Подоплеку новых протестов в Армении, призванных добиться отставки премьера Пашиняна и сорвать процесс делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
События в Армении и на Южном Кавказе обретают новы й драматичный оборот: именно эти дни решается главное.
Возмутителем спокойствия и новой фигурой, неожиданно ворвавшейся в большую политику, выступает глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Баграт Галстанян. Возглавляющий протесты с требованием отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна, этот вышедший на сцену во всем белом человек анонсировал начало этапа «интенсивной борьбы».
Баграт Галстанян и его сторонники намерены свергнуть правительство в Ереване и добиться прекращения процесса передачи азербайджанской стороне ряда приграничных территорий, в котором они видят односторонние уступки Баку и предательство национальных интересов страны.
Уникальной нынешнюю ситуацию делает то, что практически одновременно происходят и набирают темп два процесса, имеющие противоположные цели.
С одной стороны, на этой неделе комиссии двух стран по делимитации границы провели новую встречу и подписали протокол, согласно которому процесс территориального размежевания на участке между Тавушской областью Армении и Газахской областью Азербайджана будет осуществляться в соответствии с топографической картой советского Генштаба 1976 года. Сам Никол Пашинян назвал большой удачей подписание протокола о делимитации участка границы. По его словам, эта работа должна стать краеугольным камнем суверенитета Армении и снизить вероятность эскалации и военных конфликтов. Еще раз отметим, что прочерчиваемая сегодня граница - это не что-то принципиально новое, а возвращение к границам советских лет.
Очередная встреча комиссии прошла на этой неделе под председательством вице-премьера Армении Мгера Григоряна и заместителя премьера Азербайджана Шахина Мустафаева.
После их встречи было официально заявлено, что армянские и азербайджанские пограничники заступят на дежурство на делимитированной границе в течение девяти дней.
На уже согласованных участках границы установлены пограничные столбы по картам 1976 года, причем их координаты на участке села Киранц были определены с помощью компьютера.
Селу Киранц будет возвращено около 25 гектаров сельскохозяйственных земель, которые были недоступны на протяжении последних 33 лет. В течение ближайших двух-трех месяцев должна быть решена проблема переноса дороги, альтернативой для Киранца. Что касается имущественных вопросов, то их объем не выглядит большим, а ущерб, понесенный гражданами, армянское государство готово возместить имущественным или финансовым путем по их желанию. Представители правительства ведут инвентаризацию возможных проблем и готовы обсуждать их с жителями Киранца.
То есть, как видим, реальная практическая работа ведется, она имеет четкие критерии - советские карты 1976 года, при этом о каких-то массовых переселениях людей и масштабных территориальных обменах речи не идет. Процесс этот затрагивает несколько небольших населенных пунктов.
В целом, если посмотреть на работу по делимитации и демаркации границы, начавшуюся во второй половине апреля, то она вроде как выглядит процессом, прошедшим точку невозврата.
При этом важно посмотреть на то, как оценивают этот процесс соседи Армении и Азербайджана по региону Южного Кавказа. Оценивают они этот процесс положительно. На состоявшейся на этой неделе встрече в Анкаре премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе и президент Турции Тайип Эрдоган приветствовали начало делимитации границы.
По итогам переговоров с турецким президентом грузинский премьер выразил надежду на то, что работа по территориальному размежеванию создаст предпосылки для заключения окончательного мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном и по его словам со своей стороны Грузия готова вносить свой вклад в установление мира на Южном Кавказе.
И вот при том, что, как говорится, процесс пошел и пошел семимильными шагами, параллельно с этим пошел и другой процесс, в центре которого и оказался Баграт Галстанян.
С 9 мая на площади Республики в Ереване у здания правительства Армении проходят митинги с требованием отставки Пашиняна и прекращения процесса делимитации границы.
Надо сказать, что в армянскую столицу протестующие пришли из того самого охваченного протестами Киранца.
Стартовало шествие противников территориального размежевания 3 мая и в течение шести дней преодолело расстояние 160 километров, отделяющих Киранц от Еревана.
Кто-то из наблюдателей то ли в шутку, то ли всерьез вспомнил про технологию протестного марша лидера национально-освободительного движения Индии Махатмы Ганди, который устроил свой вошедший в учебники истории «соляной поход», преодолев расстояние в несколько сот километров и осуществив символический акт выпаривания соли - нарушения британской соляной монополии, на берегу Индийского океана.
Собственно говоря, с этого акта и начался процесс освобождения Индии от британского колониального господства.
И вот в другой стране, не имеющей выхода к морю, в новую историческую эпоху, другой человек тоже в белых одеждах призывает соотечественников освободить страну от правителей, которых он считает предателями ее национальных интересов.
История повторяется, как фарс.
В эти дни многие задаются вопросом: кто такой Баграт Галстанян, какие внутренние или внешние силы стоят или могут стоять за ним. Эксперты и авторы телеграм-каналов вчитываются в его биографию, изучают его контакты с оппозиционными армянскими политиками, пытаясь найти ответ на этот вопрос.
Ответа пока нет.
Но некоторые выводы можно сделать уже сегодня.
Первый вывод состоит в том, что Баграту Галстаняну удалось раздуть, казалось бы, безнадежно угасшие угли армянских протестов последних лет, за которыми стояли так называемые бывшие - представители «карабахского клана», к которым причисляют бывших армянских президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. После демонтажа сепаратистского образования непризнанной Нагорно-Карабахской республики и ареста ее лидеров складывалось впечатление, что «бывшие» и их дело борьбы за Карабах и против Пашиняна навсегда ушло в историю.
И вот Баграт Галстанян показал, что и в стакане воды можно поднять бурю, раздуть из истории недовольства жителей нескольких сел большую общенациональную историю, повернув дело таким образом, что, дескать, сегодня национал-предатели торгуют армянской родиной, и родину, которая находится в опасности, нужно срочно спасать.
Надо сказать, что как искусный оратор, заводить толпу он умеет. Вот один из образцов его ораторского искусства.
«Это борьба между ложью и истиной, и истина должна победить. В эти минуты на улицу вышли наши соотечественники из Киранца, уже лишенные крова, всех гарантий безопасности. Мы подтверждаем, что эти страдания не останутся без ответа. Нам нужно получить этот ответ. Альтернативы для нас не осталось. Или сегодня, или никогда», - заявил архиепископ Галстян.
Формальным основанием для того, чтобы считать движение Галстаняна протестом нового типа служит то обстоятельство, что он не принадлежит к карабахскому клану. Однако при этом если проанализировать, то он просто-таки стопроцентно воспроизводит лозунги тех самых бывших.
Таким образом, мы видим реинкарнацию старых протестов, возглавляемых уже новым лицом, апеллирующим к высшим ценностям, к морали и нравственности.
Сегодня протесты в Ереване проходят ежедневно,
В итоге мучительно ищущая свою идентичность Армения ставит под сомнение начавшийся процесс делимитации и демаркации границы с Азербайджаном.
Откуда, куда и зачем ведет за собой наэлектризованную его речами толпу архиепископ Галстанян? Эти вопросы опять накалили ситуацию на Южном Кавказе, где движение к миру с каждым пограничным столбом, как видим, становится все труднее и труднее. В связи с этим нужно понимать главное, эти протестующие люди и их новоиспеченный вождь не смогут обеспечить Армении спокойное безопасное будущее и право на развитие. Потому что это дорога в тупик или в пропасть.