AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB
Новости дня

A
Карабахская война: Москва скажет за всех. Политический обозреватель Сергей Строкань (видео)

Карабахская война: Москва скажет за всех. Политический обозреватель Сергей Строкань (видео)

08.10.2020 12:23

О том, какую роль в карабахском урегулировании может сыграть Россия, размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Большая война в Закавказье с каждым днем набирает обороты, оставляя на поле боя сгоревшую искореженную технику, тела убитых солдат и затягивая в свою смертельную воронку все новые территории. Это уже не просто война двух армий: телевидение показывает кадры разрушений мирных городов и поселков, где еще совсем недавно текла мирная жизнь, семена ненависти и взаимной нетерпимости прорастают у нас на глазах, напоминая времена средневековья и заставляя задаваться вопросом: как такое может происходить в 21-м веке. Учитывая, что обе стороны не намерены отступать, демонстрируя все большую решимость воевать до победного конца, скорого завершения этого кошмара не предвидится. Тем не менее, все войны однажды заканчиваются миром. 
Поэтому уже сейчас нужно задуматься над тем, когда и при каких условиях в Закавказье может вернуться мир и какую роль в этом может и должна сыграть Россия: единственная мировая держава, способная стать честным и беспристрастным посредником между сторонами конфликта.

Чем дольше длится это противостояние, точкой отсчета для которого стало черное воскресенье 27 сентября, тем меньше оно напоминает предыдущие обострения апреля 2016-го и июля нынешнего года. Это уже никакая не пятидневная или шестидневная война, как было раньше, после которой воцарялся пресловутый статус-кво – стороны возвращались на исходные позиции стадии замороженного конфликта.

Вопреки заявлениям ряда российских экспертов, в первые дни конфликта поспешившим сообщить, что, дескать, у Азербайджана заканчиваются боеприпасы, никаких видимых признаков захлебнувшегося наступления мы не видим. 

То, что азербайджанская армия возобновила наступление по всему фронту, подтверждают власти самой непризнанной Нагорно-Карабахской республики, в то время как в Баку заявляют о взятии под свой контроль все новых стратегических высот и все новых населенных пунктов в Карабахе, включая город Джебраил, находящийся в ста километрах от жемчужины Карабаха – Шуши.

Это означает, что возвращение к ситуации, существовавшей до 27 сентября, судя по всему, уже невозможно. При этом очевидно, что азербайджанская сторона не намерена останавливаться на полпути, добиваясь скорейшего освобождения всех оккупируемых территорий.

«У нас нет времени ждать еще 30 лет. Конфликт должен быть урегулирован сейчас», -- заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью телеканалу «Аль-Джазира».

В ситуации, когда маховик карабахской войны раскручивается со все большей силой, многие задаются вопросом: может ли что-то еще сделать Минская группа ОБСЕ, в частности, один из ее сопредседателей Россия – единственная страна в Минской группе, имеющая союзнические отношения с Арменией.

Должны ли Москва, а вместе с ней и Организация Договора о коллективной безопасности вмешаться уже сейчас и поставить заслон азербайджанскому наступлению в Карабахе? То есть, осуществить некую операцию по принуждению к миру, которая заодно исключит возможное вовлечение в военный конфликт Турции, о котором многие эксперты и СМИ говорят все громче.

По версии Еревана, роль Москвы должна состоять в том, чтобы оказать давление на азербайджанскую и турецкую сторону, действия которых, дескать, и привели к развязыванию этой войны. «У России есть инструменты, возможности и рычаги для влияния в регионе, чтобы принудить Турцию к миру. Наши ожидания в предстоящие дни будут в этом направлении», -- излагает эту позицию бывший спикер парламента НКР, советник главы парламента Армении Ашот Гулян.

В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян сравнивает происходящее с Сардарапатской битвой 1918 года, когда армянские войска неподалеку от нынешнего города Армавира отразили наступление турок, не пропустив их в Восточную Армению, которая затем стала Армянской ССР.

«Через 100 лет Турция вернулась в регион Южного Кавказа, чтобы продолжить геноцид армян. Если международное сообщество неверно оценит геополитическое значение этой ситуации, Европе следует ожидать Турцию возле Вены», -- предупреждает Никол Пашинян.

За последнюю неделю Никол Пашинян шесть раз звонил российскому президенту Владимиру Путину, и весьма вероятно, проговаривал с ним эти вещи: о чем же еще говорить?

При этом до сих пор с момента обострения конфликта Владимир Путин ни разу не переговорил по телефону ни с Ильхамом Алиевым, ни с Реджепом Тайипом Эрдоганом, с которыми он традиционно поддерживает тесный диалог.

Может ли эта пауза свидетельствовать о каком-то новом охлаждении в отношениях Москвы с Анкарой и Баку, которые Ереван считает первопричиной нынешнего пожара в Закавказье?

