AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB
Новости дня

A
Ереван и Баку совершают прорыв года. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Встречу Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Санкт-Петербурге, которая может стать самой важной, несмотря на ее неформальный характер, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Последние дни декабря - финальный аккорд или квинтэссенция всего того, что происходило в течение года, оказались для мирного процесса на Южном Кавказе знаковыми.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиевым, по приглашению российского президента Владимира Путина прилетевшие на неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербурге, провели новую встречу и тем самым прервали почти полугодичную паузу в личном общении.

Никаких заявлений по итогам их общения сделано не было. Все ограничилось распространением фото и видеосъемки того, как лидеры двух стран пожимают друг другу руки, а также о чем-то беседуют с глазу на глаз. Можно сказать, договариваются, если судить по их сосредоточенным лицам и явно не конфликтуют.

Но как бы то ни было, то, что произошло в Санкт-Петербурге, стало если не сенсацией, то уж точно большой неожиданностью. Неожиданностью не со знаком минус, как это случалось раньше на саммитах СНГ, когда Николу Пашиняну и Ильхаму Алиеву приходилось вступать в жесткую полемику, если не сказать перепалку. На этот же раз это была неожиданность со знаком плюс. Во-первых потому, что до последнего момента оставалось неясным, а будет ли вообще присутствовать в российской северной столице в эти дни армянский лидер. В течение года Никол Пашинян подчеркнуто отказывался от встреч в рамках ОДКБ и СНГ. Совсем недавно, в ноябре он не поехал на саммит ОДКБ в Минске, выразив надежду, что, как он выразился, «партнеры по ОДКБ отнесутся к этому решению с пониманием».

До этого Никол Пашинян в октябре не принял участия во встрече глав государств СНГ в Бишкеке. И вот - новогодний сюрприз из Еревана - армянский лидер оказался вместе с коллегами из бывших советских республик, от которых он дистанцировался в течение года.

Происходящее стало неожиданностью вдвойне, учитывая, что встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна вообще-то изначально не планировалась и никто из наблюдателей не был уверен в том, что она состоится. Как пояснил накануне пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, все будет зависеть от воли самих лидеров, поскольку никто никому ничего не навязывает - это ведь неформальный саммит.

Сообщив, что планов по отдельным встречам нет, Дмитрий Песков добавил, что на полях саммита все смогут пообщаться. Тем самым он дал понять, что в Санкт-Петербурге возможны любые импровизации. И эти импровизации в итоге произошли, не по заранее написанному организаторами сценарию.

Напомню, что до приезда в Санкт-Петербург и, возможно, решающей беседы года, в последний раз Ильхам Алиев и Никол Пашинян встречались 15 июля в Брюсселе. Тогда эта была их уже пятая встреча в этом году. Ранее в феврале на полях Мюнхенской конференции по безопасности прошли их переговоры с участием госсекретаря США Энтони Блинкена. После этого в мае Никол Пашинян и Ильхам Алиев встретились дважды - в Брюсселе и в Москве, с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и российского президента Владимира Путина.

Продолжаем считать. В июне в рамках второго саммита Европейского политического сообщества в Кишиневе прошла пятисторонняя встреча с участием лидеров Армении и Азербайджана, а также главы Евросовета Шарля Мишеля, президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца. Однако еще одна встреча в том же пятистороннем формате, запланированная в октябре в испанской Гранаде на саммите Европейского политического сообщества, так и не состоялась. Ильхам Алиев отказался в ней участвовать из-за откровенно антиазербайджанских выпадов президента Макрона.

Между тем, есть все основания полагать, что к концу года, несмотря на постоянные откаты и паузы в переговорном процессе по Южному Кавказу, перед саммитом СНГ в Санкт-Петербурге Никол Пашинян и Ильхам Алиев оказались как никогда близки к тому, чтобы подписать мирный договор и поставить точку в более чем 30-летнем конфликте. Пусть не в этом году, который уже на исходе, но в следующем, который уже на пороге.

Что дает основания сделать такой вывод?

