Сортировать по
12+
Как Москва и Баку держат удар. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Российско-азербайджанские контакты начала года на фоне скандала в Парламентской ассамблее Совета Европы и приостановки полномочий азербайджанской делегации анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Российско-азербайджанское сотрудничество не терпит пауз и наращивает обороты. В первый месяц года, когда государства и правительства разных стран спешат определить свои приоритеты, вице-премьер России Алексей Оверчук посетил Баку.

Цель переговоров - придать отношениям стратегических союзников быстрый старт в новом году, была запрограммирована самой программой пребывания российского вице-премьера в Баку. Она включала в себя встречи с президентом страны Ильхамом Алиевым, премьер-министром Али Асадовым и вице-премьером Шахином Мустафаевым.

Надо сказать, что сегодняшним отношениям России и Азербайджана не нужны протокольные встречи и высасывание из пальца двусторонней повестки, когда говорить либо не о чем, либо очень трудно. Только одна цифра - товарооборот России и Азербайджана в прошлом году вырос на 17,5%.

В целом же у Москвы и Баку предельно насыщенная повестка и основная задача состоит в том, чтобы успеть сделать необходимые и своевременные шаги на всех направлениях.

Учитывая это, Алексей Оверчук, являющийся сопредседателем российско-азербайджанской межправительственной комиссии, провел результативные переговоры в Баку. В ходе его встречи с президентом Алиевым обсуждались вопросы, связанные с транспортом и логистикой, а также продвижением транспортного коридора Север - Юг. С премьер-министром Асадовым разговор шел о торгово-экономическом сотрудничестве и реализации совместных проектов. И, наконец, особое значение приобретала встреча Алексея Оверчука с вице-премьером Шахином Мустафаевым, в ходе которой стороны подписали дорожную карту по развитию двустороннего сотрудничества до 2026 года. На этой встрече необходимо остановиться более подробно.

Начнем с того, что Алексей Оверчук и Шахин Мустафаев входят в российско-азербайджано-армянскую рабочую группу, созданную для разблокирования коммуникаций между Азербайджаном и Арменией ровно три года назад - в январе 2021 года. Инициатором появления такой группы, напомним, стала российская сторона. Для Баку эта российская инициатива приобретала особое значение, учитывая, что ее реализация должна позволить решить ключевую задачу - налаживание связи через армянскую территорию между основной частью Азербайджана и Нахичеванью.

Сама договоренность о полном разблокировании коммуникаций была зафиксирована в трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года. Есть в этом основополагающем документе пункт 9, в котором черным по белому записано, что должны быть разблокированы все экономические и транспортные связи в регионе.

При этом в пункте 9 зафиксировано, что Армения будет гарантировать безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Надо сказать, что этот пункт приобрел особое значение и для Москвы, поскольку в нем указано, что контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.

В ходе своей новой встречи в Баку, состоявшейся на этой неделе, вице-премьеры Оверчук и Мустафаев подтвердили готовность и дальше неукоснительно следовать духу и букве трехстороннего заявления, включая его пункт 9, и добиться разблокирования транспортных коммуникаций.

Но сделать это по прежнему не так просто, поскольку есть еще третья сторона, которая имеет на сей счет особое мнение и более того, пытается задним числом подвергнуть ревизии договоренности трехлетней давности. Многострадальный девятый пункт в последнее время стал камнем преткновения, поскольку перестал устраивать Ереван, предложивший свою альтернативу под названием «Перекресток мира».

В этом проекте также говорится об открытии логистических маршрутов, но принципиальная разница состоит в том, что акцент сделан на суверенитете над коммуникациями и понимается этот суверенитет весьма своеобразным образом - как отказ от договоренности предоставить контроль за транспортным сообщением Погранслужбе ФСБ России.

С такой трактовкой Еревана не согласны не только в Баку, но и в Москве. Российская сторона не устает повторять, что альтернативы возобновлению транспортного сообщения не существует и параметры того, как это должно происходить, закреплены в трехсторонних договоренностях 2020 года.

