Новую эскалацию на армяно-азербайджанской границе и угрозу срыва переговорного процесса между Баку и Ереваном после встречи США-ЕС-Армения в Брюсселе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
На Южном Кавказе - опять весеннее обострение, происходящее вопреки предыдущему ходу и логике процесса мирного урегулирования между Арменией и Азербайджаном.
Обсуждение мирного договора, восьмой вариант которого Ереван передал Баку, вроде бы должно исключить военную эскалацию. Но у нас на глазах реализуется другой сценарий. Как выясняется, можно вести переговоры и стрелять одновременно.
Возобновившиеся с прошлой пятницы перестрелки прервали длительное затишье на условной армяно-азербайджанской границе, которое еще совсем недавно позволяло считать нынешний период самым спокойным в двусторонних отношениях за многие годы. Это неожиданный, тревожный звонок.
Налицо знакомая тенденция.
Давайте вспомним, что подобные «короткие замыкания» на условной границе между Арменией и Азербайджаном неизменно происходят в одном случае -- когда дипломатия заходит в тупик.
Именно в такие моменты стороны и начинают склоняться к поиску не политического, а военно-политического решения.
Новое обострение, в котором Ереван и Баку обвиняют друг друга, произошло через сутки после завершения в Брюсселе встречи США-ЕС-Армения, в которой принимали участие премьер-министр Армении Никол Пашинян, госсекретарь США Энтони Блинкен и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Есть все основания сделать вывод о том, что нарушение режима прекращения огня и предшествовавшая ему брюссельская встреча напрямую связаны друг с другом.
Более того, второе служит производным первого.
Как говорится, процесс пошел - только не мирного урегулирования, а уже мирного разрегулирования.
Дипломатические ведомства двух стран на этой неделе подтвердили, что мирный процесс столкнулся с серьезными препятствиями. В интервью Общественному телевидению Армении глава МИД страны Арарат Мирзоян признал, что подписание мирного договора с Азербайджаном застопорилось в связи с тем, что сторонам не удается достичь согласия по двум ключевым пунктам: взаимное признание территориальной целостности и открытие коммуникаций.
Со своей стороны, в МИД Азербайджана выразили серьезные сомнения в том, что Ереван готов продолжать переговоры, в ходе которых ранее был достигнут определенный прогресс. Бросается в глаза, что в Баку все громче говорят о том, что если Армения серьезно относится к мирному процессу, то ей следует воздерживаться от противоречивых заявлений и провокационных шагов.
Обострение на армяно-азербайджанской границе, которое сопровождается резким дипломатическим похолоданием на Южном Кавказе, произошло в считаные дни.
Еще неделю назад стороны соблюдали перемирие и готовились продолжать обсуждение проекта мирного договора.
Как заявил в конце марте помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, Армения и Азербайджан близки к миру, как никогда.
Как и почему происходит новый откат, какую роль в этом сыграли брюссельские переговоры Никола Пашиняна?
В поиске ответа немного вернемся в историю.
После окончания Второй Карабахской войны, которая была остановлена при посредничестве Москвы, лидеры России, Армения и Азербайджана создали трехсторонний механизм послевоенного урегулирования. В 2022 году Ереван и Баку приступили к обсуждению будущего мирного договора.
После этого в конце мая прошлого года Никол Пашинян заявил, что Ереван готов признать суверенитет Азербайджана в советских границах, то есть, вместе с Карабахом. В сентябре прошлого года после однодневной силовой операции Баку установил полный контроль над Карабахом.
Однако вопрос о долгосрочном урегулировании, требующий проведения демаркации и делимитации границы, так и не был решен, что и сохранило потенциальный источник напряженности.
И вот тут-то и произошла брюссельская встреча, которую в Москве и Баку сочли первым шагом к разрушению переговорного механизма Россия-Армения-Азербайджан. После того как Запад сделал безоговорочную ставку на Армению, демонстративно оттолкнул от себя Азербайджан и стал усиливать давление на Россию, мирный процесс в регионе оказался под угрозой срыва.
