По итогам ежегодной пресс-конференции главы МИД РФ Сергея Лаврова о союзниках и партнерах Москвы на постсоветском пространстве размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
Главным международным событием этой недели для Москвы и Баку стала большая пресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова, посвященная внешнеполитическим итогам минувшего года. Откровенное общение главы российского дипломатического ведомства с журналистами позволило им лучше понять, в какой системе геополитических координат находится современная Россия. А также как складываются ее отношения со странами Запада и бывшими советскими республиками, каждая из которых пытается определить для себя кем считать Москву: соперником, союзником или партнером. Сессия вопросов-ответов на Смоленской площади позволила лучше понять, чего ждать Москве и Баку от нового года и кто есть кто на постсоветском пространстве.
Попытавшись успокоить страсти вокруг далеко не безоблачных отношений с ближайшим союзником Москвы на европейском фланге – Белоруссией, и ни словом не упомянув другого российского союзника на южном фланге – Армению, Сергей Лавров сообщил о предстоящем саммите лидеров России, Азербайджана и Ирана.
Новость о готовящейся трехсторонней встрече в верхах в треугольнике Москва-Баку-Тегеран стала одной из самых заметных и цитируемых. Она напомнила о том, какие страны, не являясь союзниками Москвы, вносят реальный вклад в евразийскую интеграцию, создавая в отношениях с Москвой новые возможности, а не новые проблемы.
Впрочем, обо всем по порядку.
Главный вывод, который сделает наблюдатель, внимательно следивший за общением Сергея Лаврова с прессой, состоит в том, что отношения Москвы с дальним и ближним зарубежьем испытывают острый дефицит позитивных новостей.
Наиболее проблемным остается западное направление российской политики. Сергей Лавров сказал об этом так: «В прошлом году нарастал конфликтный потенциал. В первую очередь из-за упрямого нежелания некоторых стран Запада во главе с США принять реальности объективно формирующегося многополярного мира».
Впрочем, не клеятся у Москвы отношения не только с Западом, избравшим путь конфронтации, и с Украиной, превратившейся во враждебное государство, но и с союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийскому Экономическому Союзу (ЕАЭС).
Даже с Белоруссией, на протяжении десятилетий считавшейся ближайшим союзником и строившей с Москвой Союзное государство, все далеко не однозначно. Говоря о проекте Союзного государства, запущенном еще в 90-е годы, в период правления президента Ельцина российский министр был вынужден признать, что этот проект, как он изначально задумывался, не состоялся. «С течением времени, конечно, стало понятно, что ни общей конституции, ни общего парламента, ни общего суда пока, наверное, создать не представляется возможным, и мы на этом совсем не настаиваем», -- констатировал Сергей Лавров.
Эти многочисленные отрицания – ни конституции, ни парламента, ни суда возникли не на пустом месте. В последние недели представители высшего руководства перестали скрывать то, что сегодня скрывать уже невозможно: в отношениях союзных Москвы и Минска накопилась критическая масса проблем, грозящих серьезно девальвировать прежние глубинные смыслы.
Незадолго до нового года, в ходе встречи президентов Путина и Лукашенко в Москве первый вице-премьер России Антон Силуанов, общаясь с журналистами, описывал отношения с Белоруссией так: «Мы говорим: слушайте, вы наш сосед, наш союзник, но в последнее время доверие потеряно!»
Первый вице-премьер России тогда напомнил, что из Белоруссии на территорию России, имеющей с ней единое таможенное пространство, беспрепятственно поступают западные товары, включенные в санкционные списки Москвы – те самые товары, ввоз которых в Россию строго запрещен.
Но и президент Лукашенко за словом в карман не полез и уже пригрозил, что Россия может потерять Белоруссию как союзника, если не удастся договориться относительно компенсаций потерь из-за налогового маневра в нефтяной сфере, намеченного на 2019−2024 годы. Минск оценивает свои потери в ближайшие шест лет в 11 миллиардов долларов.
Более того, 14 декабря прошлого года, общаясь в Минске с представителями российских СМИ, президент Лукашенко откровенно поведал им, как он, союзник Москвы, призывал другого союзника Москвы, исполнявшего тогда обязанности премьер-министра Армении Никола Пашиняна бросить вызов Москве. Реагируя на недовольство Еревана тем обстоятельством, что Белоруссия развивает военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном, опытный Александр Лукашенко учил лидера-новобранца Никола Пашияна, как переводить стрелки на Россию.
