Международную активность Армении и Азербайджана, активно выстраивающих свои группы поддержки на Западе, Востоке и постсоветском пространстве, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Стратегии развития Азербайджана и Армении и векторы их внешней политики на этой неделе в полной мере проявились в международных контактах высшего руководства двух стран.
В то время как руководство Армении развернули бурную активность на двух самых известных антироссийских площадках Европы - в Париже и в Варшаве, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Али Асадов обсуждали ключевые вопросы безопасности и интеграции с Москвой и Минском.
В результате этих контактов Баку стал для Москвы и Минска еще ближе, а Ереван - еще дальше.
Тенденция, обозначившаяся не вчера, становится не просто тенденцией, а выбором, который может определить будущее внешней и оборонной политики Азербайджана и Армении на многие годы вперед. Две географически близкие страны уходят друг от друга к разным маякам, плывут к разным берегам большой Евразии в условиях острого раскола между Западом и Востоком.
В этих условиях глава МИД Армении Арарат Мирзоян нашел единомышленников и комфортно себя чувствовал на так называемом Варшавском форуме по безопасности, позиционирующем себя как респектабельная международная конференция по угрозам и вызовам современности как их понимают в НАТО.
С приветствием к участникам встречи выступил один из главных русофобов Европы президент Польши Анджей Дуда.
В чем видят сегодня участники форума главные угрозы объяснил в своем заявлении глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис. «Путин должен проиграть, и это также должно быть принято им и его союзниками», - вот говорящая цитата из его выступления в Варшаве о конфликте на Украине.
В свою очередь, посчитавший для себя возможным находиться на одной волне с политиками, которые позволяют себе вот такие выпады против России, глава МИД Армении Арарат Мирзоян продолжал делать выпады против Азербайджана.
Мирзоян пожаловался Дуде, Ландсбергису и компании, что якобы нет никакой уверенности в мирных устремлениях Азербайджана. В интерпретации армянского министра Баку ищет пути уйти от подписания мирного договора с Ереваном. По его мнению, это Азербайджан имеет территориальные претензии к Армении, а не Армения к Азербайджану. Участникам встречи в Варшаве все было преподнесено так, словно Армения изо всех сил трубит в горн мира, а вот Азербайджану вроде как интереснее не зарывать глубоко топор войны на Южном Кавказе.
Досталось с трибуны форума от Мирзояна и России. По его утверждению жители Армении стали больше ассоциировать себя с Западом, а их уверенность в поддержке со стороны России после конфликта с Азербайджаном снизилась. Дипломат выступил в роли самопровозглашенного социолога и прямо заявил, что «в армянском обществе существует огромное разочарование и неприятие России". По его словам, «теперь народ Армении ищет другие опции и думает полностью не связать себя с ЕС". Вот такие шокирующие откровения звучали из уст армянского дипломата в Варшаве.
В это время премьер-министр Армении Никол Пашинян отправился набирать политические очки во Францию. В программу его трехдневного визита в Париж были включены встречи с президентом Макроном, новым премьер-министром Мишелем Барнье и участие в очередном саммите Международной организации франкофонии.
В эти дни из Парижа приходили кадры того, как автомобиль Пашиняна подъезжает к Елисейскому дворцу, как навстречу армянскому премьеру с распростертыми объятьями выбегает взволнованный Макрон. И вот эти говорящие обо всем обнимашки Пашиняна и Макрона, которые давно стали, что называется, не разлей вода. В французской столице Никол Пашинян просил Париж оказать дальнейшую помощь Еревану в активизации сотрудничества с Евросоюзом, а также высоко оценил роль миссии ЕС в Армении на границе с Азербайджаном. Напомню, что Баку и Москва относятся к этой мисси крайне негативно, считая ее не наблюдательной, а военно-полицейской, препятствующей достижению мирных договоренностей между Ереваном и Баку.
Полным контрастом с тем, что происходило в эти дни в Варшаве и Париже, стал визит в Баку главы Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина, в ходе которого состоялась его встреча с президентом республики Ильхамом Алиевым, а также руководством Службы государственной безопасности Азербайджана. В эти дни в Баку из уст Нарышкина прозвучало много знаковых заявлений, и не только о том, какой это замечательный город, в котором живут добрые гостеприимные люди. Сергей Нарышкин сообщил о том, как совместными усилиями спецслужб Азербайджана и России удалось предотвратить провокационную угрозу по отношению к одному из российских дипломатов со стороны американских спецслужб.
В целом, переговоры в Баку показали, что особое место во взаимодействии российских и азербайджанских спецслужб отводится выявлению враждебных устремлений западных стран, направленных на подрыв политической стабильности в России и Азербайджане.
Эти силы выражают активное неприятие того, что Россия и Азербайджан ведут себя самостоятельно и суверенно.
И, наконец, нельзя не сказать о знаковом визите в Минск премьер-министра Азербайджана Али Асадова и о его переговорах с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
Белорусский «батька» со свойственной ему прямотой не раз высказывался по вопросам армяно-азербайджанского урегулирования и выступал с резкой критикой Пашиняна, в связи с чем к сегодняшнему дню он стал для Еревана нерукопожатным.
Однако на переговорах в Минске мы видели совершенно иной сценарий. Президента Алиева Александр Лукашенко назвал «очень близким другом и братом Ильхамом». «Закрытых тем в отношениях между Беларусью и Азербайджаном нет. Мы не нарушаем никакие нормы международного права, мы не дружим против третьих стран, мы делаем свое дело во имя наших народов», - заявил он, сообщив, что с радостью примет приглашение посетить климатическую конференцию ООН в Баку. .
В общем, Ереван и Баку фактически на этой недели померялись своими группами международной поддержки. Вот только у Баку друзья проверенные и надежные, а у Еревана - ведущие свою игру, в которой Армении отведена роль пешки. Таких бы друзей да в музей. Музей новой холодной войны.