Подтверждением этого неутешительного вывода в полной мере можно считать открывшиеся на этой неделе в парламенте Армении слушания по вопросу делимитации границы с Азербайджаном. Несмотря на то, что слушания проходили в закрытом режиме, публичные заявления ключевых фигур в армянском руководстве указывают на нарастающую неопределенность по проблеме пограничного размежевания.
«Окончательного решения нет», - признали в правительстве Армении, отвечая на вопрос, начнется ли процесс делимитации границы с Азербайджаном с Тавушской области Армении.
Возможность любого сценария, включая провал переговоров по делимитации, не исключил и открывший слушания спикер парламента Ален Симонян. По его словам, Ереван может вообще в любой момент отказаться что-то подписывать с Баку.
Прибывший в парламент премьер- министр Пашинян сделал ситуацию еще более запутанной. Из его выступления так и осталось неясным, считает ли он делимитацию границы способом добиться деэскалации или, напротив, новой угрозой безопасности.
По словам Пашиняна, Ереван вроде как и не против начала процесса делимитации границы с участка четырех сел между Тавушской областью Армении и Казахским районом Азербайджана. Но при этом, по его словам, этот процесс вовсе не гарантирует Армении безопасность и более того, Армения все равно, якобы, может подвергнуться нападению в будущем.
Вообще, Никол Пашинян на этой неделе много чего наговорил в парламенте, что заставило наблюдателей не только в Баку, но и в Москве ломать голову над тем, что бы это значило.
Чего только стоит озвученная им концепция двух Армений - «исторической» и «реальной», которые, якобы, находятся в диссонансе друг с другом. Кроме того, он обвинил ОДКБ в якобы имевшихся у этой организации в 2021 году планах привести к власти в Ереване некое «марионеточное правительство» и тем самым разрушить армянскую государственность.
Однако вернемся к не решенному до сих пор вопросу о делимитации границы и территориального размежевания.
Напомним, что месяц назад - 9 марта, в правительстве Азербайджана потребовали от Еревана незамедлительно передать Баку четыре неэксклавных села. В Баку тогда сообщили, что в рамках делимитации границы будет решен и вопрос освобождения четырех эксклавных сел.
После этого еще 20 марта Никол Пашинян подтвердил, что его правительство готово начать делимитацию границы с Тавушской области. Общаясь с жителями приграничных сел в Тавушской области, армянский премьер огорошил их заявлением, что если Ереван не выполнит требования о передаче Азербайджану ряда приграничных сел, то, якобы, начнется война.
Война, конечно же, не началась - со стороны Пашиняна это был блеф, в то время как Азербайджан вновь подтвердил стремление к политико-дипломатическому решению, вопреки попыткам представить его агрессорам. Но вот что реально началось, так это наблюдаемое сегодня с армянской стороны стремление как минимум затормозить переговорный процесс, если не изобрести предлог для того, чтобы от него вовсе отказаться.
Обсуждение вопросов демаркации границы и будущей системы безопасности Армении проходит в условиях нового всплеска радикальных настроений в Ереване и призывов не спешить подписывать соглашение о мире с Азербайджаном.
Из всего этого можно сделать главный вывод: армянское руководство, получив на встрече в Брюсселе какие-то гарантии безопасности, которые не были озвучены публично, решило отойти от переговорного трека. Весьма вероятно, что Ереван не готов идти на дальнейшие переговоры, потому что почувствовал, что у него есть внешняя поддержка в лице США и ЕС.
Более того, нельзя исключать, что Ереван готов к локальному военному конфликту, наивно полагая, что новые западные друзья ему помогут.
Это крайне опасный сценарий, который грозит катастрофой для армянской государственности.
Баку и Ереван возвращаются в точку конфликтности, при этом Армения пытается втянуть в конфликт западные страны, не осознавая, что на помощь Запада в полной мере сегодня не может рассчитывать никто: посмотрите на Израиль и Украину.
Выбивать военную помощь даже им стоит огромных усилий. В этой ситуации не понятно на что рассчитывает Ереван, срывая переговоры с Баку и тем самым нарушая границы здравого смысла на Южном Кавказе.