AZN = 57.8 RUB
USD = 98.26 RUB
EUR = 103.19 RUB

"Последняя жертва" азербайджанского режиссёра в Москве: Рамис Ибрагимов поставил спектакль по пьесе русского классика Александра Островского (фото)

Нана Хоштария, "Москва-Баку"
03.04.2017 11:54

 


В Царской башне Казанского вокзала состоялась премьера спектакля Камерного театра «Диалог» по пьесе классика русской драматургии А.Н. Островского «Последняя жертва».

Так совпало, что на прошлой неделе «Последнюю жертву» в Малом театре смотрел президент Владимир Путин, поэтому премьера спектакля в «Диалоге» выглядела особенно актуальной и привлекающей внимание.

Зал Галереи народного художника РФ Дмитрия Белюкина (а именно в ней, среди картин, располагается театр) заполняется зрителями. Публика – очень разнообразная, контрастная. На лицах видно счастье и волнение – поклонникам и друзьям театра «Диалог» всегда интересно, как команда режиссера Рамиса Ибрагимова справилась с задачей.

Сам режиссер, которого здесь именуют Рамис Анатольевич, а самые близкие – просто и так по-русски – Рома, волнуется больше всех – 5,5 месяцев ежедневной кропотливой работы, поиски вместе со своими актерами правильных ходов в спектакле. И вот она, премьера. Актеры молодцы – но без замечаний не обойдется – во время спектакля режиссер будет записывать, что бы стоило сделать по-другому, - ведь продвижения вперед без работы над ошибками невозможно.

Рамис Ибрагимов – бакинец, ученик Вахтанговской театральной школы, советский и российский режиссер и актер, в свое время был режиссером Московского драматического театра имени К.С. Cтаниславского (ныне – Электротеатр «Станиславский»), лауреат Международного фестиваля во французском Авиньоне. В последние годы, помимо главной своей деятельности, - руководства Камерным театром «Диалог», снимался в фильмах российских и азербайджанских режиссеров – «Трудно быть богом» Алексея Германа, «Территории» Александра Мельника, «Печорине» Бориса Хруща, «Участке» Ильгара Сафата, «Красном саду» Мирбалы Салимли. Азербайджанская пресса называет Рамиса Ибрагимова одним из самых известных соотечественников за рубежом. А он как настоящий профессионал, человек большой души, просто делает свое дело, которому посвятил свою жизнь и оттачивает мастерство актеров.

Открывая спектакль, Рамис Ибрагимов признался: «Работали над спектаклем скрупулезно, долго и сложно. Для нас премьера – это очень волнительно. Для вас, вижу, тоже. Но, в общем-то, все – по Станиславскому», и отметил, что театр впервые ставит «эксперимент» – спектакль пройдет без звукового оформления, артисты будут работать в полной тишине. Все потому, что нет звукорежиссера. «Но мы не ропщем. Все проходит и это пройдет», - констатировал Рамис Ибрагимов, и завершил вступительное слово напутствием «С Богом!».

На сцене актеры играли живо, ярко, верно. Никаких «отягчающих» современные спектакли выдумок, бутафории. Все по классику. Так, что хочется сказать «Верю». В центре внимания – тема, актуальная во все времена, - на какую жертву женщина может пойти ради любви, а искатели легких денег – насколько низко пасть в их поисках. Все актеры с успехом проявили себя. Зритель не мог остаться равнодушным к горю молодой вдовы Юлии Павловны Тугиной, ее слезам и драматическому надрыву, доброй душе, которые ярко отразились в игре актрисы Екатерины Латуринской.

В основе концепции Камерного театра Рамиса Ибрагимова - живой диалог со зрителем. Отсюда и название. Как говорят в театре: «Диалог – это честный, откровенный разговор, это предельная искренность и подлинность актерского существования на сцене». Именно поэтому у Ибрагимова на пространстве галереи может быть и две сцены и в зависимости от действия, актеры перемещаются от одной сцены к другой. Более того, в театре Рамиса Ибрагимова по сути нет барьеров между актерами и зрителями: действие может начаться в любой точке зала – сзади за зрителями, между рядами. Актеры временами играют прямо перед вами, артистов и зрителей не отделяет и метр, и артист играет, глядя вам в глаза. Именно так рождается диалог зрителя и актера.


По прошествии двух с половиной часов спектакля зрители поделились с корреспондентом «Москва-Баку» своими впечатлениями от постановки.

Директор театрального форума «Золотой Витязь» Наталья Полукарова рассказала, что с Рамисом Ибрагимовым знакома давно, еще по работе в Театре К.С. Станиславского, а также по участию театра в форуме, на котором спектакль Ибрагимова «Рядовые» завоевал «Бронзового витязя»: «Рамис пригласил на сегодняшнюю премьеру. Конечно, это пространство очень сложное для постановки. И все-таки ребята справились. Хорошо, что звучит прекрасный русский язык, прекрасный Островский, который во многих моментах совпадает с сегодняшним днем, и это очень радует. Хорошо, что сохраняется психологический реалистический русский драматический театр».


