AZN = 63.54 RUB
USD = 108.01 RUB
EUR = 113.09 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Долгое эхо Карабахской войны (видео)

Радикальные перемены на Южном Кавказе, произошедшие через год после начала второй карабахской войны, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

В водовороте событий последних месяцев Армения и Азербайджан незаметно для себя подошли к годовщине второй карабахской войны, начавшейся 27 сентября прошлого года, продолжавшейся 44 дня и кардинально изменившей ситуацию на Южном Кавказе. В отличие от первой войны, закончившейся поражением Азербайджана, на этот раз победа была на стороне Баку, добившегося возвращения районов, прилегающих к Нагорному Карабаху, а также 80% части территории самого Нагорного Карабаха. Сегодня, через год после начала одного из самых кровопролитных конфликтов на постсоветском пространстве, важно понять, где находятся и куда идут Армения и Азербайджан, какие уроки они извлекли из тех трагических событий. И, наконец, можно ли говорить о том, что угроза нового вооруженного конфликта в Закавказье окончательно миновала.

Если для Баку ключевым в первый послевоенный год стало слово «реконструкция», то не смирившийся с поражением Ереван провел этот год в непрекращающихся поисках путей реванша.

Одни понимают его как реванш военный, другие - как реванш дипломатический, политический. Но в любом случае, как реванш, призванный отыграть потерянное и сделать победу Баку во второй Карабахской войне пирровой.

Подтверждением этого стали события последней недели. Накануне годовщины начала второй карабахской войны Минобороны Армении сообщило о проведении военных сборов и учений с участием подразделений специального назначения по всей протяженности восточной и юго-восточной границы с Азербайджаном. Начавшиеся 25 августа, учения продлятся два месяца - до 25 ноября, то есть, будут проходить в то самое время, когда год назад шла вторая Карабахская война.

Для проведения первых подобных учений в Армении была объявлена первая поэтапная массовая мобилизация резервистов -- нескольких тысяч гражданских лиц, рядовых, прапорщиков и офицеров встали под ружье и отправились на боевые позиции.

В министерстве обороны Армении отрапортовали: «Выполнены действия по организации засады, нападению, обнаружению и уничтожению важных объектов условного противника, занятию выгодных позиций». Как следует из заявления военного ведомства страны, личный состав, «преодолев сложную местность, напал на охраняемый стратегический объект противника, уничтожил живую силу и вернулся, захватив документы и оружие». На сайте армянского Минобороны особо отмечается, что специальные тактические тренировки проходили в условиях, приближенных к боевым, действия подразделений были слаженными и стремительными, а их боевой дух - высоким.

В то время как военное ведомство Армении продолжало мобилизацию резервистов, премьер-министр страны Никол Пашинян и секретарь Совета безопасности Армен Григорян, прилетевшие на этой неделе в Душанбе на саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), пытались мобилизовать союзников по военно-политическому блоку для оказания более активной поддержки Еревану в его продолжающемся пограничном споре с Баку.

Председательство Армении в ОДКБ, которое перешло к ней по принципу ротации на 2021-2022 годы, руководство страны использовало как новый повод для того, чтобы попытаться оказать коллективное совместно с союзниками давление на Баку.

В столице Таджикистана глава армянского Совбеза выразил надежду на то, что любое посягательство на суверенную территорию Армении будут осуждены, а общая позиция стран - членов ОДКБ окажет, как он выразился, отрезвляющее влияние на этот вопрос. Впрочем, о каких именно посягательствах Баку в мирное время идет речь, армянское руководство не проясняет.

Остается неясным и вопрос о том, насколько вообще уместно предъявлять подобные претензии друг другу, учитывая то, что работа по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы в первый послевоенный год так и не началась. А когда полноценной, четко обозначенной и оформленной в рамках правового поля границы нет, то любые подобные обвинения - это пропагандистская война.

О необходимости активизировать усилия по решению этой проблемы через год после начала войны напомнила на этой неделе официальный представитель МИД России Мария Захарова. Вот что она сказала: «Мы внимательно отслеживаем обстановку на отдельных участках границы между Арменией и Азербайджаном. Развитие ситуации, в том числе близ села Воротан, в очередной раз подтверждает востребованность скорейшего запуска процесса делимитации армяно-азербайджанской границы с ее последующей демаркацией на всем протяжении. Российские предложения на этот счет переданы и в Баку, и в Ереван, мы ожидаем скорого ответа для формирования дальнейшего курса». По ее словам, Москва продолжит совместные усилия с Азербайджаном и Арменией по разблокированию экономических и транспортных связей для реализации трехсторонних договоренностей на высшем уровне от ноября 2020 года и января 2021 года.

Через год после начала войны проблема размытой армяно-азербайджанской границы, на которой постоянно происходят перестрелки - далеко не единственная. Обращает на себя внимание, что на саммите ОДКБ в Душанбе накануне годовщины начала второй Карабахской войны армянская сторона вновь попыталась поднять вопрос о статусе Нагорного Карабаха, который за последние годы и десятилетия уже не раз взрывал отношения двух стран. После окончания войны Баку считает этот вопрос навсегда закрытым. Однако несмотря на это, глава Совбеза Армении в Душанбе как ни в чем не бывало, заявил, что этот вопрос ждет политического решения в ходе переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ.

