AZN = 58.29 RUB
USD = 99.1 RUB
EUR = 103.66 RUB

A
Что скажет Строкань: Как закрыть статус Карабаха (видео)

Деструктивную роль Парижа и попытки Москвы сохранить мирный процесс на Южном Кавказе, поддержав территориальную целостность Азербайджана, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Урегулирование на Южном Кавказе подверглось массированной атаке - одной из самых разрушительных за все время после окончания второй карабахской войны.

На сей раз в ход пошло не только оружие незаконных вооруженных формирований в Карабахе, находящих для себя возможности оставаться в зоне конфликта через два года после его окончания.

Нет, теперь вместе со стрелковым оружием и минометами этих формирований заговорила тяжелая артиллерия из Парижа.

Массированный политический и дипломатический огонь по Азербайджану открыт из всех орудий с командной высоты, которая когда-то считалась чуть ли не колыбелью европейской демократии.

И именно, из Национального собрания Франции!

На этой неделе нижняя палата французского парламента приняла резолюцию, призывающую французское правительство, как сказано в этом, бесспорно, скандальном, провокационном документе, «рассмотреть возможность введения экономические санкций против «физических лиц, если атаки и оккупация суверенной территории Армении продолжатся».

Когда две недели назад аналогичную резолюция приняла верхняя палата французского парламента - Сенат, многие еще надеялись на то, что это единичный случай, вынужденный жест в сторону влиятельной армянской диаспоры в стране и дальше этого дело не пойдет. Думали, что скандал уляжется.

Тем более, что реакция Баку была предельно жесткой. А конфронтации с Азербайджаном, учитывая его вес, потенциал и возможности, сегодня стараются избегать все мировые державы, включая США - зачем же лишать себя возможностей на Южном Кавказе и создавать самим себе проблемы.

Однако Франция решила стать исключением.

Вслед за верхней палатой, несмотря на все возмущение и протесты азербайджанской стороны, резолюцию, осуждающую Баку и грозящую ему карательными мерами, приняла и нижняя палата парламента. Тенденция, однако.

Самое же интересное то, что приняв резолюцию, в которой звучит призыв ввести карательные меры против Азербайджана и изучить возможности усиления обороноспособности Армении, законодатели рекомендуют правительству страны продолжать играть роль посредника в урегулировании конфликта.

Как себе это представляют французские депутаты - остается загадкой. Согласитесь, что слово «посредник» после всех этих резолюций звучит как насмешка, как издевательство. Где вы видели такого посредника? Полагаю, что этими резолюциями применительно к армяно-азербайджанскому урегулированию французская сторона совершила акт дипломатического самосожжения. Спалила себя сама, причем сделала это добровольно, стала для Баку нерукопожатной.

Похоже, в Елисейском дворце поняли, что ситуация зашла слишком далеко и попытались дать задний ход. МИД Франции выступил с заявлением, смысл которого сводился к тому, что, дескать, эта инициатива парламентариев не является официальной позицией французского правительства и она была принята совершенно независимо, в соответствии с принципом разделения властей. Как заявила глава МИД Франции Катрин Колонна, «Франция будет продолжать побуждать стороны продвигаться вперед на переговорах, чтобы воспользоваться возможностью достижения мира».

Что можно сказать в связи с этим?

Два момента.

Во-первых, рассуждения о том, что это депутаты, а не правительство - сказка про белого бычка. Как мы знаем, еще до принятия резолюций обеими палатами французского парламента не кто иной, как президент Макрон дал пространное интервью, в котором обильно полил грязью Азербайджан, обвинив его в агрессии против Армении. Так что вполне возможно, что как раз именно Макрон вдохновил депутатов на принятие этой резолюции.

Во-вторых, главные разрушительные последствия для мирного процесса состоят в том, что сторонники темы статуса Карабаха получили в лице Франции того самого международного тяжеловеса, которого им так не хватало для того, чтобы продавить свою повестку. «Приветствуем позицию Франции против политики и агрессивного поведения Азербайджана и благодарим Национальное собрание за единогласное принятие резолюции», -- не скрывал радости спикер парламента Армении Ален Симонян. .

Давайте это подчеркнем - эта альтернативная повестка идет вразрез с трехсторонним заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года.

Неслучайно на этой неделе глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил о том, что Ереван рассчитывает в приемлемые сроки провести встречу Никола Пашиняна, Ильхама Алиева, а также Европейского совета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона. Понятно, зачем это нужно Еревану. Однако вряд ли такая встреча состоится - трудно себе представить, что президент Алиев захочет после всего что произошло и было сказано и принято в Париже, видеть за столом переговоров Макрона. Макрону за этим столом явно делать нечего.

Между тем, ситуация усугубляется тем, что атака на мирный процесс с использованием французской дальнобойной дипломатической артиллерии происходит на фоне происходящей ежедневно деградации ситуации с безопасностью на армяно-азербайджанской границе и возникающих сложностей в зоне ответственности российского миротворческого контингента, связанных с незаконными армянскими формированиями, Лачинским коридором и многими другими вещами.

Что мы имеем в итоге? Возникает критическая масса деструктивных факторов, в то время как прежние договоренности, делавшие ставку на дипломатию, стремительно размываются. Нечто похожее происходило осенью позапрошлого года, когда переговорный процесс зашел в тупик, после чего началась вторая карабахская война. На этой неделе бывший глава МИД Армении Вардан Осканян выступил с пространной статьей, заявив, что, победа Азербайджана во второй Карабахской войне, еще ничего не значит. Одно из наиболее упоминаемых в статье - слово «Арцах». Можно понять, почему об этом так уверенно говорит Вардан Осканян: у Еревана появился заступник в лице президента Макрона. Все одно к одному - паззл сложился!

Между тем, в споре о том, как нужно понимать исторические факты попытался расставить точки над I глава МИД России Сергей Лавров. На состоявшейся на этой неделе пресс-конференции по вопросам европейской безопасности Сергей Лавров заявил о том, что одобрение армянской стороной на четырехсторонней встрече в Праге Алма-Атинской декларации без оговорок решает вопрос статуса Карабаха, поскольку Алма-Атинская декларация подтверждает нерушимость границ бывших союзных республик.

«Иными словами, в то время Нагорно-Карабахская автономная область была однозначно частью Азербайджанской ССР, и когда это было одобрено и Азербайджаном, и Арменией, и Францией, и господином Мишелем без каких-либо оговорок, это решает вопрос, как подходить к статусу Карабаха, - заявил глава МИД России.

В общем, сравните позиции Москвы и Парижа и почувствуйте разницу. Москве нужен мирный процесс, Парижу - мирный абсцесс. Но это воспаление может кончиться плохо.