Вот стенограмма того, что именно сказал Александр Лукашенко Николу Пашиняну со свойственными белорусскому «батьке» формулировками: «Я сказал ему при Путине: Никол, давай поставим точки над «i». Кто занимает первое место по торговле оружием с Азербайджаном? Кто? Россия. А чего ты язык засунул в одно место? Скажи ему, покритикуй Владимира Владимировича. А, боишься?».
Примечательно, что, не сумев обойти стороной отношения с союзной Белоруссией, на своей итоговой пресс-конференции Сергей Лавров ничего не сказал об отношениях с союзной Арменией. Ни одной фразы, ни одного слова! А ведь на этой неделе произошло важное событие: буквально за два дня до пресс-конференции Лаврова президент Армении назначил Никола Пашиняна премьер-министром страны.
А до этого, в течение прошлого года, итоги которого подводил Сергей Лавров, в армянской политике произошли воистину тектонические изменения, в результате которых к власти пришла совершенно другая команда.
Но Сергей Лавров предпочел их не комментировать и последствия этих перемен для отношений с Россией.
С одной стороны, после назначения Никола Пашиняна премьером-министром российский президент Владимир Путин направил ему поздравительную телеграмму, выразив надежду на «совместную работу, которая будет способствовать дальнейшему укреплению российско-армянского союзнического взаимодействия, а также продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве».
С другой стороны, в ведущих российских СМИ появляется все больше материалов о том, что не упомянул на своей пресс-конференции Сергей Лавров. В комментарии, распространенном на днях российским государственным агентством ТАСС, напоминается, что один из главных вопросов, который задавали журналисты Пашиняну прошлой весной, касался его взглядов на внешнюю политику. Тогда лидер «бархатной революции» в Армении пообещал, что внешнеполитический вектор его страны не изменится, более того, сотрудничество с международными партнерами, особенно с Россией, станет еще более интенсивным.
Однако с первых дней его правления в этом секторе начались проблемы. В стране были возбуждены несколько громких уголовных дел, в том числе против генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, которого обвинили в свержении конституционного строя. Вот что говорится об этом в комментарии ТАСС: «Этот и ряд других шагов новых властей привел к некоторому охлаждению отношений с Москвой и другими партнерами. При этом именно РФ является важнейшим стратегическим союзником Армении. Россия -- и крупнейший рынок сбыта армянских товаров, и главный поставщик газа, не говоря уже о сотрудничестве в военной сфере. Очевидно, что в ближайшее время новому кабинету министров придется очень постараться, чтобы выправить отношения с Москвой».
На фоне далеко не беспроблемных отношений Москвы с ее союзниками по ОДКБ и ЕАЭС, ее отношения с Азербайджаном, формально имеющим статус не союзника, а партнера, остаются устойчивыми и при этом демонстрирующими большой потенциал роста, а также нулевой потенциал конфликтности. Почва для бурного выяснения отношений, шантажа, демаршей и двойной игры полностью отсутствует. В этих отношениях, скрепленных и личной химией президентов Путина и Алиева, ничего выправлять не нужно.
На этой неделе Государственный таможенный комитет Азербайджана подвел свои итоги прошлого года: товарооборот между Азербайджаном и Россией за прошлый год увеличился на целых 19%. Импорт российской продукции в Азербайджан вырос более чем на 21 %. Добавим к этому, что в общем объеме импорта товаров в Азербайджан на долю поставок из России пришлось более 17%.
Впрочем, дело не только в том, что сотрудничество России и Азербайджана – это отношения равноправных партнеров.
Как выясняется, внешняя политика Москвы и Баку строится на одних и тех же принципах. «Мы продолжали проводить многовекторный внешнеполитический курс, ориентированный на защиту национальных интересов России», -- заявил на своей пресс-конференции на Смоленской площади Сергей Лавров. Но ведь многовекторность, ориентированная на защиту национальных интересов – это те самые принципы, которым в своей внешней политике неукоснительно следует и Баку. Примером такой многовекторности станет предстоящий в этом году трехсторонний саммит Москва-Тегеран-Баку. «Мы такой саммит готовим, я вас уверяю, он состоится», - заверил журналистов на пресс-конференции в Москве Сергей Лавров.
Через без малого три десятилетия после распада СССР Москва вольно или невольно пересматривает табель о рангах своей политики на постсоветском пространстве. Рейтинг союзников и партнеров неизбежно уточняется – одни набирают очки, другие их теряют. И уже не так важен формальный статус союзника или партнера, сколько то, что он реально значит.
Чего он реально стоит.