Ереван не понимает главное. Комментарий Сергея Строканя (видео)
Высказывания Сергея Лавров стали самым подробным разбором полетов дипломатии на Южном Кавказе. При этом никогда ранее Москва не выступала со столь жесткой и нелицеприятной критикой Еревана, давая понять, что по контрасту с Баку у нее, напротив, существует полное взаимопонимание.
Надо сказать, что обиды Еревана и его претензии к Москве, которые армянская сторона излагала на протяжении года, давно перестали для всех быть новостью. Более того, они уже стали привычным фоном региональной политики. Однако раньше все-таки российская сторона предпочитала не делать на этом акцент - дескать, все равно мы с Ереваном стратегические союзники и по большому счету, у наших отношений прочные корни и сиюминутная политическая конъюнктура им помешать не может.
Учитывая это, оценки российского министра, который не стал обходить острые углы, а назвал вещи своими именами, возложив на Ереван прямую ответственность за замедление мирного процесса, а также за приход в регион внешних игроков, играющих против Москвы, стали последней горячей новостью.
Такой же новостью можно считать и его оценки неблагополучия в российско-армянских отношениях, не видеть и не комментировать это неблагополучие, учитывая критическую массу накопившегося негатива, просто невозможно.
Один из главных выводов Сергея Лаврова состоял в том, что отсутствие прогресса по нормализации между Арменией и Азербайджаном вызвано позицией Еревана, которому раздает советы Запад. До этого о том, что тормозит процесс урегулирования именно армянская сторона, многократно заявляли в Баку, на что в Ереване неизменно отвечали, что, дескать, это все «азербайджанская пропаганда».
И вот сегодня Москва говорит о том же, о чем и Баку.
Рассуждая о том, кто и что советует Еревану, российский министр напомнил, что как только Евросоюз, Франция, Германия и США увидели реальные практические результаты российско-армянско-азербайджанского мирного процесса - результаты и по разблокированию маршрутов, и по делимитации границы, и по подготовке мирного договора, они тут же стали вставлять палки в колеса. Бросились внедряться в урегулирование, используя как площадку для этого внедрения не Баку, а Ереван.
Чтобы не быть голословным, нужно воспроизвести последовательность событий, картину того, как это произошло.
Итак, когда был согласован документ о направлении наблюдателей ОДКБ на границу Армении с Азербайджаном, Ереван вдруг заявил, что не может подписать документ.
Почти одновременно с этим в Армению отправилась миссия Евросоюза. Отметим, что это был сознательный выбор армянского руководства. Прибыв на место, миссия ЕС стала активно интересоваться работой российских пограничников в Армении.
То есть, декларируя своей задачей укрепление доверия, на самом деле так называемые европейские наблюдатели в Армении, как отметил Сергей Лавров, «пытались все время разнюхивать что, где, как происходит - как там Россия выглядит, что она там делает, какие конкретно задачи перед ней стоят». Россия не раз обсуждала эту крайне неприятную для нее ситуацию с армянской стороной и предлагала пригласить параллельно миссию ОДКБ.
Однако ответ Еревана был одним и тем же: дескать, Организация Договора о коллективной безопасности разочаровала Армению, поскольку не осудила Азербайджан.
Еще более нелицеприятные для Еревана оценки прозвучали в анализе ситуации вокруг разблокирования транспортных коммуникаций. Москва заявила о том, что не видит логики в заявлениях Пашиняна об условиях транзита в регионе.
В последние дни лидеры Армении и Азербайджана затрагивали в своих публичных комментариях тему установления связи между основной частью Азербайджана и Нахичеванью. Никол Пашинян напомнил, что Армения категорически против Зангезурского коридора и хочет таких же условий для транзита через Армению, которые будут использоваться при транзите из Азербайджана в Нахичевань через иранскую территорию.
Пытаясь понять смысл этого предложения Еревана, глава российской дипломатии признался, что он не видит в этих рассуждениях какой-то логики и вообще едва ли уместно сравнивать эти маршруты. «Очень печально, что такая практическая, выгодная для Армении вещь как открытие маршрута через Сюникскую область до сих пор остается на бумаге. При всем уважении, я вижу причину в позиции Еревана», - продолжал называть вещи своими именами Сергей Лавров.
Откаты от достигнутых договоренностей - дело, к сожалению, нередкое. Не только азербайджанская, но и российская сторона вынуждена теряться в догадках, что помешало зафиксировать на бумаге договоренности о принципах открытия движения между основным Азербайджаном и Нахичеванью.
А ведь альтернативы возобновлению такого сообщения не существует. Его параметры закреплены в трехсторонних договоренностях, этот маршрут проходит по территории Армении под контролем пограничной службы ФСБ России. На трехстороннем уровне ранее были согласованы и процедуры пограничного и таможенного контроля на входе в Армению из Азербайджана и на выходе из Армении в Нахичевань.
В целом, если проанализировать все сказанное на итоговой пресс-конференции Сергея Лаврова за прошлый год, то по отношению к позиции Армении в Москве было сказано много «очень печального». Это касалось и перспектив подписания мирного договора. В то время как Баку готов подписать договор с Ереваном на территории России, позиция Еревана до конца не прояснена. Точнее, известно, что особого желания заключить мирный договор в России Ереван не проявляет - к этому выводу подталкивают многочисленные события последних месяцев.
На Западе хотят, чтобы мир на Южном Кавказе был заключен на их территории, видя в этом особый смысл вытеснения России, и судя по всему, к этому сценарию пока склоняется армянская сторона, хотя, конечно, все еще может измениться.
В общем, мы наблюдаем такую картину: Запад не хочет позволить состояться тем договоренностям, которые были заключены при посредничестве России между Ереваном и Баку.
Многочисленные события этой недели подтвердили оценки Сергея Лаврова, став невольной иллюстрацией его слов о резком развороте в политике Еревана. Несмотря на предупреждения Москвы, Армения продолжает давать понять, что будущее страны, включая решение вопросов безопасности и подписания мирного договора с Баку, ее нынешнее руководство связывает уже не с Россией, а с Западом. При этом бросается в глаза, что делается все это уж слишком демонстративно и вызывающе.
Принявший участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян провел серию встреч с представителями США и ЕС, среди которых были помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джеймс О'Брайен и главный советник по внешней политике главы Евросовета Саймон Мордью.
По их итогам Армен Григорян написал с соцсети, что в ходе состоявшихся контактов обсуждались вопросы партнерства Армения-ЕС и Армения-США, а также повестка оказываемой Евросоюзом и США помощи, которая, как отметил глава Совбеза, «направлена на содействие независимости, безопасности, территориальной целостности и демократии Армении».
Однако можно ли строить свою безопасность, имея союзнические отношения с Россией и при этом опираясь на тех, кто продолжает с Россией войну на истощение? Сама логика этой конфронтации делает невозможным подобное сидение на двух стульях. Как и Украина, Армения нужна Западу как еще одна анти-Россия, но только не в Европе, а на Южном Кавказе. Нужна не только как анти-Россия, но и анти-Азербайджан - как инструмент сдерживания растущего регионального и геополитического влияния Баку. Похоже в Ереване в полной мере так и не осознали, что ему готовят незавидную роль - быть подносчиком снарядов в чужих войнах против Москвы и Баку. Хотя времени на осознание осталось немного.