Здравствуйте! Я Даша Тарасова. Это программа “В фокусе”, обзор публикаций об Азербайджане в зарубежных СМИ. Вот о чем расскажем сегодня:
- Сложные задачки. Что мешает Баку и Еревану подписать мирный договор
- Берите пример. Швейцария намерена создать свою армию по образцу ВС Азербайджана
- Неприступная крепость. Где находится главное сокровище Азербайджана.
ПОЛИТИКА
30-летний конфликт между Арменией и Азербайджаном , возможно, движется к завершению, которое, если будет достигнуто, несомненно, станет историческим. Об этом пишет итальянское издание EU news со штаб-квартирой в Брюсселе. Однако на пути к полному умиротворению между Ереваном и Баку остаются нерешенные проблемы.
“Один из нерешенных вопросов по-прежнему связан с Конституцией Армении, которая включает ссылку на воссоединение между Арменией и Нагорным Карабахом. Азербайджан неоднократно призывал к удалению этой ссылки, но, похоже, только в мае прошлого года Пашинян попросил ответственный орган пересмотреть конституцию, полностью переписать устав и вынести его на всенародный референдум в 2027 году, хотя армянское общественное мнение, похоже, все еще не смирилось с окончательной потерей Карабаха”
Военные аналитики считают, что тем самым Армения пытается выиграть время, чтобы перевооружиться, но и Азербайджан не сидит сложа руки.
“На пути к миру также мешает спешка с перевооружением обеих стран. Вооруженные силы Азербайджана могут похвастаться явным превосходством, поскольку Баку снабжается Турцией, Израилем, Пакистаном и несколькими европейскими государствами, включая Италию. В то же время Ереван получает оружие и военную технику из Франции и Индии. Правительства Армении и Азербайджана публично заявляют, что не собираются нападать друг на друга, но, учитывая историю региона, делать прогнозы далеко не просто”
Другой давний спорный вопрос касается Зангезурского коридора. Автор статьи отсылает к статье на портале Eurasianet, который ранее сообщал, что Баку и Ереван договорились убрать пункт разблокирования транспортных коммуникаций из текста мирного договора.
“Министерство иностранных дел Армении подтвердило в начале августа, что азербайджанские чиновники согласились исключить положение из проекта мирного соглашения, которое предоставило бы Баку сухопутный коридор, соединяющий Нахичеванский эксклав с Азербайджаном. Вопрос об экстерриториальных правах Азербайджана в отношении так называемого Зангезурского коридора был камнем преткновения в продолжающихся мирных переговорах”
Однако во время визита Владимира Путина в Азербайджан было не раз отмечено, что Москва выступает за соблюдение пунктов мирных договоренностей, в том числе и разблокирования транспортных коммуникаций. Автор статьи делает вывод, что мирный договор хоть и виден, все равно до него придется сделать несколько очень сложных шагов.
“Таким образом, в регионе, где переплетены политические влияния и стратегические интересы различных международных игроков, долгожданное, долгосрочное решение может быть еще не в пределах досягаемости”
ТУРИЗМ
Пока вопрос Зангезурского коридора остается в подвешенном состоянии, европейские СМИ все чаще рассказывают о туристической привлекательности азербайджанского эксклава Нахичеванской автономной Республики.
“Вы знали, что в Азербайджане находится крупнейший эксклав без выхода к морю. Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане славится прекрасными пейзажами и окружена Зангезурским хребтом. Географическая изоляция Нахичевани со временем сформировала уникальную культуру”
Название региона происходит от столицы. Город Нахичивань был образован примерно в 1500-м году до нашей эры. По легенде, Нахичивань был основан пророком Ноем, который предположительно здесь похоронен. Один из главный исторических памятников Нахичивани - Ханский дворец.
“Мы находимся во Дворце шекинских ханов. Дворец шекинскних ханов относится к 18 веку. Вплоть до 20 века ханы управляли государством отсюда”
В Азербайджане бережно следят за объектами культурного наследия. Недавно дворец отреставрировали, но при этом сохранили богатые декорации и оригинальные артефакты.
Главное место, которое посещают туристы - крепость Алинджа. Ее еще называют сокровищем Азербайджана. В 2014 году крепость была восстановлена из руин в первозданном виде, поэтому единственный способ попасть в средневековую крепость - преодолеть 1500 ступеней.
Директор музея рассказал, что с вершины крепости воины могли увидеть приближение врагов на расстоянии 40 километров во всех направлениях
“На протяжении веков крепость оставалась непокоренной. Она пережила набеги Тамерлана. Даже он не смог ее захватить. Один из важнейших фактов в истории Азербайджана это то, что никому не удалось завоевать крепость Алинджа”
Тюрко-монгольский завоеватель Тамерлан после 14 лет сражений и осады крепости все-таки смог попасть в крепость в 1401 году, но только после того как защитники покинули Алинджу. С высоты крепости Тамерлану открылись невероятные красоты Нахичевани. А вот какое Нахичеванское блюдо завоевало желудок Тамерлана, расскажем в нашем следующем выпуске.
ЭНЕРГЕТИКА
Азербайджан наращивает усилия по поддержке перехода на зеленую энергетику путем привлечения иностранных инвестиций для использования своего значительного потенциала возобновляемых источников энергии. Об этом пишет портал Caspian news.
“Азиатский банк развития профинансировал новую инициативу в области зеленой энергетики в стране, запустив первую в Азербайджане плавучую солнечную электростанцию мощностью 100 киловатт (кВт) на озере Беюкшор недалеко от Баку”
Автор статьи пишет, что открытие плавучей солнечной электростанции Беюкшор перед глобальным климатическим саммитом COP29 в Баку, имеет стратегическое значение.
