AZN = 60.2 RUB
USD = 102.34 RUB
EUR = 106.54 RUB

A
Что скажет СТРОКАНЬ: Карабахское неурегулирование

О трудностях и подводных камнях переговоров по урегулированию острейшего конфликта на постсоветском пространстве размышляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"

Под занавес года в отношениях Азербайджана и Армении обозначились разнонаправленные тенденции, способные как подарить надежду на нормализацию и продвижение в карабахском урегулировании, так и вызвать новый серьезный откат. Неделя интенсивной дипломатии, вместившая поездку в Баку российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, встречу глав МИД Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедьярова в Братиславе, также была отмечена оживлением гуманитарных контактов и редким визитом в Баку правительственной делегации Армении в рамках международной программы создания транспортного коридора «Европа - Кавказ – Азия». Однако эти позитивные сигналы так и не привели к качественному изменению ситуации, вынудив главу МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова сделать признание, что «нынешнее состояние переговорного процесса по нагорно-карабахскому вопросу никуда не ведет».

Что касается международной дипломатии по Карабаху, то она работала в поте лица и упиралась в два магических слова – «меры доверия», на которые в последние недели уходящего года обе стороны пытаются делать ключевую ставку. Укрепление мер доверия, которые призваны изменить неблагоприятную атмосферу в азербайджано-армянских отношениях, должно создать новое окно и для диалога по Карабаху.

Находясь в Баку, Сергей Лавров не случайно прежде всего обратил внимание на важность выполнения предыдущих договоренностей Баку и Еревана о налаживании гуманитарных контактов, в том числе, по линии СМИ двух стран.

Тех самых договоренностей, которые были достигнуты на первой личной встрече Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, прошедшей в марте этого года в Вене.

Назвав карабахский конфликт «одним из наиболее длительных на пространстве СНГ», Сергей Лавров, тем не менее, призвал все стороны попытаться увидеть свет в конце туннеля. «У нас есть понимание, что существуют возможности для достижения компромисса», -- многозначительно заметил российский министр, впрочем, не уточнив, о каких новых возможностях идет речь.

«Чем ближе люди будут друг с другом общаться, чем объективнее журналисты будут освещать то, что происходит по обе стороны линии соприкосновения, тем легче, тем устойчивее будут те договоренности, которых мы надеемся достичь», -- пояснил сегодняшнюю ставку на укрепление мер доверия и силу «народной дипломатии» Сергей Лавров.

Примечательно, что спустя всего пару дней после этого, когда на этой неделе министры Мамедъяров и Мнацаканян прилетели в Братиславу, сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с отдельным заявлением, вновь попытавшись внести в него все ту же так недостающую всем ноту оптимизма.

«Мы приветствуем конкретные шаги, предпринятые в прошлом году для снижения напряженности и подготовки населения к миру, к чему страны-сопредседатели призвали в Миланском заявлении в декабре 2018 года и о чем министры договорились в Париже в январе 2019 года», -- говорится в обращении представителей России, США и Франции.

В качестве примеров оживления гуманитарных контактов сопредседатели Минской группы ОБСЕ привели недавний обмен журналистами, позволивший представителям прессы увидеть происходящее в Азербайджане и Армении своими глазами, и одновременное освобождение заключенных 28 июня этого года.

Чтобы развить эту позитивную тенденцию, Минская группа ОБСЕ призвала уже на этой неделе принять в Братиславе пятистороннее заявление по Нагорному Карабаху с участием глав дипломатических ведомств Азербайджана и Армении.

Однако в этот момент и произошла осечка, напомнившая о тех самых разнонаправленных тенденциях, не позволяющих сделать устойчивым долгосрочным трендом даже укрепление мер доверия. Вышедший после встречи с Зограбом Мнацаканяном Эльмар Мамедъяров не скрывал своего разочарования, сообщив, что ни о чем договориться не удалось: Ереван отказался от обмена удерживаемыми лицами по принципу «всех на всех».

Напомним, что работающая в Баку госкомиссия по делам пленных, заложников и пропавших без вести граждан Азербайджана еще более трех лет назад – в апреле 2016 года направила обращение в Международный Красный крест, призвав разработать проект соглашения о незамедлительном обмене удерживаемых сторонами лиц по принципу «всех на всех».