Вообще-то столь упорное желание Еревана затормозить процесс, который уже набрал темп усилиями Москвы и Баку, выглядит вдвойне нелогичным. Ведь Ереван в определенные моменты, казалось бы, также демонстрирует способность признавать новые реалии, в которых вынуждена жить Армения после возвращения Карабаха Азербайджану.

Иллюстрацией готовности осознать эти перемены стало предложение Никола Пашиняна принять новую конституцию страны. Не просто конституционные изменения, а именно новый Основной закон. Хотя подробного разъяснения того, зачем это потребовалось делать так и не последовало, одну вещь можно сказать определенно: ныне действующая конституция Армении содержит ссылку на Декларацию о независимости, в которой говорится о воссоединении Армении с Нагорным Карабахом.

Однако Баку настойчиво продолжает призывать армянскую сторону отказаться от реваншизма. Учитывая это, если новая конституция Армении будет принята и в ней уже не будет никаких намеков на задачу объединения с Карабахом, воссоединившимся с Азербайджаном, это неизбежно должно снизить градус напряженности в отношениях между двумя государствами.

Возникает вопрос: в чем причина такой непоследовательной и противоречивой позиции Армении, которая то делает шаг вперед, то пытается шагнуть назад или сделать шаг в сторону?

Есть достаточно оснований сделать вывод о том, что подобная зигзагообразная и труднопредсказуемая политика объясняется внешним фактором - существованием многочисленной группы поддержки Еревана, целой армией наставников и суфлеров, которые тянут Армению в разные стороны используют ее в своей геополитической игре против Азербайджана. В этой международной активности и берет свои истоки политика Еревана «шаг вперед, два шага назад».

Свидетельством того, что международное давление, генерируемой странами Запада, оказывается не только на суверенную Россию, но и на суверенный Азербайджан, стал грандиозный скандал этой недели, разразившийся в Страсбурге.

После решения Парламентской Ассамблеи Совета Европы не утвердить полномочия азербайджанской делегации, в Баку задумались над тем, имеет ли смысл оставаться членом Совета Европы. 

Кроме того, а должен ли Азербайджан признавать юрисдикцию дискредитировавшего себя Европейского суда по правам человека? Не будем пересказывать этот скандал, за которым следили все, кому небезразлично происходящее на Южном Кавказе.

Отметим лишь самые значимые символические детали.

До этого за последние 15 лет только Россия дважды сталкивалась с санкциями, которые теперь были наложены на азербайджанскую делегацию. В 2014 году российская делегация в ПАСЕ была лишена полномочий из-за событий вокруг Крыма, во второй раз это произошло 25 февраля 2022 года после начала специальной военной операции на Украине.

В заявлении азербайджанской стороны в связи с последними событиями отмечается, что Азербайджан сталкивается с организованной клеветнической кампанией по очернению страны после своей исторической победы в войне за восстановление собственного суверенитета.

В связи с разразившимся скандалом в Баку напомнили о том, что в течение почти двадцати лет, когда азербайджанская делегация поднимала вопрос о тяжелых последствиях армянской оккупации, азербайджанской стороне отвечали, что, дескать, ПАСЕ не является подходящим форматом для обсуждения вопросов, связанных с конфликтами. И вот вдруг та же ПАСЕ и те же депутаты стали заявлять прямо противоположное и не упускают возможности напасть на Азербайджан.

В связи со всеми этими событиями нельзя не сказать о том, что реальные дела в международной политике давно делаются далеко за стенами таких организаций как ПАСЕ, превратившихся в крикливые ангажированные междусобойчики по интересам. Москва и Баку не подвержены внешним манипуляциям, обладая сильным суверенитетом и привилегией принимать самостоятельные, национально ориентированные решения. Сбить их с избранного курса путем шантажа и давления невозможно. Процесс мирного переустройства в регионе будет набирать темп, а вот впишется ли в этот процесс Армения или она останется за бортом - вопрос, пока остающийся без ответа.