Причины самого серьезного за последние месяцы обострения в зоне армяно-азербайджанского конфликта разбирает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Конфликт между Арменией и Азербайджаном, казавшийся завершенным еще в ноябре прошлого года, снова встряхнул и заставил говорить о себе весь мир. Последняя неделя июля оказалась самой драматичной за все последние месяцы, вовлекая стороны противостояния в Закавказье в водоворот стремительно ускоряющихся событий, каждое из которых свидетельствует о том, что не сегодня-завтра ситуация может взорваться и пойти вразнос. То, что еще накануне выглядело локальными инцидентами на границе, в считаные дни приобрело иное качество, другую, более высокую степень конфликтности: теперь это уже не перестрелки, а настоящие бои. В ситуации, когда Россия бросилась тушить стремительно распространяющееся возгорание на границе и сумела убедить стороны вернутся к соблюдению режима прекращения огня, исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян сделал предложение разместить российские пограничные посты вдоль всей армяно-азербайджанской границы, ставшее полной неожиданностью для всех, включая, судя по всему и саму российскую сторону.Комментируя достигнутую при посредничестве Москвы договоренность о возвращении к режиму прекращения огня, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, подтвердил, что российские представители приложили немало усилий для того, чтобы этот режим был восстановлен и добавил, что работа в этом направлении продолжается.
Хоть одна позитивная новость за прошедшую неделю, позволяющая вздохнуть с облечением и вселяющая надежду на то, что нынешняя эскалация на границе не перейдет красную черту и будет остановлена. Однако, согласитесь, что через целых десять месяцев после трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении о переходе к мирному, постконфликтному развитию региона, трудно было представить, что главной и единственной позитивной новостью из зоны конфликта станет сообщение о том, что здесь опять не стреляют.
Впрочем, сколько продлится это перемирие, не знает никто. Российское посредничество в достижении договоренности этой недели стало своего рода выездом «скорой помощи» к пациенту, которому потребовалось неотложное врачебное вмешательство. Но пациент и его болезнь ведь остались и после отъезда скорой помощи. В этом и состоит корень, суть проблемы.
Глядя за тем, что происходило в зоне конфликта на этой неделе, многие, наверное, задаются одним и тем же вопросом: откуда эта внезапная эскалация, которой, казалось бы, вообще быть не должно, учитывая время, прошедшее с ноября минувшего года. Откуда это движение не вперед, а назад, словно осень прошлого года и ее итоги никого ничему не научили?
Человеку, не посвященному в хитросплетения ситуации в зоне конфликта, казавшегося законченным, трудно разобраться в происходящем и понять его логику. Все это кажется нелогичным, иррациональным и находящимся за рамками здравого смысла. Однако рискнем предположить, что те, кто направляют события в именно в это опасное русло, делают все это не случайно, у них есть своя логика, своя определенная задача и повестка, которые не афишируются и не фигурируют в официальных заявлениях.
Внешне все выглядит так, словно мы имеем дело с возможным повторением ситуации годичной давности, которая в итоге привела ко второй карабахской войне. Перестрелки и бои на границе, взаимные обвинения, грозные заявления, апелляция к мировому сообществу -- казалось бы, все это до боли напоминает то, что мы уже видели не раз и ситуация снова идет по кругу.
В самом деле, внешнее сходство просто поразительное.
Тем более, что заявления Еревана становятся все более решительными. Обвинив Баку в применении силы и нарушении территориальной целостности страны, МИД Армении предупредил, что в ответ Ереван задействует «предусмотренный международным правом весь свой военно-политический инструментарий». Обратите внимание: первым в этом определении идет прилагательное «военный».
Об армии как о спасителе нации говорил на этой неделе и президент Армении Армен Саркисян, выражая поддержку вооруженным силам и всем силовым структурам.
При этом на этой неделе в Ереване не прозвучало ни одного заявления, из которого прямо или косвенно можно было бы понять, а готова ли, и если да, то когда, армянская сторона начать предлагаемые азербайджанской стороной переговоры о подписании мирного договора с Баку. Ключевого всеобъемлющего соглашения, которое позволило бы подвести черту под второй карабахской войной, провести демаркацию и делимитацию границы и перевернуть мрачную страницу истории.
Найти такие сообщения сегодня невозможно - их нет.
Взятые в своей совокупности, все эти многочисленные факты, казалось, бы недвусмысленно указывают на то, что угроза третьей карабахской войны становится все более реальной и вроде к этому все идет.
Однако при всем кажущемся сходстве, нынешняя ситуация имеет принципиальное, кардинальное отличие от ситуации прошлогодней давности. Это отличие состоит в том, что на самом деле, ни та, ни другая сторона не намерены снова воевать.
