Новый поворот в армяно-азербайджанском урегулировании, предполагающий прямой диалог Баку и Еревана, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
На дипломатическом фронте многострадального армяно-азербайджанского урегулирования наметились перемены.
Перемены если не сенсационные, то весьма неожиданные, которые еще этим летом просто невозможно было представить.
В самом урегулировании никаких прорывов или даже заметных подвижек как не было, так и нет. Баку продолжает упорно заявлять о готовности к диалогу с Арменией для заключения мирного договора, Ереван тоже вроде бы готов к этому, но, как всегда, готов с оговорами и традиционными обвинениями.
Эти обвинения - острая приправа к дипломатическим блюдам. Мирный процесс заставляет вспомнить слова старой советской песни «Подмосковные вечера» и дополнить их словами сегодняшнего дня: «Речка движется и не движется, песня слышится и не слышится, переговоры идут и не идут».
На этой неделе в Ереване сообщили об отправке Баку очередной, шестой по счету редакции соглашения о нормализации отношений и сколько их будет еще, этих редакций, не знает никто. Да и ждать пришлось этого варианта два с половиной месяца..
Но перемены, и нешуточные, происходят не в самом переговорном процессе, а вокруг него. О чем речь? Речь о потенциальных внешних посредниках, при участии которых долгосрочное урегулирование могло бы быть достигнуто.
Еще свежи в памяти события весны-лета этого года, когда политики, дипломаты и эксперты вдруг заговорили о расширении списка потенциальных переговорных площадок и круга международных посредников, которые могли бы поспособствовать скорейшему достижению мирных договоренностей. Долгое время находившаяся в тени американская дипломатия усилиями госсекретаря Блинкена внезапно вышла из тени и рванула с места в карьер. Помните эти переговоры в Арлингтоне?
Тогда у многих складывалось впечатление, что раз уже сами американцы включились в процесс, то подписание мирного договора - дело недалекого будущего.
И вот сегодня выясняется, что Америке придется уйти из переговорного процесса на Южном Кавказе, причем уйти так же внезапно, как она в него и вошла. Посредничества Вашингтона больше не хочет Баку на фоне продолжающего ухудшения азербайджано-американских отношений. Это еще не обвал, но как минимум, серьезное похолодание, в котором больше не живет прежнее доверие и не осталось былых надежд.
На этой неделе помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев, говоря об Америке, заявил, что «маски сорваны» и в Азербайджане больше нет места Агентству международного развития США, известному в мире под аббревиатурой USAID.
Возмущение Баку вызвали высказывания главы агентства Саманты Пауэр в поддержку армян, выехавших из Карабаха после 20 сентября этого года. Дескать, они пострадали от действий Азербайджана и Вашингтон готов им помочь.
Кстати, еще в сентябре Саманта Пауэр посетила Армению и приехав в Ереван, заявила о том, что правительство США выделит 11,5 миллионов долларов для оказания помощи, как было сказано, «вынужденным переселенцам» из Карабаха.
Мне лично не известно о том, что переселенцев из Ханкенди кто-то в самом деле вынуждал уезжать. Я считал, что они сделали это добровольно, не пожелав быть гражданами Азербайджана, это был их выбор, счет за который потом предъявили Баку. Но возможно, Саманте Пауэр известно нечто большее, если она так уверенно рассуждает именно о вынужденных переселенцах, которых не бросит в беде Вашингтон.
Отвечая Саманте Пауэр, в Баку напомнили о том, как США поддерживали Армению в 30-летний период оккупации азербайджанских территорий. При этом, работая ранее на посту постоянного представителя США в Совете Безопасности ООН, госпожа Пауэр ведь никогда не поднимала вопрос о плачевном положении азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, никогда не требовала выполнения резолюций Совета Безопасности ООН по карабахской проблеме.
Кстати сказать, уже после того как в Баку указали на дверь Агентству международного развития США, появилась информация о том, что сегодня USAID активно работает с карабахскими армянами в Ереване, настраивая их против России. Дескать, в их бедах виноваты и Баку, и Москва. К этой работе подключилась и посол США в Ереване Кристина Куинн.