Незадолго до этого, отмечая в начале сентября 30-летие провозглашения непризнанной Нагорно-Карабахской республики, к сегодняшнему дню превратившейся в небольшую изолированную территорию с численностью населения, сопоставимой с населением поселка, президент страны Армен Саркисян в своем послании назвал приоритетом общенациональной повестки обеспечение независимости Карабаха. Он также сообщил о «непрекращающихся угрозах новой войны со стороны Азербайджана». А премьер Никол Пашинян, отметил, что Ереван не считает карабахский конфликт решенным. Он как ни в чем не бывало, заявил: «Поэтому мы на всех международных площадках настаиваем, что нагорно-карабахский конфликт не урегулирован. Об этом свидетельствуют и заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ».

Таким образом, Пашинян вновь поднял вопрос о статусе Карабаха, чем в очередной раз не мог не вызвать предсказуемую негативную реакцию Баку.

Сама же Минская группа ОБСЕ за последний год окончательно превратилась в некое условное образование. О нем время от времени вспоминают, на него в том или ином контексте ссылаются, но реального влияния Минской группы ОБСЕ на ситуацию в зоне конфликта через год после начала второй карабахской войны при всем желании нельзя рассмотреть даже под микроскопом. Процесс карабахского урегулирования, пусть и не столь быстро, движется по рельсам трехсторонних договоренностей ноября прошлого года, к которым Минская группа ОБСЕ не имеет никакого отношения.

На этом фоне в первый послевоенный год азербайджанская сторона продвигает идею реконструкции освобожденных территорий, становящуюся антитезой идеи реванша.

Первыми ласточками перемен стали строительные бригады, прокладывающие новые дороги, восстанавливающие коммуникации и возвращающие регион к жизни.

В провозглашенной культурной столицей Азербайджана Шуше, лежащей в руинах, ударными темпами идет восстановление жилого фонда и культурных и исторических памятников, которые были разрушены между первой и второй Карабахскими войнами.

Побывавшая этим летом в Шуше большая группа российских журналистов смогла увидеть масштаб разрушений и ход восстановительных работ своими глазами.

Еще одним знаковым событием для региона стали совершенные авиакомпаниями Азербайджана в начале сентября первые тестовые рейсы в новый международный аэропорт Физули, строительство которого началось после подписания трехстороннего мирного соглашения ноября прошлого года.

Напомним, что в феврале президент Алиев заявил о том, что Баку планирует построить в Нагорном Карабахе три аэропорта и намерен инвестировать в регион в этом году более одного миллиарда долларов. Как сообщил в этом месяце авиаперевозчик АЗАЛ, в аэропорту Физули приземлился самолет азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines, который впервые после войны доставил грузы в Карабах воздушным путем.

Кроме того, первый рейс в Карабах совершил пассажирский самолет, принадлежащий Азербайджанским авиалиниям.

В будущем году Азербайджан планирует запустить еще два международных аэропорта в Карабахе - в Зангелане и Лачине. Переговоры об открытии воздушного коридора, в котором будут задействованы аэропорты в Физули, Зангелане и Лачине и которым смогут пользоваться Россия, Азербайджан, Армения, Турция и Иран, уже идут.

Как ожидается, открытие новых воздушных ворот в Карабах внесет весомый вклад в перевозку международных грузов и развитие туризма на Южном Кавказе.

А ведь еще год назад этот сценарий, который уже становится новой реальностью, выглядел фантастическим.

Одной из ключевых проблем, от которых зависят темпы реконструкции, остается проблема разминирования. Как сообщил на днях французский посол в Баку Захария Гросс, Париж готов выделить Агентству по разминированию Азербайджана 400 тысяч евро на разминирование территорий в Карабахе.

Вот что он сказал: «Еще одна область, в которой необходимо международное сотрудничество, - это разминирование, чтобы внутренне перемещенные лица могли вернуться на свои земли. Территории в Карабахе, требующие разминирования, огромны». К этому позитивному сигналу остается добавить, что французская помощь оказалась бы еще более ценной, если бы Париж, имеющий немалое влияние на Ереван, сумел убедить армянскую сторону снять с повестки вопрос о передаче Баку карт минных полей. За последние десятилетия Армения заминировала практически весь регион и сегодня земля Карабаха начинена сотнями тысяч мин. С ноября прошлого года в результате подрыва на минах в Карабахе погибли и пострадали свыше 160 военных и мирных жителей. При этом к участию в разминировании власти Азербайджана привлекли специалистов из России и Турции.

Анализ событий последних месяцев показывает: первый послевоенный год не примирил, не привел к сближению победителей и побежденных, как это не раз бывало после окончания войн и конфликтов в других регионах мира. В определенном смысле Армения и Азербайджан за этот год стали еще дальше друг от друга, избрав противоположные линии поведения и стратегии послевоенного развития.

Реванш и реконструкция и стали для сторон конфликта теми смыслами-маяками, которые определяют их послевоенные стратегии и заставляют двигаться в противоположном направлении, не позволяя зарыть топор войны, заключить мирный договор и попытаться начать писать историю с чистого листа.

Изменится ли эта ситуация, подождем второго послевоенного года…