Завтра в Вашингтоне стартует очередной раунд переговоров глав МИД Азербайджана и Армении при посредничестве госсекретаря США.
В преддверии встречи азербайджанская и армянская стороны озвучили очередные тезисы, которые демонстрируют, насколько реальны результаты в переговорном процессе в Вашингтоне или, к примеру, на ожидаемой 21 июля в Брюсселе встрече президента Азербайджана и премьер-министра Армении при посредничестве главы Евросовета.
Так на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая в воинской части коммандос, напомнил, что в октябре прошлого года Ереван официально признал территориальную целостность Азербайджана. Но это признание Ереван должен зафиксировать документом. Также Ильхам Алиев указал на то, что Армения обязана приступить к реализации проекта Зангезурского коридора и вывести свои вооруженные формирования из Карабахского региона. В тот же день глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов в интервью СМИ затронул тему карабахских армян. Байрамов заявил, что официальный Баку не принимает никакого предварительного условия в рамках переговоров по предоставлению армянской общине Карабаха неких особых гарантий безопасности.
Сегодня спикер парламента Армении Ален Симонян вновь поднял тему необходимости внедрения некоего международного механизма по данному вопросу.
Есть ли перспективы договоренностей между Баку и Ереваном с таким подходом – в интервью «Москва-Баку» комментирует политолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков.
- Виталий Александрович, официальный Ереван продолжает говорить о международных механизмах фиксирования гарантий безопасности армян Карабаха, тогда как Баку напоминает, что тема армян Карабаха – его внутреннее дело. Так есть какие-то перспективы договориться о чем-то в Вашингтоне?
- Честно говоря, даже непонятно, что официальный Ереван подразумевает под тем, когда выражает опасения за права и безопасность карабахских армян. Какие именно права армян Карабаха якобы будут ущемляться Азербайджаном… Азербайджан – многонациональная страна, в которой равные права предоставлены представителям всех живущих на территории республики национальностей.
Думаю, Армения еще довольно долго будет продолжать этот «сериал». Ереван стремится создать международный механизм обеспечения безопасности и прав карабахских армян за счет контроля Запада за выполнением данного пункта со стороны Азербайджана.
Мы помним, как Запад «гарантировал» безопасность сербов в Косово и что из этого вышло. Так что там, где Запад, нет ни мира, ни спокойствия.
Ереван считает, что Запад может помочь ему каким-то образом переиграть ситуацию в армяно-азербайджанском процессе в свою пользу. А кроме того, такими реверансами Пашинян стремится избежать своего свержения, поэтому традиционно выступает слугой двух господ, особенно после февраля прошлого года.
Армения хочет особого статуса для карабахских армян. Но в Азербайджане нет каких-то особых отдельных условий для национальных меньшинств, у всех равные права, возможности. Официальный Баку неоднократно отмечал, что армянское население Карабаха сможет на бытовом уровне общаться на армянском языке, получить на нем образование, сохранить свою культуру. Как в Азербайджане есть русские сектора, в местах компактного проживания армян будут также действовать школы с армянским сектором. Образовательный процесс может вестись на двух (или даже трех – азербайджанском, армянском, русском) языках.
Когда Армения бесконечно поднимает вопрос, все время утверждая, что тема прав и безопасности карабахских армян – это камень преткновения, понятно, что это сложная тема в армяно-азербайджанском урегулировании, но сказать, что он нерешаемый, нельзя. Cкорее Ереван пытается его подать таким, чтобы в конечном итоге ни о чем с Баку не договариваться. И нагнетать данную проблематику, сделать из нее скандал.
Да, проблема реинтеграции армянского населения в азербайджанское общество есть. Но если никто не будет эту тему раскручивать, по большому счету возможно всё и реинтеграция возможна. Ведь раньше вместе азербайджанцы и армяне жили в Азербайджане. В той иной степени они контактируют, взаимодействуют и в России.
Азербайджан гарантирует карабахским армянам сохранение национальной идентичности. Как и всем в стране – русским, евреям, татарам, лезгинам, татам, аварцам, и т.д. Всем. Но Армения хочет автономии для карабахских армян.
Поэтому, полагаю, в рамках предстоящих в Вашингтоне переговоров, как и потом в рамках брюссельских контактов, со стороны западных посредников будет много громких слов, похлопываний по плечу, но все это лишь имитация достижений.
