Долгосрочные последствия визита в Россию и Азербайджан советника по национальной безопасности президента Трампа анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Стратегический регион, где пересекаются интересы мировых держав, Южный Кавказ вновь оказался в центре отношений между Востоком и Западом. Внимание политиков и экспертов на этой неделе было приковано к Баку, ведущему сеансы одновременной дипломатической игры сразу на нескольких шахматных досках и не проигравшему ни одной сложной партии.
Подтверждением этого стали совпавшие по времени поездка начальника Генштаба вооруженных сил Азербайджана Наджмеддина Садыкова в Израиль и визит советника президента Трампа по национальной безопасности Джона Болтона в Баку.
Главный вывод из состоявшихся встреч и переговоров можно сформулировать так: на фоне предпринимаемых США и их союзниками активных попыток экономического и военного сдерживания России и Ирана наблюдается не менее активное стремление Запада установить более тесные контакты с Азербайджаном и встроить его в создаваемую новую архитектуру международной безопасности.
Эта задача становится все более актуальной после недавнего нашумевшего решения США о предстоящем выходе из российско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), поддерживавшего баланс сил в мире на протяжении последних десятилетий.
События этой недели также показали: соперничающие в вопросах ядерной безопасности мировые державы намерены активизировать усилия по карабахскому урегулированию.
Остановимся на этом более подробно.
Наблюдатели, обсуждавшие перипетии визита Джона Болтона в Москву, который предшествовал его поездке в Баку, почти не обратили внимания на бегущую строку официальных сообщений, в которой перечислялись основные темы переговоров представителя американской администрации в российской столице. Между тем, кроме вопросов стратегической стабильности, соглашений по сокращению ядерных вооружений, Сирии, Ирана и Северной Кореи в ней была названа и ситуация на Кавказе.
Таким образом, несмотря на их крайне сложные отношения, Россия и США считают необходимым продолжать диалог по этому региону, осознавая, что азербайджано-армянский конфликт остается долгосрочным фактором дестабилизации.
Многочисленные вежливые жесты Джона Болтона в Москве не могли скрыть главного: подходы России и США к вопросам поддержания международной безопасности остаются противоположными, взаимное отчуждение растет.
«Да, я не привез вам с собой оливковую ветвь мира», -- открытым текстом сказал Владимиру Путину Джон Болтон в ответ на шутку российского президента, что у хищной птицы на американском гербе, которая держит в своих лапах стрелы и оливки, видны одни стрелы и уже не осталось оливок.
В отличие от его визита в Москву, в Баку Джону Болтону вовсе не нужно было отшучиваться по поводу не привезенной оливковой ветви мира. Атмосфера на переговорах в азербайджанской столице была совершенно иной. Имеющий репутацию международного «ястреба» по отношению к России, Ирану, Северной Корее, Джон Болтон попытался заверить Ильхама Алиева, что применительно к нагорно-карабахскому конфликту он как раз хочет выступить в нетипичной для себя роли.
В роли авторитетного посредника, миротворца с той самой оливковой ветвью мира, которой от него не дождались в Москве.
«Урегулирование карабахского конфликта имеет очень важное, стратегическое значение для нас. Мы понимаем, что разрешение карабахского конфликта важно не только для Азербайджана и Армении, но и может повлиять на ситуацию в мире», - сообщил Джон Болтон в Баку. И добавил: «Я благодарен президенту Алиеву за то, что он поделился со мной своим взглядом на перспективы урегулирования этого конфликта».
В свою очередь, Ильхам Алиев выразил мнение о том, что США как сопредседатель Минской группы ОБСЕ играют важную роль в поиске путей решения нагорно-карабахского конфликта.
Глава государства подчеркнул, что территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена и Баку рассчитывает на то, что деятельность стран-сопредседателей Минской группы даст практические результаты.
Хотя принципиальная позиция администрации США по нагорно-карабахскому урегулированию не меняется, важно, что администрация США сегодня возвращает ушедшее было на второй план карабахское урегулирование в список своих приоритетов. Подтверждением этого стало обсуждение темы Кавказа вначале в Москве, затем в Баку, и, наконец, визит Джона Болтона в Ереван, куда он отправился из азербайджанской столицы.
Примечательно, что еще одной горячей темой в Баку стал Иран. Не привыкший ходить вокруг да около, советник президента Трампа со свойственной ему прямотой дал понять, что США ищут поддержки Азербайджана в своей политике расширенного сдерживания Тегерана. Называя вещи своими именами, сегодня США пытаются сделать ставку на Баку в политике сдерживания Ирана по всему периметру его границ.
В схожем ключе видят роль Азербайджана и в Израиле, куда на этой неделе отправился с визитом начальник Генштаба вооруженных сил Азербайджана Наджмеддин Садыков. Такой подход вовсе не удивителен. Дело не только в том, что Израиль – ключевой союзник США на Ближнем Востоке. Исламский режим в Тегеране остается заклятым, можно сказать, экзистенциальным врагом еврейского государства.
Нетрудно догадаться, что применительно к Ирану в Иерусалиме хотели бы получить от Азербайджана того же, о чем на этой неделе просил президента Алиева Джон Болтон. Учитывая внушительный потенциал азербайджано-израильского партнерства, включая военно-техническое сотрудничество, казалось бы, Израиль мог бы рассчитывать на готовность Азербайджана в той или иной степени встроиться в формируемую в мире и регионе широкую антииранскую коалицию.
Однако несмотря на интенсивные, содержательные и лишенные каких-либо серьезных проблем отношения Азербайджана с Западом, не вызывает сомнения: дружить с США против России и Ирана Баку никогда не будет. Не будет по той простой причине, что такая дружба противоречила бы его национальным интересам и автоматически поставила бы крест на доказавшей свою эффективность многовекторной политике Азербайджана, играющего одновременно на нескольких досках. И не проигрывающего свои партии.
Баку – неотъемлемая часть треугольника Россия-Иран-Азербайджан. Удар в спину своим партнерам, с которыми его связывает слишком многое, Азербайджан никогда не нанесет.
Можно сказать, что выбирать между Западом и Востоком, как и между Ираном и Израилем, для Азербайджана, -- все равно, что решать, какую руку себе оставить – правую или левую, а какую отрубить. Остающийся над схваткой в мировой геополитике, Баку не лезет на ее баррикады, но при этом вполне может сыграть роль моста между Востоком и Западом, посредника между ними или площадки для диалога. Надо думать, что в раздираемом конфликтами современном мире эта роль Баку будет становиться все более востребованной.