AZN = 37.85 RUB
USD = 64.22 RUB
EUR = 70.94 RUB
BRENT = 58.92 USD
Новости дня

В центре внимания с Андреем Шляпниковым: Зачем армянские средства ПВО пытались сбить азербайджанский самолет (видео)

В центре внимания с Андреем Шляпниковым: Зачем армянские средства ПВО пытались сбить азербайджанский самолет (видео)

"Москва-Баку"
18.06.2019 18:00

Это программа «В центре внимания». Здравствуйте. Я ее автор и ведущий Андрей Шляпников. Главные события, яркие кадры, мнение ведущих экспертов и все самое интересное, что оказалось в центре нашего внимания. Смотрите в этом выпуске:

- Ракета войны. Что бы произошло, если бы армянская ракета сбила азербайджанский самолет. В чьих руках не довести до кровопролития

- Азербайджан наращивает военное сотрудничество с Турцией, Грузией и Саудовской Аравией. Почему эти страны рады партнерству с Азербайджаном

- Транспортная революция в Азербайджане. Почему азербайджанские компании пригласили на одну и крупнейших транспортных выставок мира.

Армянская провокация в воздухе

На неделе Азербайджан и Армения как никогда за последнее время были близки к эскалации конфликта в Нагорном Карабахе. И если бы ракета, выпущенная с армянской стороны достигла своей цели, то неизвестно чем все могло закончится.

"Использование средств ПВО – это чрезвычайная ситуация. Если бы огнем средства ПВО ВС Армении был сбит азербайджанский боевой самолет, Азербайджан вынужден был бы ответить, а это однозначно привело бы к эскалации боевых действий, которые по объему и масштабу могли бы значительно превзойти «апрельскую войну»", - уверен Игорь Коротченко, военный эксперт.

12 июня авиационные средства Военно-воздушных сил Азербайджана провели плановые учебные полеты. Как сообщила пресс-служба министерства обороны Азербайджана, в это время вооруженные силы Армении, применяя зенитно-ракетный комплекс «ОСА» предприняли попытку сбить азербайджанские авиационные средства. К заявлению Минобороны Азербайджана приложило видео, снятое с дрона, который вел съемку учебных полетов. На видео четко видно пролетающую ракету. Всего из зенитно-ракетного комплекса было выпущено две ракеты, которые не поразив цели, самоликвидировались в воздухе.

Вот как азербайджанская сторона прокомментировала как удалось избежать потерь.

«Это стало возможным благодаря мастерству наших военных пилотов и современным приборам, установленным в авиационных средствах, а с другой стороны из-за непригодности и низкого качества военной техники противника, а также низкого уровня подготовки боевого расчета, ответственного за управление данной военной техникой», - сообщает министерство обороны Азербайджана.

Предстоит серьезное разбирательство этого инцидента и, скорее всего, это произойдет на международном уровне. Ведь человеческие потери могли быть не только среди военных, но и гражданских лиц.

"Действия ВС Армении – само по себе беспрецедентное событие. Кроме того, пуск зенитных управляемых ракет, направленных в воздушное пространство Азербайджана, теоретически мог привести к трагедии с гражданскими авиалайнерами, ведь через пространство Азербайджана пролегают международные воздушные пути, функционирует международный аэропорт Баку. Сложившаяся ситуация вызывает очень большую обеспокоенность. На мой взгляд, Азербайджан должен требовать разбирательства с участием международных структур в связи с провокационными действиями", - считает Игорь Коротченко, военный эксперт.

Сразу на ум приходят печальные события на Донбассе, когда был сбит малазийский Боинг. Тогда Украина не закрыла воздушное пространство юго-востока страны и случилась трагедия. Слава Богу сейчас обошлось без жертв, однако жертвы есть на земле. С азербайджанской и армянской стороны приходят печальные новости о гибели солдат. В ОБСЕ прокомментировали гибель 9 июня азербайджанского военнослужащего Эльшана Халилова в результате нарушения режима прекращения огня.

«Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по-прежнему твердо привержены делу оказания сторонам помощи в достижении мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Сопредседатели выражают глубочайшие соболезнования родственникам недавних жертв. Во время недавнего визита в регион сопредседатели выразили глубокую обеспокоенность недавними жертвами и призвали стороны проявлять максимальную сдержанность во избежание эскалации», - говорится в заявлении сопредседателей МГ ОБСЕ.

МИД России также не остался в стороне: «Мы сожалеем о любой гибели людей. Будем продолжать наши усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта», - заявили в ведомстве.

После каждого инцидента на границе стороны обмениваются обоюдными обвинениями. Мол провокация исходила с другой стороны. Однако военные эксперты полагают, что Азербайджану война не выгодна. Международное право на стороне Азербайджана.

"У Азербайджана же сегодня нет никакой заинтересованности в военной конфронтации, он стремится решить конфликт на поле мирных переговоров, привлекая на свою сторону международное сообщество, ООН, посредников, заставить Армению мирным путем выполнить резолюции Совбеза ООН. Зачем Азербайджану боевые действия, если нормы международного права на его стороне", - уверен Игорь Коротченко, военный эксперт.

А вот Армении эскалация конфликта выгодна только по одной причине. Согласия внутри стороны по карабахскому вопросу нет, а значит премьер-министру Пашиняну нечего предложить на переговорах. Легче ввязаться в драку и заморозить конфликт еще на десятилетия. Однако, если случится военный конфликт, то будут жертвы с двух сторон. Так почему же нет согласия? На неделе Правительство Никола Пашиняна отвергло просьбу о финансовой помощи со стороны руководства непризнанного Нагорного Карабаха. Условием предоставления помощи была названа отставка секретаря так называемого "совбеза" самопровозглашенного Карабаха Виталия Баласаняна, так как тот выступал с критикой в адрес Никола Пашиняна. В итоге Баласанян был освобожден от занимаемой должности. Однако такое давление со стороны Пашиняна говорит о продолжающемся раздоре между властью Армении и "карабахским кланом".

"Особым сигналом к росту напряжённости в зоне Нагорного Карабаха является внутриполитический раскол между премьер-министром Армении Николом Пашинян и администрацией самопровозглашенной республики. Поводом для внутриполитического кризиса послужила поддержка, оказанная командой Бако Саакяна, членом которой является Виталий Баласанян, экс-президенту Армении Роберту Кочаряну, по отношению к которому Никол Пашинян занимает враждебную позицию", - считает Денис Коркодинов, политолог.

Глава департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute (ARDI) Леонид Нерсисян недавно заявил о том, что в условиях нарастающей международной напряжённости, в том числе, связанной с противостоянием США и Ирана, риск полномасштабной армяно-азербайджанской войны в краткосрочной перспективе не вызывает сомнений. Однако нельзя списывать со счетов дипломатический корпус. Главы МИД Азербайджана и Армении стараются найти общий язык. И вот тому подтверждение. Оба ведомства анонсировали встречу глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна в Вашингтоне 20 июня. Мамедъяров и Мнацаканян в текущем году уже встречались дважды: 16 января в Париже и 15 апреля в Москве. Третья встреча может стать определяющей. Доживем до 20 июня.

Союз министров обороны 

На фоне обострения ситуации в Нагорном Карабахе Азербайджана, Турции и Грузии расширяют военное сотрудничество. Министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов, начальник Генштаба Турции генерал армии Яшар Гюлер и начальник Генштаба Вооруженных сил Грузии генерал-майор Владимир Чачибая провели очередную встречу в Габале. Главы ВС всех трех стран еще раз подтвердили приверженность стран суверенитету и территориальной целостности. По итогам встречи было заявлено, что Грузия будет участвовать в совместных военных учениях, проводимых Азербайджаном и Турцией, заявил министр обороны Леван Изория. А вот как итоги переговоров оценил министр обороны Азербайджана Закир Гасанов.

