Эксперты: Азербайджан обладает военной мощью, чтобы силой вернуть свои оккупированные земли
Нана Хоштария, "Москва-Баку"
27.11.2016 16:58
Новостное агентство Bloomberg на днях опубликовало данные Стокгольмского института исследований проблем мира, согласно которым за последние 10 лет Азербайджан потратил на покупку вооружения 22,7 млрд долларов, таким образом став крупнейшим импортером военной техники в Европе. По данным издания, ежегодный военный бюджет Азербайджана превышает весь бюджет Армении.
Между тем, на прошлой неделе Азербайджан внес поправки в расходную часть законопроекта «О государственном бюджете на 2017 год» в пользу увеличения расходов на оборону. В обновленном проекте оборонные расходы выросли на 63,6%, или на 1 027 млрд манатов — до 2642 млрд манатов (1545 млрд долларов) с 1615 млрд.
Расходы же Армении на оборону в 2017 году по последним данным составят 440 млн долларов.
Армия Азербайджана является самой мощной на Южном Кавказе. Азербайджан закупает новейшее оружие у Израиля, России, Турции, Южной Кореи и т.д. В октябре этого года на встрече в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев обсудил с премьер-министром Пакистана вопрос приобретения Баку у Исламабада современного высокотехнологического вооружения, а также налаживания совместного производства вооружения.
Но Армения старается уравновесить баланс сил. 14 ноября президент России Владимир Путин подписал постановление, согласно которому РФ и Армения создадут Объединенную группировку сил двух стран. Этот шаг России вызвал негативную реакцию со стороны азербайджанских экспертов.
Напомним, что Россия в равной степени ведет поставку вооружения и военной техники как Азербайджану, так и России. Москва не раз подчеркивала, что если Россия не будет поставлять в Армению или в Азербайджан вооружение, это будет делать кто-то другой. Напомним, что некоторое время назад президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что страну не беспокоит продажа Россией Армении вооружения, поскольку у Азербайджана достаточно средств, чтобы иметь возможность купить вооружение в любой точке мира.
В 2015 году между Россией и Арменией был подписан договор о выделении кредита в 200 миллионов долларов на поставки Еревану российского вооружения.
21 сентября на параде по случаю Дня независимости Армении были продемонстрированы оперативно-тактические комплексы «Искандер». На прошлой неделе в интервью генеральному директору МИА «Россия сегодня» президент Армении Серж Саргсян заявил, что размещение российских ракетных комплексов "Искандер" на армянской территории было вынужденной мерой, направленной на сохранение стабильности в регионе. «Не секрет, что Азербайджан в течение последних нескольких лет регулярно приобретал новейшее вооружение. Мы не имеем таких возможностей, как Азербайджан, я имею в виду финансовые возможности, но мы все время стараемся сбалансировать ситуацию", - заявил Саргсян.
На фоне того, что государственные деятели в Азербайджане, Армении и России говорят о возможности исключительно дипломатического урегулирования нагорно-карабахского конфликта, эксперты в последнее время стали выражать скепсис относительно того, что давний конфликт можно будет решить мирным путем, поскольку характерной для активных переговоров утечки информации, которая, к примеру, наблюдалась в период после апрельской эскалации конфликта, нет. Действительно, с момента последней встречи президентов Азербайджана и Армении прошло 5 месяцев, новая встреча глав государств, о возможности которой уже долгое время говорится, не реализовывается. Встреча просто ради встречи не нужна.
Шагом для проведения переговоров между Алиевым и Саргсяном станет встреча по инициативе Франции 8 декабря в Гамбурге глав МИД Азербайджана и Армении - Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна - с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в рамках Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ.
Эксперты отмечают, что если переговоры по нагорно-карабахскому урегулированию ничего не дадут, то конфликт может перейти в горячую фазу.
Азербайджан не раз повторял, что не хочет военного разрешения конфликта, но в то же время подчеркивает, что статус-кво неприемлем и при необходимости готов вернуть свои земли военным путем.
