на протяжении столетий мечтали многие турецкие правители и было это в далекую эпоху, когда никакого НАТО, как вы понимаете, еще не существовало.
Первым задумался об этом еще в XVI веке османский султан Сулейман Великолепный. Позднее, в XVIII веке султан Мустафа III дважды пытался реализовать проект, но и у него ничего не получилось.
О том, что новую попытку намерен предпринять президент Эрдоган, стало известно еще в 2011 году. Реализация проекта обойдется Анкаре примерно в 15 миллиардов долларов, расходы планируется покрыть в течение десяти лет за счет транзитных сборов. Протяженность канала составит 45 км, а его пропускная мощность — 160 судов в день.
Для сравнения: Босфора — 118–125 судов. Турецкие власти не устают подчеркивать: главная цель проекта -- разгрузить пролив Босфор, повысить возможности международного морского судоходства в этом стратегически важном регионе, лежащем на перекрестке континентов, и, наконец, снизить риски аварий и чрезвычайных ситуаций.
Напомню, что один из последних крупных инцидентов произошел здесь в мае этого года, когда следовавший из Новороссийска в Картахену танкер Rava неожиданно стал дрейфовать в сторону берега из-за поломки рулевого управления, движение судов пришлось остановить.
Полтора года назад, зимой 2019 года из-за неблагоприятных погодных условий на Босфоре образовалась «морская пробка»: очередь из судов, ждавших возможности пройти через канал, в связи с чем даже возникла легкая паника на нефтяном рынке. Чтобы избежать подобных ситуаций, Турция и планирует реализовать проект канала «Стамбул».
В этой ситуации одна из главных интриг состоит в том, может ли существование канала в будущем создать проблемы для России, и есть ли основания для подобных опасений. Напомним, что конвенция Монтре 1936 года, подписанная Турцией, налагает ряд ограничений на транзит военных кораблей нечерноморских держав через проливы Босфор и Дарданеллы, а также на их пребывание в Черном море. Анкара, будучи членом НАТО, ранее заявила, что военные суда смогут использовать новый канал, не уточняя, будет ли на него распространяться действие конвенции.
Поэтому, как подчеркнул российский посол, наличие или отсутствие дополнительной водной артерии не меняет международно-правового режима, установленного конвенцией. И наконец, на этой неделе эту весьма деликатную тему обсудили на встрече в Анталии главы МИД России и Турции Сергей Лавров и Мевлют Чавушоглу. Отвечая на вопрос журналистов по поводу возможного нарушения конвенции Монтре в связи со строительством канала «Стамбул», Сергей Лавров заявил: «Мы удовлетворены взаимодействием с нашими турецкими друзьями, коллегами по вопросам выполнения конвенции Монтре. Сегодня мы в ходе переговоров зафиксировали, что никоим образом планы строительства канала «Стамбул» не будут затрагивать параметры присутствия в Черном море военных флотов иностранных держав»,— сказал он. Москва прекрасно знает, что с Анкарой всегда можно договориться, если не делать проблему публичной и не давить, как это делают США».
Этот ответ, расставляющий точки над i, явно разочарует сторонников теории «турецкого заговора» против России, продвигающих идею о том, что коварная Анкара, якобы, только и ждет своего момента, чтобы нанести Москве удар в спину и вытеснить ее из региона.
Кроме того, очевидно, что неизбежное в ближайшие годы повышение роли Турции в регионе создает новые предпосылки и для реализации предложений многостороннего сотрудничества с участием Азербайджана и Армении после завершения второй карабахской войны. Те же, кто будет пытаться и дальше игнорировать Турцию, видеть в ней деструктивную силу, будут все больше выглядеть проигравшей стороной.