"На встрече обсуждалась военно-политическая ситуация в регионе. Ее цель – поддержать стратегические проекты трех братских стран, осуществляемые в регионе, а также мир и стабильность, - заявил министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов.

Также министр обороны Азербайджана встретился с министром национальной обороны Турции Хулуси Акаром. В ходе встречи Гасанов, отметил, что военное сотрудничество между Азербайджаном и Турцией построено на братских и дружеских отношениях, добавив, что оно развивается и укрепляется день ото дня. Военное сотрудничество трех стран, которые являются соседями Армении дает определенный сигнал руководству Армении, что даже худой мир лучше любой войны. Эскалация конфликта может привезти не только к человеческим жертвам, но и еще более серьезной экономической блокаде, ведь дорога через Грузию – это единственная наземная связь с Россией. Армения сейчас наоборот пытается прорвать блокаду, но Турция, а теперь и Грузия сближаются с Азербайджаном и при определенном развитии событий, могут занять сторону Баку. Ну и давайте не забывать, что руководство Ирана также находится в тесном сотрудничестве с Азербайджаном, Турцией и Россией. В скором будущем в России состоится саммит с участием лидеров России, Ирана и Азербайджана. Также на неделе Ильхам Алиев подписал закон об утверждении соглашения «О сотрудничестве в оборонной сфере между правительством Азербайджана и правительством Саудовской Аравии».

Транспортная революция

Азербайджан развивает не только военное сотрудничество со своими соседями. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в обращении к участникам конференции и выставки информационных технологий и технологических инноваций Всемирной таможенной организации, заявил о заинтересованности в наращивании существующего транспортного потенциала и транзитных возможностей. 

В трехдневном мероприятии, участвовали около 500 представителей таможенных и пограничных органов из 91 страны, а также представители сфер IT, бизнеса, правительственных и торговых организаций и научного сектора. Место для проведения конференции было выбрано не случайно. Сейчас в Азербайджане продолжается настоящая транспортная революция. Азербайджан участвует в строительстве крупнейших международных транспортных коридоров, развивает транспортное пассажирское сообщение, строятся порты, новые автомобильные дороги. 

Достижения Азербайджана не остаются незамеченными. Азербайджан впервые был представлен на международной транспортной выставке в Мюнхене. Мюнхенская выставка «Транспорт и логистика» считается крупнейшей экспозицией в Европе и пятой по величине в мире. На выставке, организуемой раз в два года, представлены ведущие мировые компании в области транспорта, логистики, грузоперевозок и высоких технологий. Азербайджан представляли «Азербайджанские железные дороги», «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и о транзитном потенциале Азербайджана, железнодорожных и морских перевозках, на стенде была представлена вся информация о возможностях портов страны, потенциале и преимуществах, проходящих по территории Азербайджана международных транспортных коридоров и крупных инфраструктурных проектов, в том числе, железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.

В сфере пассажирских перевозок Азербайджан сотрудничает с лидерами транспортного строительства. Современные вагоны для перевозок по маршруту Баку-Тбилисси-Карс закупаются у швейцарской компании Стадлер, азербайджанские железные дороги уже закупили 30 комфортабельных пассажирских вагонов. Они могут развивать скорость до 160 км в час. Общая протяженность БТК составляет 826 километров. Предполагаемая пропускная способность - миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. А вот вагоны для Бакинского метрополитена поставляются из России. Бакинский метрополитен в 2019 году приобретёт 30 вагонов метро, построенных на заводе «Метровагонмаш» в подмосковных Мытищах. 

В приоритете безопасность. Так Азербайджан пошел на беспрецедентный шаг и аннулировал контракт с компанией Boeing на закупку 10 самолетов Boeing 737 MAX-8 не дожидаясь окончательных итогов расследования двух авиакатастроф с участием этих самолетов. В Азербайджане бурно развивается авиасообщение из-за большого количества туристов, посещающих страну. Постоянно открываются новые сообщения, увеличивается количество рейсов.

Такие события оказались в центре нашего внимания.