AZN = 58.37 RUB
USD = 99.23 RUB
EUR = 103.3 RUB

Священные пиры Азербайджана лечат паломников от болезней и помогают обрести душевный покой

Лейла Мурад, "Москва-Баку"
19.08.2015 18:38
В Азербайджане говорят - надо обойти семь святилищ и тогда любое ваше желание сбудется. Сегодня священные места – пиры - привлекают паломников не только из Азербайджана, но и зарубежных стран. Они не только избавляют от болезней, но и помогают обрести душевный покой.

О происхождении сохранившихся в Азербайджане живых памятников тысячелетий – пиров существуют различные сказания. Одни из них образовались на месте захоронения известных ученых и богословов. Другие, ставшие своего рода медицинскими центрами, располагались в местностях богатых целебными растениями и источниками. Сегодня и те, и другие стали святыми местами, куда ежедневно приходят за исцелением и душевным покоем.

Комплекс Биби-Эйбат
Самое известное святилище Азербайджана – архитектурный комплекс Биби-Эйбат, расположенный на берегу Бакинской бухты. С момента возникновения пира вокруг него проживали шейхи, отсюда, кстати, и название поселка — Шейх (ныне Шых). Величественное, исторически ценное здание мечети, построенной первоначально еще в XIII веке, было взорвано большевиками в 1936 году. Мечеть была отстроена практически с нуля только в конце XX века. Реконструкцию провели самым тщательным образом, опираясь на фотографии и записи путешественников, зодчих и писателей. Особенность мечети в том, что она была воздвигнута над гробницей Укейма ханум, которая была из рода пророка Мухаммада. Именно с этой святой женщиной связывают происходящие здесь с людьми чудеса. Александр Дюма в своей книге «Кавказ» пишет: «Мечеть – место поклонения бесплодных женщин, они приходят сюда пешком, молятся и в течение года получают способность рожать…» И сегодня это святое место является надеждой для многих бездетных пар, которые приходят сюда за исцелением.



Ханака Шейха Пир Хусейна
Ханака Пир Гусейн – религиозный комплекс, сформировавшийся вокруг могилы Пир Гусейна Ширвани – великого суфийского шейха, учёного и философа. Пир расположен на древнем торговом караванном пути Баку-Сальян и сегодня является памятником государственного значения. Комплекс состоит из мавзолея, мечети, минарета, домов для паломников, конюшни, окружающих постройки крепостных стен, караван-сарая, средневековой гробницы, келий и древнего кладбища. Мавзолей Шейх Пир Гусейна прославили на весь мир украшения из глазури в его интерьере, создававшие впечатляющую духовную атмосферу этому месту. Увы, в XIX-ХХ веке украшения из глазури были похищены и проданы в музеи Европы. Часть из них - звезды и кресты большого панно мавзолея были перевезены в Санкт-Петербург в 1925 году, и сейчас хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа. Историческая оценка этого центра дана исламоведом В.Крачковским. «У нас в СССР он единственный. За пределами нашей страны, с убранством мавзолея Пир Хусейна может соперничать лишь иранский мавзолей Имама Риды в Мешхеде».



Асхаби-Кахф, Нахчыван
Святилище Асхаби-Кахф находится недалеко от города Нахичеван, в природной пещере между горами Иландаг и Нахджир. Это место в Нахчыване упомянуто в Коране, в 18-й суре «Кахф». Бог спас семерых праведников от преследования, укрыв их в пещере. Юноши уснули, им казалось, что прошла всего одна ночь, а на самом деле они проспали 309 лет. И все это время их охраняла собака. В нахчыванской пещере Асхаби- Кахф в стены словно вдавлены семь фигур, а недавно археологи обнаружили у входа скелет собаки. Теперь пещера служит местом поклонения, сюда приезжают со всех концов света. В центре пещеры находится черный камень, к которому паломники прикладывают мелкие камешки, загадывая желание и веря, что если камешек пристал, желание сбудется. Женщины завязывают на ветки кустов и деревьев лоскутки материи, загадывая при этом желание; если через год их желание исполняется, они вновь приезжают и развязывают лоскутки и жертвуют в действующую тут же мечеть определенную сумму денег. Многие паломники, загадав желание, садятся в том месте пещеры, где капает вода, веря, что если капельки попадут на них, то желание сбудется.