Кроме того, Баку предложил обмен будущими возможными пленными и взятыми в заложники лицами, в том числе телами погибших, в течении трех дней. А уже в сентябре этого года азербайджанская сторона направила в международные структуры обращение с призывом обменять двух армянских военнопленных -- Карена Казаярна и Араика Казаряна, находящихся под арестом в Азербайджане, на двух азербайджанских заложников -- Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева, удерживаемых армянской стороной.

Кроме того, как выяснилось, в Баку считают все большей проблемой попытки Еревана изменить формат переговоров по Карабаху под эгидой ОБСЕ, существующий с марта 1992 года, путем включения в него в качестве еще одной стороны представителей самопровозглашенной НКР. «Армянская сторона пытается представить армянскую общину как «народ Нагорного Карабаха», тем самым отрицая наличие азербайджанской общины. Цель таких действий - законодательно оформить этническую чистку», -- отметил Эльмар Мамедъяров.

В общем, как видим, тон высказываний азербайджанского министра, обращающего внимание на реальные проблемы на пути укрепления мер доверия, явно отличался от осторожно оптимистичных призывов сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Для этого появились новые основания, и весьма серьезные.

Ведь именно тогда, когда главы МИД Азербайджана и Армении готовились к встрече в Братиславе, премьер-министр Армении Никол Пашинян в очередной раз дал понять, что он и дальше будет требовать предоставить место за столом переговоров под эгидой Минской ОБСЕ представителям НКР.

Перед самым отлетом Зограба Мнацаканяна в Братиславу он встретился с Николом Пашиняном, который фактически дал своему министру напутствие, явно неприемлемое для Баку – добиваться расширения формата будущих переговоров. Третьим участником встречи в Ереване стал глава МИД непризнанной НКР Масис Маилян. То есть, Никол Пашинян сыграл на обострение.

При этом, как ни в чем ни бывало, все тот же Пашинян на этой неделе направил в Баку свою правительственную делегацию во главе с замминистра территориального управления и инфраструктур Армении для участия в заседании, прирученном к 20-й годовщине проекта международной транспортной программы ТРАСЕКА. Напомним, что ТРАСЕКА – это программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами - партнерами по организации транспортного коридора «Европа - Кавказ – Азия». В общем, Ереван как бы пытается развести текущее двустороннее сотрудничество, к сегодняшнему дню фактически остановившееся, и проблему Карабаха.

Логика здесь такая: по Карабаху можно договариваться еще очень долго, а гуманитарные связи, как и взаимодействие правительств двух стран, не должны стоять на месте.

И здесь мы подходим к самому главному: к необходимости понимания конечных целей укрепления мер доверия и оживления двусторонних контактов. Должна ли сегодняшняя робкая неуверенная нормализация стать заменителем долгосрочного урегулирования или его прологом, создающим условия для будущего всеобъемлющего урегулирования на основе известных резолюций Совета безопасности ООН.

Пока действия Никола Пашиняна выглядят как попытка сохранить действующий статус-кво путем имитации переговорного процесса, Такая политика позволяет уйти от ключевых вопросов урегулирования – деоккупации азербайджанских территорий и возвращения беженцев в места своего прежнего проживания.

Армянскую сторону, судя по всему, устроил бы вариант экономического сотрудничества, позволяющего встроиться в перспективные региональные проекты с участием Баку и Анкары при соблюдении нынешнего политического статус-кво по Карабаху. Но такой вариант явно не устроит ни Баку, ни Анкару, как и представителей Минской группы ОБСЕ, которые на этой неделе предостерегли от искусственного затягивания переговоров.

Кроме того, в посольстве Турции в Азербайджане напомнили, что налаживание дипотношений с Ереваном без решения карабахской проблемы окажется невозможным.

В общем, возросшая активность дипломатии по Карабаху, включая гуманитарные контакты и народную дипломатию пока не приносят результатов. Какая из разнонаправленных тенденций возьмет верх, сказать сложно – меры доверия по большей части остаются мерами недоверия.