Сил и возможностей воевать в одиночку нет у Армении, взяться им неоткуда, по крайней мере, в ближайшее время. Армянскому обществу - его подавляющему большинству - война совсем не нужна.
А что касается непрекращающихся попыток втянуть в конфликт Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), председательство в которой в сентябре перейдет к Еревану, то она четко и недвусмысленно продолжает давать понять: оснований для военного вмешательства на стороне Армении против Азербайджана на сегодняшний день нет никаких.
То есть, воевать ОДКБ не будет, как бы кто не надеялся. Однако сторонники втягивания ОДКБ и России в конфликт не успокаиваются. Их логика такова: что же это за такие, с позволения сказать, союзнички у Еревана во главе с Москвой? Да сколько же они будут занимать позицию - ни вашим, ни нашим, не желая отстаивать территориальную целостность Армении! Может, Еревану тогда других союзников поискать - на Западе или на Востоке, которые, как они считают, придут на помощь, якобы не оказываемую Москвой и всем ОДКБ. Один из часто цитируемых в российских СМИ экспертов на днях и вовсе призвал к военному союзу Армении с Францией, США, Ираном или Китаем: с кем угодно, кто первый из этих четырех стран будет готов развернуть свои базы в Армении. По логике автора, любое промедление со стороны армянского руководства в формировании этого нового баланса сил - преступная халатность.
В этой ситуации нарастающего безумия в лагере противников подписания мирного договора с Азербайджаном, балансирующий на своем политическом канате Никол Пашинян и сделал предложение, альтернативное мирному договору с Баку - разместить российских пограничников и мониторинговую миссию ОДКБ вдоль армяно-азербайджанской границы. Как ни пытались российские журналисты узнать, готова ли к этому сама Москва, единственное заявление, которое по этому поводу сделал Дмитрий Песков, звучит так: «Контакты с Ереваном продолжаются, больше мне добавить нечего». Оборвал тему Песков.
Между тем, неоднократно бывавший в регионе и видящий происходящее в нем насквозь председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников дал более развернутый комментарий по поводу предложения Никола Пашиняна, расставив все точки над i и вскрыв его реальную подоплеку.
«Такие вопросы безопасности чаще всего решаются в тиши. Заявления на открытых площадках в присутствии прессы делаются тогда, когда нужно какие-то политические очки заработать, утвердиться на правительственном уровне, в парламенте или ещё где-либо», -- заявил Леонид Калашников агентству «Интерфакс».
А вот еще одно высказывание Леонида Калашникова, который называет вещи своими именами. «Это вопрос очень сложный, серьезный, в первую очередь, он должен решаться тремя руководителями: Путиным, Алиевым и Пашиняном. Если он выносится в первую очередь публично, это начинает попахивать больше политикой».
Между тем, в заявлении Никола Пашиняна, которое он сделал на заседании правительства, есть одно важное уточнение, которое осталось практически незамеченным. Хотя оно может служить ключом к разгадке происходящего. По словам Пашиняна, в условиях невозможности осуществления такой миссии в рамках ОДКБ для Армении могут быть приемлемыми другие форматы, признанные международным сообществом, в том числе сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
То есть, предложение для ОДКБ не будет действовать вечно. Свято место пусто не бывает. Не придет ОДКБ - пригласим кого-то другого. Как иначе понимать слова о приемлемости для Еревана «других форматов», что это за «другие форматы» и как они будут согласовываться с ведущей ролью России и реализацией мирных договоренностей 9 ноября 2020 года.
И наконец, будет ли когда-то подписан большой мирный договор с Азербайджаном?
Вывод из всего этого следующий. Во всей этой военной эскалации и новой политической игре, о которой говорил Леонид Калашников есть две новости. Одна - условно хорошая, состоит в том, что полномасштабной войны, подобной 44-дневной войне прошлого года, все же, не будет.
Плохая же новость состоит в том, что карабахское урегулирование, судя по всему, с чьей-то подачи стремительно летит под откос.
Давайте наберемся мужества честно это признать.
Все, что мы наблюдаем сегодня - это попытки обнулить ту работу по реализации трехсторонних договоренностей, которые были достигнуты в ноябре прошлого года ценой стольких человеческих жертв и невероятных дипломатических усилий.
Это попытки обнулить, обесценить, обессмыслить все то, что должно было стать фундаментом урегулирования, но им так и не стало, и все начать с нуля - с возможным привлечением других внешних игроков, о которых пока открыто говорят лишь в соцсетях и телеграмм-каналах. Но, как видим, уже не исключают и в коридорах власти в Ереване, если на это намекает сам Пашинян.
В итоге закавказский регион на новом витке истории возвращают к замороженному конфликту - карабахскому конфликту 2.0. А это и есть самая главная мина для Карабаха всего региона - мина замедленного действия или бомба, которая когда-то неизбежно взорвется.