Как долго Москва может сохранять равноудаленность, учитывая, что Ереван призывает все мировое сообщество прийти на помощь, а Москва – его главный стратегический союзник?

Отвечая на просьбу журналистов пояснить, почему с начала обострения конфликта в Нагорном Карабахе Владимир Путин провел несколько телефонных разговоров с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и ни одного -- с главами Азербайджана и Турции, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков призывает не строить конспирологических версий и не делать далеко идущих выводов. В частности, вывода о том, что в треугольнике Москва-Баку-Анкара, якобы, что-то пошло не так. «Это вовсе не означает, что российская сторона испытывает какой-то дефицит в рабочих контактах. Напротив, глава МИД России Сергей Лавров находится в постоянном контакте со своими коллегами из Азербайджана и Турции. Российско-турецкий и российско-азербайджанский диалог, как и российско-армянский диалог по теме карабахского конфликта осуществляется на высоком уровне и на постоянной основе», - заявил пресс-секретарь российского президента. 

При этом Дмитрий Песков не исключает того, что такие разговоры произойдут, но только когда, по его словам, возникнет необходимость. «Если это будет признано необходимым, никакого сомнения нет, президент Путин будет обсуждать эту тему со своими визави», - заявил пресс-секретарь российского президента. И добавил: «Пока нет таких четких планов, но речь идет о войне, и, конечно, в Карабахе ситуация развивается быстро, поэтому здесь трудно загадывать. В зависимости от того, как будут развиваться обстоятельства, будет формироваться и потребности в диалоге».

Это признание расставляет многие точки над i. И здесь вспоминается русская поговорка: «Семь раз отмерь, один отрежь».
Москва четко дает понять, что на данном этапе, несмотря на союзнические отношения с Арменией, не видит оснований для того, чтобы считать действия Азербайджана агрессией, учитывая, что азербайджанская армия не претендует на чужую территорию, она пытается отвоевать собственные земли – признанные мировым сообществом как оккупированные районы, прилегающие к Нагорному Карабаху. Те районы, вернуть которые не удалось в течение 30 лет бесплодных переговоров, переполнивших чашу терпения азербайджанской стороны.

Кроме того, если Никол Пашинян заявляет: «Карабах -- это Армения, и точка», то Москва явно не считает их Арменией. Иначе, она бы уже сейчас должна была вести себя совсем по-другому.

Примечательно и то разъяснение, которое Дмитрий Песков дал по вопросу возможного присутствия российских миротворцев в Карабахе. Комментируя заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что такая возможность может рассматриваться в рамках Минской группы ОБСЕ, Дмитрий Песков уточнил: «Миротворцы могут входить только с согласия двух сторон».

Иными словами, без согласия Баку никаких российских миротворцев в зоне конфликта не будет. И точка.

Эти заявления свидетельствует о том, что, несмотря на многочисленные заявления экспертов и СМИ о том, что сейчас уже не время для равноудаленности и Москве надо спасать союзника и вступить в схватку за сферы влияния в Закавказье с Турцией, Россия держит единственно возможную паузу, сохраняет положение авторитетного и беспристрастного арбитра. 

Те, кто хотел бы в разгар карабахского кризиса столкнуть лбами Москву и Баку и Анкару и Москву будут явно разочарованы: сделать этого, судя по всему, не получится.

В этом принципиальное отличие позиции России от позиции Франции -- другого сопредседателя Минской группы ОБСЕ, которая уже фактически встала на сторону Еревана и тем самым оттолкнула от себя Баку. «Мы должны были рассматривать Францию как посредника. Однако Франция не понимает сути этого конфликта. Понятно, что Франция всегда поддерживала армянскую сторону», -- заявил помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, не скрывая своего разочарования.

Еще один сопредседатель Минской группы ОБСЕ – США, погружен в собственные предвыборные проблемы и ограничивается общими заявлениями о том, что у конфликта нет военного решения.

В условиях болезни Дональда Трампа и зависшего вопроса о том, кто будет новым лидером страны, и в чьих руках окажется ядерный чемоданчик, Америке явно не до Карабаха.

Таким образом, из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ единственным реальным игроком, способным бросить свой авторитет на чаше весов урегулирования, остается Россия.

Готовая в любой момент прийти тушить пожар большой карабахской войны, Москва может стать той силой, которая предложит сторонам дипломатический путь урегулирования. О том, что стороны до сих пор так и не получили дипломатическое окно возможностей заявил в интервью телеканалу Аль-Джазира президент Азербайджана Ильхам Алиев, указавший на то, что необходимость в таком окне по-прежнему сохраняется. При этом Москва не будет подливать масла в огонь конфликта и таскать каштаны из огня для тех, кто упорно не хочет садиться за стол переговоров, не хочет возвращаться к известным Мадридским принципам карабахского урегулирования и готов вести новые битвы в Закавказье до несуществующего победного конца.