Военный эксперт Дмитрий Литовкин считает, что уже сегодня Азербайджан и Армения готовятся к вооруженному сценарию решения нагорно-карабахского конфликта, если, конечно, переговоры в ближайшее время ни к чему не приведут.
«Покупка военной техники, планирование бюджета с ориентацией на оборону направлены на обеспечение безопасности. Кажется, что по факту стороны уже не надеются на мирное решение конфликта», - говорит Литовкин.
Эксперт отмечает, что Москва, поставляя вооружение и военную технику и Азербайджану, и Армении, пытается уравновесить дисбаланс в военно-техническом оснащении стран, чтобы не дать соперникам перейти от пассивной к активной фазе выяснения отношений.
По мнению Литовкина, никакой иной причины для увеличения оборонного бюджета Азербайджаном, кроме как противостояние с Арменией, нет. Эксперт напоминает, что Армения недавно получила от России оперативно-тактические комплексы «Искандер» и теперь для уравновешивания позиций Азербайджан планирует купить израильскую систему ПРО «Железный купол». «Это будет первая поставка Израилем такой системы иностранному клиенту, которым и станет Азербайджан», - говорит эксперт.
Комментируя намерение Азербайджана закупать современное и высокотехнологическое вооружение у Пакистана, Литовкин отмечает: «Азербайджан имеет на это право и никто не может ему указывать, как поступать».
Другой военный эксперт Павел Фельгенгауэр также говорит о высоком риске развертывания военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта в случае, если Азербайджан и Армения так и не придут ни к каким конкретным мирным договоренностям.
«Шаги, предпринимаемые как Азербайджаном, так и Арменией – это не просто гонка вооружений, это непосредственная подготовка к серьезному военному конфликту. Да, обе стороны нагорно-карабахского конфликта все последние годы наращивали военные силы, но сейчас все обстоит гораздо серьезнее. Сегодня попытки найти дипломатическое разрешение конфликта по сути провалились, по факту мы видим нулевой прогресс в этом вопросе», - считает Фельгенгауэр.
По словам эксперта, внешним силам сейчас не до нагорно-карабахского конфликта: «Есть Сирия, Украина, британский Brexit, поствыборный период в США. У России тоже других дел хватает и, в целом, ее возможности ограничены. При посредничестве России дважды проводились встречи между президентами Азербайджана и Армении, пытались принять какие-то решения, но так и не смогли».
Фельгенгауэр делает тревожный вывод - получается, что пока в регионе не начнется полномасштабная война, никто не будет снова оказывать серьезного давления, заставлять стороны принять мирный компромиссный план.
«Никто этим заниматься не будет. У армянского руководства такая внутриполитическая ситуация, что оно не может идти на уступки. Это равноценно их внутриполитической смерти. В Азербайджане по итогам апрельских событий многие в республике были недовольны тем, что после первичных успехов войска остановились. Поэтому Азербайджан, обладая самой мощной армией в регионе, не пойдёт на серьезные уступки», - считает эксперт.
По мнению Фельгенгауэра, после так называемой четырехдневной войны в апреле этого года, сегодня есть серьёзный риск уже широкомасштабной войны.
«Если эскалация конфликта снова произойдет, есть предположение, что она будет еще более серьезной, чем в апреле, и с очень серьезными последствиями».
Армения потеряла ряд тактических позиций в ходе апрельской войны. «Важен отзвук этих неудач на внутренней ситуации в Армении - реакция в армянском обществе была очень серьезной, несколько даже панической, было серьезное давление на армянских военных, - поясняет эксперт. - То есть у Армении и так страдающей от внутриполитического недовольства, после апреля начались совсем серьезные политические проблемы».
