AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Карабах - к новой автономии (видео)

Реплика политического обозревателя Сергея Строканя: Карабах - к новой автономии (видео)

31.12.2018 23:07

Последние предложения Азербайджана по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, предусматривающие предоставление региону широкой автономии в рамках международно признанных границ азербайджанского государства оценивает политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Перспективы карабахского урегулирования, о которых все активнее говорили в последние недели на самых разных международных площадках, в последние дни декабря перестали выглядеть оторванными от реальности пожеланиями и впервые за много лет стали обретать черты конкретного плана прекращения старейшего конфликта на постсоветском пространстве.

Не ограничившись благими призывами к новым переговорам после произошедшей в этом году смены власти в Армении, в Баку сделали следующий важный шаг: предложили формулу урегулирования, предусматривающую предоставление Нагорному Карабаху широкой автономии в рамках международно признанных границ Азербайджана.

Более того, давая понять, что о возвращении к мрачному прошлому азербайджано-армянского конфликта в 21-м веке не может быть и речи, азербайджанская сторона твердо пообещала обеспечить гарантии безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. Чтобы никто не подумал, что кровавая история может однажды повториться.

В любом замороженном конфликте современного мира – и Нагорный Карабах в этом смысле не исключение – движение к его решению возможно лишь в том случае, если появляется некая ключевая идея, способная завести заглохший мотор урегулирования: подобно тому, как поворот ключа зажигания в автомобиле позволяет крутиться стартеру, запускающему двигатель. После чего и начинается движение.

Такую идею и сформулировал на этой неделе в интервью журналистам в Баку глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Подводя итоги предыдущих, мягко говоря, не слишком успешных переговоров по урегулированию карабахского конфликта и пытаясь заглянуть в будущее на фоне оживления усилий международных посредников, Эльмар Мамедъяров заявил: «Наша страна, аналогично тому, как она обеспечивает безопасность своих граждан-представителей прочих этнических групп, готова в соответствии со своими международными обязательствами сделать это и в отношении граждан армянского происхождения в Нагорном Карабахе».

По словам азербайджанского министра, Баку готов «предоставить армянскому населению в Нагорном Карабахе право самоуправления на высоком уровне в рамках международно признанных границ Азербайджанской Республики».

В целом высказывания Эльмара Мамедъярова проникнуто главной мыслью о том, что между азербайджанцами и армянами нет непреодолимой пропасти и они должны бок о бок жить в мире, перестав видеть друг в друге врага. Мамедъяров напомнил о существовавших ранее контактах между азербайджанской и армянской общинами Нагорного Карабаха. «К сожалению, в результате действий прежнего руководства Армении эти контакты были прерваны», -- признал азербайджанский министр.

Весьма символично, что о готовности к диалогу с армянской общиной заявил на этой неделе и новый глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Турал Гянджалиев. «Мы надеемся, что на новом этапе в процессе урегулирования конфликта мы наладим контакты с армянской общиной, начнем конструктивный диалог», -- заявил он.

А вот еще одно признание, позволяющее говорить о появлении той самой стрежневой идеи, которая столько лет витала в воздухе, но так и оставалась невостребованной.

«У нас есть решимость, вернувшись в свои родные края, жить вместе с армянской общиной, мы всегда к этому готовы. Естественно, все это возможно в рамках территориальной целостности Азербайджана», -- говорит Турал Гянджалиев.

Таким образом, накануне Нового года Баку четко сформулировал повестку урегулирования, работа над которой должна стать главной задачей будущего года.

Как видим, Азербайджан не просто ставит своей задачей освобождение своих оккупированных земель, возвращение домой вынужденных переселенцев и восстановление разрушенных исторических, культурных, религиозных памятников, но и предлагает достойную формулу существования, которая выведет ситуацию из тупика и позволит всем сторонам конфликта в будущем сохранить лицо.

Зададимся вопросом: почему эти важные заявления, кардинально меняющие ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, прозвучали только сейчас?

Ответ – потому что только сейчас, на излете 2018 года, появилось сразу несколько ключевых предпосылок для того, чтобы дипломатия вокруг Нагорного Карабах перестала выглядеть бессмысленным пинпонгом или игрой в одни ворота.

Во-первых, в этом году произошла смена власти в Армении, что породило надежды на прочтение ситуации с чистого листа.

Во-вторых, лидеры Азербайджана и Армении уже успели пообщаться на полях саммитов СНГ в Душанбе и Санкт-Петербурге, в то время как Эльмар Мамедъяров встретился со своим армянским коллегой Зограбом Мнацакаяном. И намерен продолжить контакты в будущем году.

В-третьих, на прошедшей в Милане 6 декабря министерской встрече ОБСЕ главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы выступили с совместным заявлением, призвав уже в ближайшем будущем провести переговоры лидеров двух стран, нацеленные на конкретный результат.

Когда появляется идея урегулирования, остается лишь проявить политическую волю, чтобы ее воплотить в жизнь. Но для того, чтобы в будущем найти эту волю, необходимо понять: идея независимости тех или иных территорий в современном мире хороша разве что для политических демагогов и популистов, пытающихся заработать быстрые очки на проблемах простых людей и не думающих о последствиях своей опасной риторики.

Ели же говорить по существу, то новое независимое государство как субъект международного права может существовать только в том случае, если его признают другие государства. Сколько государств должны признать новое государство, чтобы оно состоялось, не юридически, а фактически -- не знает никто. Если же новое государство признает только его покровитель, получится не государство, а клиент.

Отсюда вывод: чтобы реально состояться, новое государство должно быть жизнеспособным.

И вот теперь давайте ответим на вопрос: сколько государств мира будут готовы признать независимость Нагорного Карабаха? Желающих не видно. К этому не готова даже Армения.

Посмотрев на карту мира, можно сделать вывод о существовании определенной закономерности: непризнанные или самопровозглашенные республики так или иначе лишены возможности нормально развиваться и вынуждены десятилетиями жить с менталитетом осажденной крепости.

Посмотрите на Турецкую Республику Северного Кипра, посмотрите на Приднестровье. Даже Тайвань при всех своих огромных ресурсах не может купить себе международное признание и стать полноценным членом Организации Объединенных Наций и интегрироваться в мировое сообщество. Это не государство, а всего лишь остров Тайвань.

А чем закончился поход за независимость испанской Каталонии, лидер которой в итоге оказался в изгнании?

Этот список можно продолжать и продолжать.

Если независимость самопровозглашенных государств в чистом виде – это тот политический товар, который в современном мире практически невозможно никому продать, то широкие автономии, позволяющие найти модель совместного достойного проживания разных народов – это, напротив, идея востребованная и многократно доказавшая свою жизнеспособность.

За примерами далеко ходить не надо – посмотрите на Бельгию, где находятся штаб-квартиры ведущих европейских организаций. Посмотрите на Европу в целом. На ту самую Европу регионов, навстречу которой пусть и разными темпами и разными дорогами пытаются идти Азербайджан и Армения.

Призвав превратить Нагорный Карабах в автономию в составе Азербайджана, накануне Нового года Баку успел сделать свой шаг навстречу карабахскому урегулированию.

В будущем году свое веское слово должен будет сказать Ереван.