Во-первых, в отличие от всех предыдущих встреч, на сей раз лидеры двух стран собрались после того, как по итогам однодневной силовой операции Баку в сентябре прекратил свое существование сепаратистский проект непризнанной Нагорно-Карабахской республики. К сегодняшнему дню из медийного пространства исчезло, казалось бы, навсегда вошедшее в него название Степанакерт. Никакого Степанакерта больше нет, а есть Ханкенди, где работает азербайджанская администрация.

Поезд карабахского проекта Еревана ушел навсегда.

В армянской политике наступил новый этап, который эксперты уже называют «декарабахизацией».

Таким образом, удалось убрать самый большой и тяжелый камень на пути к мирному договору. Вопрос о статусе Карабаха - в настоящее время экономического региона Азербайджана, больше не стоит, хотя возможно витает в воспаленном воображении кучки людей, что не меняет сути произошедшего качественного сдвига.

К концу года появились признаки того, что на пути к мирному договору может исчезнуть еще одно ключевое препятствие. А именно, нерешенный вопрос о делимитации и демаркации границы, требующий отдельных длительных переговоров и согласований того, как пройдет граница.

В конце прошлой недели, когда Никол Пашинян только собирался лететь в Санкт-Петербург, спикер парламента Армении Ален Симонян сделал громкое заявление о том, что мирный договор между Ереваном и Баку может быть подписан до того, как стороны смогут решить вопрос о делимитации и демаркации границы.

То есть, теперь предлагается развести эти два вопроса, эти две истории - мирный договор и пограничное урегулирование, чтобы одно не было заложником другого.

Указав на то, что процесс делимитации и демаркации границы может продлиться еще долго, Ален Симонян добавил, что подписание мирного договора «создаст атмосферу мира для двух обществ» и этот вариант может быть «приемлемым для Армении».

Буквально за день до этого признания, свидетельствующего о существенных подвижках в позиции Еревана, схожее заявление сделал помощник азербайджанского президента Хикмет Гаджиев.

Находясь с визитом в Лондоне, он выразил убежденность в том, что вопрос границ может быть решен отдельно от вопроса мирного договора. По словам Хикмета Гаджиева, 35-летний конфликт завершен и стратегия Азербайджана сейчас заключается в том, чтобы добиться мира, а это требует действий с обеих сторон. В общем, для Баку больше нет препятствий на пути к миру.

Добавим, что в наступающем году ускорение процесса мирного транзита и восстановление разорванных карабахским конфликтом связей станет главной задачей нового президентского срока Ильхама Алиева, объявившего о проведении 7 февраля досрочных президентских выборов. Выступая недавно на международной конференции «Карабах: Возвращение домой через 30 лет. Достижения и трудности», азербайджанский лидер фактически озвучил свою предвыборную программу, в которой мирный договор стал одним из приоритетов.

Таким образом, поездка армянского лидера в Санкт-Петербург, которая до самого последнего момента была под вопросом, и его неформальная встреча с Ильхамом Алиевым, которая все-таки состоялась, могут рассматриваться как решающий признак приближающегося подписания мирного соглашения. Передав на прошлой неделе армянской стороне последний вариант текста документа, Баку ждет от Еревана ответа на свои предложения. На этом этапе, как никогда раньше, особенно важны добрая воля и настрой на достижение результата. Тем более, что по-прежнему остаются серьезные раздражители не дающие стопроцентную гарантию того, что не произойдет нового отката. Все еще остаются нерешенными проблемы пограничного размежевания, Зангезурского коридора, и самое главное, атмосфера доверия между сторонами в полной мере еще не создана.

Самое важное: необходимо в полной мере осознать выгоду от долгосрочного мира и окончательно расстаться с опасными иллюзиями о возможности возврата к пагубной конфронтации прошлого. Накануне Нового года, остановившись в шаге от того момента, когда они смогут творить новую историю Южного Кавказа, Ереван и Баку могут и должны сделать этот шаг в наступающем году, ждать которого осталось совсем недолго.

Пожелаем им в этом удачи!

И с наступающим вас с нашим общим Новым годом, друзья!