Всемирный экономический форум в Давосе, участие в нем президента Азербайджана Ильхама Алиева и его самую продолжительную встречу с премьер-министром Армении Николом Пашиняном анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Проходящий в Давосе Всемирный экономический форум, собравший в швейцарских Альпах представителей мировой политической и деловой элиты, стал не только очередным смотром государств и их лидеров, но и содержательной дискуссией о мировых трендах и брендах, об инвестициях и коммуникациях и многом-многом другом. В том числе, даже о вроде бы не профильной для Давоса теме Закавказья. В эти дни в Швейцарии встретились старожил Давоса, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян, проговорившие полтора часа. Это было самое продолжительное общение лидеров двух стран после смены власти в Ереване.
Руководство США – ведущей экономики мира, по иронии судьбы в Давосе в этом году не оказалось. Зато активно задавали тон представители новых государств -- «догоняющих экономик», демонстрирующих наибольшую мобильность, восприимчивость к инновациям и способность к диверсификации.
Участие в Давосском форуме Ильхама Алиева, прилетевшего в Швейцарию с супругой Мехрибан, марафон его переговоров и многочисленные высказывания президента Азербайджана, цитируемыми мировыми СМИ, позволили лучше понять стратегию развития страны. А также ее позиционирование на фоне признанных грандов - главных мировых центров экономической мощи. Как показала дискуссия в Давосе, в мире растет интерес к «догоняющим экономикам» – тем, кто сегодня решает задачи модернизации в исторически сжатые сроки и дышит признанным грандам в затылок. В их числе находится и Азербайджан.
А теперь обо всем по порядку.
То, что в этом году в Давос отказались лететь не только президент США Дональд Трамп, но и вся американская делегация стало сенсацией. Ситуация, когда госсекретарь Помпео ограничился общением с мировой элитой по скайпу, в то время как уважаемая аудитория не имела возможности задать ему ни одного незапланированного вопроса, стала беспрецедентной.
Но этот казус невольно заставил обратить внимание на других участников, которые приехали в Давос работать, а не развлекаться. Приехали других посмотреть, себя показать и более четко обозначить свое место в стремительно меняющемся мире.
Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе.
Но в случае с Ильхамом Алиевым и его участием в Давосском форуме мы наблюдаем обоюдное движение: гора и Магомед идут навстречу друг к другу. Сессия на тему: «Развитие инициативы «Один пояс, один путь»: взгляд Китая на триллион долларов», в которой в качестве спикера принял участие Ильхам Алиев, с моей тоски зрения, стала классическим Давосским обсуждением – с сессией живых вопросов-ответов, с попыткой заглянуть в будущее и очертить его контуры.
Ради таких встреч, а не для катания на лыжах и участия в дорогих светских вечеринках, и существует этот форум.
Обращаясь к Ильхаму Алиеву как к первому из выступавших, модератор сессии по китайскому проекту «Один пояс, один путь» не случайно сразу обозначила основной тренд развития азербайджанской экономики: создание современной разветвленной инфраструктуры, которая должна стать важным дополнением к нефтегазовому сектору. Невозможно не заметить и то, что в ответах президента Алиева слово «инфраструктура» оказалось одним из самых упоминаемых. Это не случайно, учитывая то, что одна из целей руководства страны -- превратить Азербайджан в международный хаб.
Есть все основания полагать, что все чаще звучащее на различных мировых площадках слово «хаб», означающее транспортный узел с инфраструктурой – ключ или кодовое слово для понимания того, в каком направлении идет развитие современного Азербайджана, являющегося оживленным перекрестком между Севером и Югом, Востоком и Западом.
Каким бы ни было важным географическое положение страны, география – это далеко не все. Ведь необходимо еще суметь извлечь преимущества из своей географии: сделать своевременные стратегические инвестиции в инфраструктуру, после чего в определенный момент география уже станет работать на страну, позволит ей зарабатывать деньги.
Именно так и происходит с Азербайджаном, инвестирующим в строительство дорог, магистралей, аэропортов, газификацию, транспортную инфраструктуру. Модернизация железнодорожной сети, строительство морского порта -- крупнейшего на Каспии с пропускной способностью около 25 миллионов тонн, прокладка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, соединяющей Азербайджан с Турцией и Европой – все это и есть те новые возможности не только для самого Азербайджана, но и для всех государств, которые пожелают использовать его инфраструктуру.
Вот лишь несколько показателей эффективности этих усилий, которую, отметим, доказывают не азербайджанские, а западные и мировые источники.
По данным Давосского форума, Азербайджан занимает 34-е место в мире по качеству дорог. Кроме того, как следует из последнего отчета Doing Business Всемирного банка, страна входит в десятку самых реформаторских экономик мира.
Сам Ильхам Алиев не случайно счел необходимым напомнить: Азербайджан – единственная страна мира, которая одновременно является участницей транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг.
Круг общения Ильхама Алиева в Давосе, плотный график встреч и переговоров показали, какие практические дивиденды получает страна, сумевшая своей инфраструктурой соединить все четыре стороны света – Восток и Запад, Север и Юг.
Не удивительно, что собеседниками азербайджанского лидера в Давосе оказались вице-президент Европейской комиссии по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович, генеральный директор компании British Petroleum Роберт Дадли, генеральный директор IBM Джинни Рометти, исполнительный вице-президент компании Suez Group Эрик Гебали, председатель правления VTB Bank Андрей Костин и многие другие.
При этом весьма символично, что два свои интервью в Давосе Ильхам Алиев дал российскому и китайскому телевидению. Тем самым он продемонстрировал, что значат для Баку отношения с Москвой и Пекином.
На один из вопросов китайского журналиста и прозвучавший на него ответ нельзя не обратить особого внимания. Этот вопрос-ответ объясняет, как связаны экономика и безопасность, развитие инфраструктуры и перспективы урегулирования в Карабахе.
Вопрос китайского журналиста звучал так: «Господин Президент, наряду с другими вызовами, Ваша страна столкнулась с территориальным спором. Позволят ли Вам инфраструктура, создание лучшей среды и альянс экономики с людьми найти возможность для решения данной проблемы»?
В ответ Ильхам Алиев выразил убежденность в том, что реализация такой стратегии развития станет одним из самых эффективных путей освобождения оккупированных земель.
Давайте остановимся на этом подробнее.
Азербайджан уже привлек инвестиции в объеме почти 250 миллиардов долларов – эта цифра прозвучала на форуме в Давосе, и создал успешный формат сотрудничества с соседями. Это факт. Но таким же фактом остается и то, что Армения пока отсечена от этого сотрудничества: непреодолимым препятствием остается карабахская проблема.
Сам Ильхам Алиев сформулировал это так: «Страна, продолжающая оккупацию наших земель, должна понять, что могла бы стать стороной этого крупного формата сотрудничества. Все эти проекты обходят их по одной причине: оккупация».
То есть, получается, что если будет положен конец оккупации азербайджанских территорий, то в закавказском регионе будут созданы и принципиально новые условия для широкого международного сотрудничества и установления прочного мира.
Мы не знаем содержания беседы Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Давосе – стороны предпочли об этом не распространяться, возможно, полагая, что еще не настало время для публичных заявлений. Тем не менее, весьма вероятно, что именно этот тезис должен был стать главным аргументом азербайджанского лидера в разговоре о будущем Карабаха и путях урегулирования, которые позволят всем сохранить лицо и разблокируют многостороннее сотрудничество в Закавказье.