Фельгенгауэр подчеркивает, что у Азербайджана действительно есть военно-техническое преимущество перед Арменией. «Азербайджан закупил израильскую технику – беспилотники, системы залпового огня высокой точности, которые позволили добиться серьезных успехов в апрельских боях. Сами армяне признали, что потеряли 14 танков, поскольку израильские беспилотники их всех выщелкивали. Никакого похожего вооружения у Армении нет.
После апреля Армения переживала, что Россия продала Азербайджану тяжелую огнеметную систему ТОС-1А «Солнцепеки», которая помогла в первый день эскалации конфликта достичь серьезных успехов в уничтожении армянских гарнизонов, передовых укрепленных пунктов. Возможно, теперь у Армении они появились».
По мнению Фельгенгауэра, в случае развертывания военных действий, армянские «Искандеры», закупленные у России, не сыграют особой роли.
«Что касается «Искандеров», о которых так много говорят, то они, на мой взгляд, существенной роли на исход военных действий не повлияют. Ими скорее можно просто наносить демонстрационные удары вглубь обороны. Но ущерб от них будет довольно ограниченный, поскольку без использования ядерных боеголовок, которые эти ракеты в принципе могут нести, их использование с обычной боевой частью наносит потери, но не такие страшные. По сути «Искандеры» - это те же самые тактические ракетные комплексы «Точка-У», только их дальность существенно выше. Дальность «Точки-У» составляет 120 км, а «Искандера» - 500 км, при этом эффект и от «Точки-У», и от «Искандера» примерно один и тот же. Правда, так и непонятно, какие именно «Искандеры» состоят на вооружении у Армении. Формально было сказано, что экспортный вариант, у которого дальность менее 300 км. Но я сомневаюсь, что это именно экспортные варианты. Судя по параду, у армян «Искандеры» с двумя ракетами, а реально в экспортном варианте на тягаче одна ракета. А значит, это «Искандеры», которые Россия производит для себя – дальностью 500 км. Но если Россия их кому-то поставляет, то это является нарушением международных обязательств – Вассенаарского соглашения, согласно которому запрещается продавать баллистические ракеты дальностью больше 300 км», - напомнил эксперт.
Фельгенгауэр считает, что если боевые действия развернутся, они могут пойти по двум сценариям. Первый сценарий – это апрельский вариант, когда после двух дней началось азербайджанское наступление, ВС Азербайджана, захватив передовые позиции, остановились и не стали пытаться развить успех. «Это была операция с заведомо ограниченными целями - серьезно стукнуть кулаком, но без намерения начинать войну и выигрывать ее».
Второй вариант развития событий, по мнению эксперта, - нарастающая эскалация и полномасштабная война, возможно, с привлечением других стран.
На фоне констатации высокой вероятности эскалации нагорно-карабахского конфликта со стороны военных экспертов, политологи считают, что Азербайджану и Армении стоило бы прекратить гонку вооружений, а альтернативой такому показательному «наращиванию мускулов» могут быть только конструктивные дипломатические переговоры.
По словам политологаСергея Маркова, то, что конфликт не решен, само по себе говорит об угрозе его эскалации. Но военная вспышка, как отмечает Марков, никому не нужна, и единственный верный путь – переговоры.
«Стороны нагорно-карабахского конфликта должны решать вопрос путем переговоров, и только таким образом продвигаться в решении этой застаревшей проблемы. Что мы видим по факту – сегодня переговорный процесс практически заблокирован, стороны конфликта не проявляют политическую волю. Прежде всего переговоры тормозит нежелание Армении идти на компромисс. Азербайджан и Армения должны вернуться к Казанской формуле. И если этого не произойдет, если стороны не договорятся, конфликт может вновь вспыхнуть, но уже в другом масштабе», - подчеркнул политолог.
По мнению Маркова, наращиванием военной мощи Азербайджан четко показывает, что он не хочет мириться с тем, что никакого движения в переговорном процессе нет.