Можно было бы не уделять такого внимания истории выдворения из Азербайджана ведомства Саманты Пауэр, но это не единичный случай, не казус, а проблема системная.
Так, помощник госсекретаря США Джеймс О’Брайен ранее обвинял Азербайджан в том, что из-за его действий армянское население Карабаха было вынуждено покинуть свои дома.
В общем, поначалу замахнувшись на роль посредника, в Вашингтоне затем растратили кредит доверия Баку. В связи с этим сегодня в Баку говорят о том, что этот посредник Азербайджану не нужен. Да и можно ли после всего этого всерьез говорить о каком-то американском посредничестве?
Чем тогда Америка отличается от Франции?
Еще одним серьезным ударом по американо-азербайджанским отношениям стал принятый на прошлой неделе Сенатом США так называемый «Акт о защите Армении».
Этот документ предполагает, что в 2024-2025 годах президент США не сможет пользоваться своими указами в военно-техническом сотрудничестве с Баку. Законопроект был принят в верхней палате Конгресса единогласно, то есть, все 100 сенаторов проголосовали против Азербайджана в едином порыве. Теперь «Акту о защите Армении» предстоит утверждение в Палате представителей, но и там никаких проблем с ним не будет.
Милли Меджлис Азербайджана назвал решение американских коллег серьезным препятствием на пути к установлению мира в регионе. В заявлении азербайджанского парламента отмечается, что США многие годы поддерживали сепаратистский режим в Карабахе. В свою очередь, нынешние односторонние действия США как неудачного посредника привели к потере авторитета Вашингтона.
Не удивительно, что азербайджанская сторона заявила о том, что Баку и Ереван могут обо всем договориться сами и в посредничестве Запада они не нуждаются.
В Баку говорят о том, что мирное соглашение - это не ядерная физика. При наличии доброй воли фундаментальные принципы мирного договора могут быть разработаны в короткий срок.
При этом о мире надо договариваться в самом регионе, в не в Вашингтоне, Париже или Брюсселе.
В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев на этой неделе, комментируя затягивание переговорного процесса, был вынужден вновь говорить о еще одном горе-посреднике - Франции, стране, которой по ее азербайджанофобии нет равных.
По словам Ильхама Алиева, в Ереване получают плохие советы из Франции и в целом эта страна играет очень деструктивную роль на Южном Кавказе.
Фактически, Армения стала марионеткой Парижа и это может стать серьезной угрозой региональной стабильности.
Если говорить о потенциальном посреднике, то им вполне могла бы стать Москва, усилиями которой три года назад была прекращена вторая карабахская война. В отличие от Вашингтона, Парижа или Брюсселя, Москва сохранила равноудаленность от сторон конфликта и по-прежнему сохраняет в регионе свой миротворческий контингент. Но вариант с Москвой в качестве посредника вряд ли устроит сегодняшний Ереван - в случае его согласия, этого не поймут ни в Европе, ни в Америке.
На этой неделе бросалось в глаза отсутствие Никола Пашиняна на саммите ОДКБ в Минске, в связи с чем Москве пришлось выразить сожаление, а другим союзникам развести руками - может, встретимся когда-то на другом саммите. Но, добавим, что ведь можно и не встретиться, этого тоже нельзя исключать, учитывая, с какой скоростью отдаляется Армения.
В ситуации, когда западные посредники не устраивают Баку, а Москва, судя по ряду признаков, похоже, не устраивает Ереван, азербайджанская сторона и предложила Еревану договариваться один на один. В распространенном на этой неделе заявлении МИД Азербайджана отмечается, что Баку готов к прямым переговорам с Арменией на двусторонней основе, чтобы подписать мирное соглашение как можно скорее.
Учитывая, что обе страны и их лидеры несут главную ответственность за продолжение и завершение мирного процесса, Ильхам Алиев и Никол Пашинян вполне способны самостоятельно договориться и о взаимоприемлемом месте встречи, и решить вопрос о будущей государственной границе.
Самое главное - нужно понимать, что никакой посредник никогда не проделает за каждую из сторон ту работу, которую она, проявив политическую волю и способность принимать самостоятельные решения, должна проделать сама.
Проделать, набравшись мужества за принятие одного исторического решения и не прячась за чужие широкие спины.