По факту, исходя из заявлений азербайджанской стороны, мы скорее наблюдаем переговоры ради переговоров – пункты трехсторонних заявлений Арменией так и не выполняются, стороны не приходят к договоренностям. Азербайджан участвует в переговорах на самых разных площадках, в том числе на западных, поскольку заинтересован в поддержании отношений на всех международных векторах. Тем более, что сегодня в выгодной дружбе с Азербайджаном заинтересован Евросоюз, ведь ему нужен азербайджанский газ. Зачем Баку рушить связи. И поэтому он едет, участвует. Лучше любой диалог, чем его отсутствие.
У Еревана нет желания выполнять договоренности. Сколько со стороны Еревана было громких слов – и что, и ничего.
При этом я верю в подписание между Ереваном и Баку мирного договора хоть в какой-то его версии, договора, в котором бы все чувствительные пункты согласовывались позднее. Но я не верю, что Ереван будет его выполнять. Подписи армянского премьера стоят под достаточным количеством документов по нормализации отношений с Азербайджаном. Но процесс нормализации не движется.
В целом, как мы видим, переговорных площадок много. Но вместе с тем, результат – как в известной поговорке «У семи нянек дитя без глаза». Потому что нет, как и отметило руководство Азербайджана, реально конструктивного со стороны Еревана подхода, есть имитация переговоров. Она будет продолжаться очень долго. Мирный договор может быть подписан, но в лучшем случае это будет запятая, но не точка.
- На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что Баку в урегулировании никуда не торопится, потому что время играет в его пользу. Как это можно интерпретировать?
- Так, что Баку вернул контроль над большей частью ранее оккупированных своих территорий. Принадлежность Карабаха никто в мире не оспаривает и сам Пашинян говорил по сути, что Ереван согласен с тем: Карабах – это Азербайджан. Руководство Азербайджана всегда добивается своего.
Алиев подразумевает под терпением и то, что Азербайджан старается всего добиваться дипломатическим, а не военным путем, хотя имеет возможность прибегнуть именно к такому методу. Но не применяет его, поскольку президент Азербайджана дал слово своему российскому коллеге Владимиру Путину, что не будет этого делать, а Алиев - это человек слова. Мы знаем массу примеров этого. Как заявлял сам Владимир Путин, с Ильхамом Алиевым трудно договариваться, потому что он всегда твердо стоит на своем, на национальных интересах своей страны. Но если азербайджанский президент дал слово, то можно быть уверенным, что его сдержит. Он надежный партнер и союзник.
Что касается Зангезурского коридора – считаю, что в конечном итоге в какой-то форме он будет открыт. Хотя армянская сторона все время ищет поводы, чтобы его не реализовывать.
При этом, на мой взгляд, мандат пребывания российских миротворцев в Карабахе в 2025 году будет продлен. Де-юре все равно весь Карабах принадлежит Азербайджану. По всей видимости, в зоне размещения российских миротворцев в Карабахе под юрисдикцией Азербайджана появятся органы безопасности.
- Сегодня министр обороны Азербайджана заявил, что одного корпуса армии страны хватило бы, чтобы окончательно решить проблему с незаконными армянскими формированиями в Карабахе. Вместе с тем, мы видим, что Азербайджан этого не делает. Причина – тоже данное слово?
- Да, потому что иначе будет новая война. Поэтому Азербайджан мог бы это сделать, но не делает. В том числе потому что понимает, какие последствия будут, понимает, что он дал слово российской стороне. Новая война может просто привести к откату в армяно-азербайджанской нормализации. Армения тогда вообще откажется от переговоров.
- Сейчас идет речь о расширении миссии ЕС на армяно-азербайджанской границе. Какова цель?
- Миссия ЕС не соответствует заявленным целям. Все прекрасно знают, что представители этой так называемой «гражданской» миссии являются кадровыми военными, представителями спецслужб, которые осуществляют разведывательную деятельность в Южнокавказском регионе. Их задачи направлены не на урегулирование конфликта между Азербайджаном и Арменией, а на потенциальное давление на Россию, Иран, Турцию.
Фиксируется, что миссия размещена до 2025 года, но сомневаюсь, что всё на этом закончится. Многое будет зависеть от того, кто на 2025 год, на срок окончания миссии, будет руководить Арменией.