Пир Рахимы ханум, Нардаран
Нардаран – значит освещенная, лучистая местность. В этом абшеронском селении преданы земле останки дочери 7 имама Мусеи Кязыма Рахимы ханум, ее малолетнего ребенка и супруга Мир Абдуллы аги. В настоящее время над их надгробьями возведено великолепное святилище. На территории пира есть три колодца, в свое время этими колодцами пользовалась сама Рахима ханум. Один из этих колодцев имеет глубину 17 метров. Местные говорят, что вкус воды этого колодца напоминает вкус священного источника Зам-Зам в Мекке. У этого колодца есть еще одна особенность: сколько бы из него не взяли воды, уровень воды в колодце не изменяется. Вода в нем не прибывает и не убывает. Во дворе пира также есть еще одно святилище, называемое «Камень сердца». Говорят, что если прикоснуться к камню и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Сюда часто приезжают те, кто не могут иметь детей. Говорят, что если попросить Рахиму ханум о ребенке, то это желание обязательно сбудется.



«Деде Гюнеш», Шемаха
Расположенный выше селения Малхам Шемахинского района посреди леса пир «Деде Гюнеш» возник близ целебного источника. Деде Гюнеш - это псевдоним ученого, врача и философа Кафиаддина Омара ибн Османа, жившего в XII веке. Кроме знания прочих наук он прославился в области врачевания целебными травами и грязями. У пира сохранилось надгробие — сагана одного из его потомков Шейх Мухаммада, сына Шейха Деде-Кулу, который умер в 1602 году. Титул «шейх», который носили Мухаммад и его отец, а также эпитеты, присвоенные ему, - «ифтихар ал-ахали» (гордость населения), «кудват ал-акабир валаали (пример для великих и самых знатных людей), «кутб ал-авлийа ал-мухаккикин» (глава истинных святых угодников) — свидетельствуют о том, что их поток Деде Гюнеш продолжил начатое им дело. Таким образом, местность постепенно приобрела славу, а гробницы этих шейхов стали святилищем.



«Беш бармаг», Сиязань
Недалеко от Сиязани, находится гора «Беш бармак» – о нем слагались многочисленные легенды, предания, передаваемые из поколения в поколения. Название пира переводится как «пять пальцев» и может быть связано с тем, что этот пир - высокая скала, которая напоминает кисть человеческой руки, а с другой стороны - направленное к небу лицо. По тропе, отполированной тысячами босых ног, одолевая крутые лестницы, паломники поднимаются на вершину скалы и, достигнув самого пира, произносят благодарственные молитвы за то, что Всевышний дал им силу для преодоления этого пути. По преданию, когда Александр Македонский решил завоевать весь мир, в дальний поход вместе с ним отправился и некий Хызыр, искавший повсюду воду бессмертия. Добравшись до скалы, мудрец уселся у родника и решил перекусить. Он достал из котомки две сушеные рыбки, одну из которых случайно уронил в родник. Рыбка ожила - и Хызыр понял, что нашел то, что искал.



Святилище Мирмовсум Аги, Шувелян
Самое молодое святилище в Азербайджане – это пир Мир Мовсума аги, расположенный в бакинском поселке Шувелян. Он жил в Ичери шехер (1883-1950 гг.) и уже при жизни был объявлен святым. В раннем детстве его поразил паралич. Такое испытание поставило маленького Мир Мовсума перед выбором: либо, обидевшись на весь мир, стать жестоким, превратив свое сердце в камень, либо свою обиду превратить в обиду и горечь за всех. Мир Мовсум ага предпочел второе: он твердо решил помогать всем больным и обездоленным. Лечил он прикосновением руки и никогда не брал денег за свои услуги. При этом Мир Мовсум ага не делал религиозных различий между людьми: помогал и мусульманам, и христианам. После смерти Мир Мовсума агу похоронили на кладбище в Шувялане. Его могила стала пиром, причем одним из самых почитаемых в народе. Нескончаем людской поток к пиру, люди приходят на могилу Мир Мовсума аги со своими мольбами и просьбами, оставляют «нязир» (пожертвования). Сегодня на месте захоронения Мир Мовсума аги возведен величественный мавзолей.