Своими впечатлениями о работе над спектаклем и наставничестве Рамиса Ибрагимова рассказали и актеры театра.

По словам исполнительницы главной роли в спектакле «Последняя жертва» Екатерины Латуринской, участие в постановке по произведению Островского стало для нее открытием. “Эта роль для меня – открытие, она пришла ко мне спонтанно, и я этому очень рада. Рамис Анатольевич помог. Мне кажется, это прямо какое-то провидение. Действительно, как и сказал Рамис Анатольевич, мы занимаем все свое свободное время, чтобы играть в Камерном театре «Диалог». Но это потребность, тебе хочется, ты не можешь ничем другим заниматься. Ты этому отдаешься, и это самое отрадное. Особенно с таким коллективом. Именно Рамис Анатольевич открыл для меня очень много в этой профессии. Я ему за это безумно благодарна».


Актер Максим Зигизмунд, исполнитель роли Вадима Григорьевича Дульчина, рассказал, что работать с Рамисом Ибрагимовым всегда интересно.


«C Рамисом Анатольевичем работать очень интересно, несмотря на все трудности. На моей памяти ни один режиссер, ну, может быть, еще Лев Додин и Петр Фоменко, так не «придирается» в хорошем смысле слова, как Рамис Ибрагимов – до поворота головы, до микрофразы, обращая внимание очень требовательно на каждый момент и нюанс. Если ты хотя бы чуть-чуть выпадаешь из общей канвы, режиссер реагирует очень жестко, но справедливо. Все это ориентировано на процесс. Часто бывает, что режиссеры кричат, но за этим ничего не стоит. А здесь все по-другому. С Рамисом Анатольевичем очень интересно. С ним я расту с каждой ролью. И эта роль для меня – настоящее открытие. Она сложная – во-первых, текст XIX века c его длинными фразами, которыми надо действовать. Чтобы войти в роль, я перелопатил много литературы по наречиям Замоскворечья, изучил биографию Островского, а также разные ипостаси игроков в разных литературных произведениях и не только. Роль никак не давалась, потому что была тяга сделать это как-то внешне. И самым сложным было – не повториться, не потянуть из предыдущих спектаклей, предыдущих моих работ какие-то штампы».

Сам же режиссер Рамис Ибрагимов на вопрос о том, чем его постановка комедии Островского отличается от других, ответил следующее: «Что сегодня происходит с классикой? Классику берут для того, чтобы привлечь в театр зрителя и делают из классики все, что хотят. Впячивают себя, некое свое понимание фантазии осовременивания. А ведь посмотрите, у Островского почти каждая фраза звучит сегодняшне. Там нет того, что свидетельствовало бы о том, что Островский устарел. Он нее устарел, это мы устарели. Нам все кажется, что сегодня зрителю нужно показать что-то оригинальное. Не надо… Нужно понять, как меня воспитывали педагоги. А они учили, что прежде всего нужно понять автора. Как только ты начинаешь понимать автора, он становится очень современным. И актуальным. Я ничего в своей постановке не придумываю, за меня все давно придумал Островский.

Вот в Малом театре был Путин. Как мы знаем, там незадолго закончился ремонт. Мы сидели с ребятами и я пошутил: «Ребят, перед нашей премьерой тоже как раз закончился ремонт. Но ведь Владимир Владимирович не придет. Но я думаю, что Владимиру Владимировичу стоило бы заглянуть к нам в театр. Потому что то, что происходит здесь, - это, на мой взгляд, точное понимание самого главного – не надо извращать классику.

Когда-то Петр Наумович Фоменко, c которым мне посчастливилось общаться, говорил: «Меня называют нафталином. Слава Богу, главное что среди этого нафталина нет моли. И я считаю, что и в нашем театре нет этой самой моли.

Вот это, мне кажется, наше главное счастье сегодня, и его нельзя купить ни за какие деньги. Нужно приходить сюда, творческие ругаться. Творчески! Вытаскивать, выжимать изнутри. Как говорил М.С. Щепкин, "от живота". Когда в театре происходит "от живота", тогда и вы, зрители, смотрите, тогда вы слушаете. 

Да, может быть, плохая акустика. Но ведь сегодня в зале была тишина. А значит, не в акустике дело. Вот наверное поэтому Островский такой у меня, у нас».


Завершая вечер, Рамис Ибрагимов обратился ко всем присутствующим: Большое спасибо, что все пришли! Актеры посвящают все свое свободное время нашему театру, играют от души, и при этом не получают за это ни гроша. Сам театр живет на помощь друзей. - При этом Ибрагимов привел в пример среди прочих директора Театра сатиры Мамеда Агаева. - Я считаю, что мир не без добрых людей.Спасибо вам большое. Приходите, приводите друзей, мы будем вам рады, и любите театр так, как его любим мы!»