“Место проведения саммита - Бакинский Олимпийский стадион - расположен недалеко от озера Беюкшор, что предоставляет прекрасную возможность продемонстрировать как достижения Азербайджана в секторе возобновляемой энергетики, так и твердую приверженность страны сокращению выбросов углерода и переходу к устойчивому зеленому энергетическому будущему”
В 2021 году на 26-й сессии Рамочной конвенции ООН об изменении климата Азербайджан взял на себя добровольное обязательство по сокращению выбросов парниковых газов на 40% к 2050 году.
“С 2020 года Азербайджан активно сотрудничает с иностранными компаниями для использования своих богатых возобновляемых источников энергии. Ведущие энергетические компании и операторы заключили соглашения об инвестировании в проекты зеленой энергетики. 26 октября 2023 года в сотрудничестве с компанией Masdar (ОАЭ ) была введена в эксплуатацию Гарадагская солнечная электростанция - крупнейший в Каспийском регионе и СНГ комплекс солнечной энергетики мощностью 230 МВт”
АРМИЯ
Технологическая революция Вооруженных сил Азербайджана, которая была продемонстрирована в ходе Второй Карабахской войны, должна сыграть свою роль в дискуссиях о будущем оснащении швейцарской армии. Об этом говорится в статье швейцарского издания Aargauer Zeitung.
«Осенью 2020 года Азербайджан завоевал исторически значимую военную победу над Арменией. <...> Революционные преобразования и модернизация Вооруженных сил Азербайджана, произошедшие за четверть века, заслуживают внимания и могут быть примером для швейцарской армии»
Авторы подчеркивают, что 44-дневная война в Карабахе стала первой войной в истории, выигранной преимущественно с помощью роботизированных систем.
«Это предвестник расцвета модели беспилотной, интеллектуальной войны. Позиции армян стали легкой мишенью для управляемых ракет. Уничтожив оборонительные сооружения, азербайджанцы задействовали свои беспилотные летательные аппараты и боеприпасы для систематического уничтожения командных пунктов, артиллерии, танков, бронемашин, грузовиков снабжения и пехоты»
Баку инвестировал десятки миллиардов долларов в новые беспилотные летательные аппараты турецкого и израильского производства, а также в ракеты и артиллерию.
«Израильский беспилотник HAROP был одной из первых моделей «летающих боеприпасов», которые сейчас широко известны как «дроны-камикадзе». Этот винтовой самолет может часами кружить над полем боя, наблюдая за ним; если цель обнаружена, он сбрасывает вниз смертоносную боеголовку. Если цель не обнаружена, HAROP возвращается на свою базу»
Успехи Азербайджана на поле боя изучают передовые военные институты мира и внедряют многие новинки, в том числе опираясь на опыт армяно-азербайджанского конфликта.
ФОРМУЛА-1
Гран-При Формулы-1 Азербайджан, который пройдет на этой неделе, впервые состоится осенью. Об этом пишет ВВС.
“Это будет первая гонка в Баку, которая пройдет в сентябре. Ранее Гран-при Азербайджана проводился либо в апреле, либо в июне. Перекомпоновка Гран-при - часть амбициозного плана развития Формулы-1, в соответствии с которым уже к 2030 г. чемпионат должен добиться углеродной нейтральности. Этапы старались распределить по географическому признаку. Так, гонка в Японии переместилась с конца сентября на начало апреля, посередине между Австралией и Китаем, а Азербайджан переехал как раз на сентябрь. Если раньше он условно открывал европейскую часть сезона, то теперь будет ее закрывать”
Журналисты ВВС отмечают, что в сентябре в Баку предпочтительно стоит летняя погода и риск осадок минимальный. Но все-таки славится трасса Баку вовсе не благоприятными погодными условиями, а уличной трассой, непредсказуемыми поворотами и возможностью ставить скоростные рекорды.
"Уличная трасса в Баку нетипичная городская трасса. Ее протяженность чуть более 6 км. У трассы много сложностей, есть свой характер. Безусловно, она красивая, потому что находится на самом берегу Каспийского моря. Здесь есть перепад высот почти в 30 метров. И, конечно же, самый узкий поворот во всём международном календаре. На этом повороте ширина трассы составляет только примерно 7,5 метров. Это восьмой поворот в Ичеришехер. Есть нижняя часть трассы. Это широкий и длинный Проспект Нефтяников. Почти 2 километра гонщики едут и достигают максимальных скоростей где-то в 330 километров в час"
В этом году организаторы увеличили вместимость трибун на 35% по сравнению с прошлым годом. В Баку ожидается большое количество туристов и болельщиков. Об этом в своем репортаже рассказал корреспондент европейского канала. Организаторы рады популярности этапа, ведь доходы от туризма увеличиваются.
Магсуд Фарзуллаев, гендиректор операционной компании Baku City Circuit: "Проведение этого соревнования не только повышает международный авторитет нашей страны, но и открывает для нее большие экономические возможности. Доходы от туризма, интерес иностранных гостей к городу, вклад в экономику растут каждый год, начиная с 2016 года".
Контракт Азербайджана на проведение Формулы-1 действует до 2026 года, а затем может быть продлен. О реакции мировых СМИ на саму гонку мы расскажем в нашей следующей программе.
Такие публикации оказались в нашем фокусе на этой неделе. Пока.