«Поэтому Азербайджан все время усиливает свою военную мощь. Соотношение сил с каждым разом все больше меняется в сторону Азербайджана, время работает на него. Он пытается воздействовать на ситуацию и показать, что сопредседатели Минской группы должны больше прикладывать усилий, и что руководство Армении должно сделать шаги к компромиссу.
Поставкой вооружений и в Азербайджан, и в Армению, как отмечает Марков, Россия старается сохранить баланс сил между противоборствующими сторонами, и вывести их так на мир.
«Россия неоднократно подчеркивала и подчеркивает, что вопрос должен решаться мирным путем. С одной стороны, Россия постоянно оказывает давление на руководство Армении, явно выражая недовольство неспособностью ее руководства идти на компромиссы, с другой стороны, поставляя оружие Армении. Москва посылает сигналу Азербайджану, что она не хотела бы новой вспышки военных действий, поскольку опасается, что эта вспышка приведет к тяжелым необратимым последствиям, из которых потом будет трудно выкарабкаться всем».
Марков констатирует, что наращивание военной мощи не является выходом из ситуации и для Азербайджана, и для Армении. «Но прекратить гонку вооружений, если нет движения вперед в мирных переговорах, невозможно», - подчеркивает политолог.
Сергей Марков считает, что точно говорить, каким будет исход предстоящей 8 декабря встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Гамбурге, невозможно.
«Сегодня невозможно сказать, поможет ли эта встреча, приведет ли к каким-то решениям в нагорно-карабахском урегулировании, станет ли шагом к встрече президентов Азербайджана и Армении или нет. Ведь достаточное количество встреч с апреля уже прошли, но, как мы видим, к успеху так и не привели. Многие хотят, чтобы этот успех произошел и если его сумеют достичь, это станет большой удачей», - заключил политолог.
Эксперт Общественного фонда «Центрально-азиатский институт развития» Дмитрий Верхотуров также подчеркивает, что конфликт должен решаться мирным путем – за столом переговоров.
Вместе с тем Верхотуров считает, что если Азербайджан тратит огромные деньги на закупку вооружения, это вовсе не значит, что война в Нагорном Карабахе начнется прямо завтра…
«Скорее такое понимание ситуации возникает в армянском обществе. В Армении все большему числу людей становится понятно, что Карабах – не перспективен. Они понимают, что с каждым днем Азербайджан становится все сильнее и прямое столкновение с ним приведет к полному поражению Армении и к полной утрате армянами всего, что было захвачено».
По мнению Верхотурова, на сегодняшний день у Армении осталось небольшое окно возможностей, и пока эта ситуация сохраняется, этим стоило бы воспользоваться.
«Если Армения не договорится сейчас, потом уже станет бессмысленно вести переговоры, поскольку Азербайджан решит вопрос силой».
При этом эксперт отмечает, что создание Россией Объединенной группировки войск с Арменией – это своего рода психологическое успокоение Москвой Еревана, показать, что Россия оказывает Армении поддержку. Но важно понимать то, что главная цель создаваемой группировки – это защита границ, а Карабах не входит в границы Армении, поэтому оккупированные азербайджанские территории никоим образом не подпадут под действие этой объединенной группировки.
«Поставка «Искандеров», - говорит Верхотуров» - подчиняется тому же принципу, ведь это поставки именно армии Армении, а не Нагорного Карабаха. И в рамках ОДКБ не предполагается, что Армения будет вести какие-то военные действия в Карабахе, эту существенную разницу нужно понимать».
Вместе с тем, Верхотуров считает, что ставить главной целью наращивания Азербайджаном военной мощи – отстаивание Карабаха, не стоит.
«Понятно, что Карабах учитывается, но не думаю, что он на данном этапе становится главной задачей, поскольку сам по себе оккупационный режим не несет военно-политической угрозы Азербайджану. Но для Азербайджана территориальная целостность – принципиальный вопрос, вопрос культурно-исторического наследия, корней. Сама по себе закупка вооружения Азербайджаном производится скорее для общего укрепления своих позиций в мире».