Подводные камни на пути к договору между Азербайджаном и Арменией изучил политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Многие из нас ждали, что 2022 год войдет в историю Южного Кавказа как год подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
Если на дворе календарная зима, то это не значит, что на Южном Кавказе должно возникнуть подобие зимы политической.
А именно, новая версия замороженного конфликта, с вечными недоговоренностями и недомолвками по поводу статуса Карабаха, незаконных для Баку вооруженных формирований, которые в Ереване упорно называют «армией обороны Арцаха», Лачинского и Зангезурского коридоров, настоящей и будущей роли российского миротворческого контингента и многих других вещей.
Снежный ком всех этих вопросов и привел в движение политиков и дипломатов, заставляя их сделать на финише года последнее ускорение, последний рывок.
После визита в Москву главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова и его переговоров с Сергеем Лавровым на этой неделе в Москву отправился министр обороны Армении Сурен Папикян. В это время Владимиру Путину предстояла встреча в Бишкеке с Николом Пашиняном, который перед поездкой в Киргизию принял в Ереване спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Тойво Клаара. Что же касается Джейхуна Барамова, то он после визита в Москву обсудил урегулирование на Южном Кавказе с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид
Добавьте ко всем этим визитам и контактам вал громких политических заявлений, ежедневно звучащих в разных столицах - и вы увидите, что концентрация активности вокруг урегулирования на Южном Кавказе накануне нового года подходит к высшей точке.
Однако, что же из всего этого мы имеем в итоге?
Находясь в Москве, Джейхун Байрамов не мог обойти молчанием и то обстоятельство, что ряд основополагающих положений трёхстороннего заявления не выполняется Арменией.
Тем не менее, по его словам, третий пакет комментариев азербайджанской стороны уже представлен армянской стороне, в связи с чем третий раунд переговоров по проекту мирного договора все еще может пройти до конца этого года.
В свою очередь, в конце года в Ереване тоже заговорили о мирном договоре, вернее, о конкурирующих между собой проектах документа. Вот версия, которую изложил секретарь Совета безопасности Армен Григорян: «Есть два варианта текста мирного договора. Один предложила Российская Федерация. Второй, над которым мы работаем, сначала нам передал Азербайджан, затем мы поработали над ним и передали азербайджанской стороне, которая, поработав, вновь вернула нам его на рассмотрение».
По его словам, Запад никакого текста армянской стороне не предлагал, а только пытался создать среду для переговоров.
Ранее в МИД Армении заявили журналистам, что нет никакого российского варианта урегулирования, как нет ни американского, ни французского, ни варианта ЕС, а есть «армянский и азербайджанский».
В общем, в заявлениях официальных лиц нет единой четкой линии по поводу того, о каких проектах идет речь и как они между собой отличаются. При этом обратите внимание на то, что о некоем западном проекте уже говорить перестали, хотя еще недавно это было интригующей темой для политиков и СМИ.
Вот еще одно заявление Армена Григоряна, которое он сделал на этой неделе, и обойти стороной просто невозможно.
Сообщив о том, что Ереван скоро передаст Баку отредактированный им вариант проекта мирного договора, глава армянского Совбеза сделал следующее интригующее признание: «По итогам вашингтонской встречи между мной и Хикметом Гаджиевым была договоренность о создании международного механизма, чтобы Нагорный Карабах и Азербайджан обсудили безопасность и права карабахских армян. До сих пор по этому механизму нет ясности, также нет ясности, будет ли карабахский вопрос решен в рамках мирного договора или вне его».
Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев опроверг это заявление. По его словам не было таких договоренностей, поскольку Баку исходит из того, что это внутренний вопрос и права карабахских армян будут защищены так же как и права граждан Азербайджан.
Это признание - подтверждение того, насколько на самом деле еще далек мирный договор. Как это нет никакой ясности? В Баку неоднократно заявляли, что карабахский конфликт уже решен и больше нет никакого Нагорного Карабаха, а есть карабахский регион Азербайджана. Тогда что же может обсуждать Азербайджан с самим Азербайджаном? И какой для этого должен быть создан международный механизм? С точки зрения Баку - это абсурд.
Такая же нелепица - предложение Армении продлить наблюдательную миссию Евросоюза на границе с Азербайджаном.
По словам Армена Григоряна, гражданская миссия Евросоюза играет стабилизирующую роль. «Вы знаете, что есть определенные месседжи из европейских столиц, что они хотят продлить миссию, и если ЕС примет такое решение, Армения будет его приветствовать», - заявил глава армянского Совбеза.
Хочется узнать, может ли хоть кто-то объяснить, какую такую стабилизирующую роль сыграла и продолжает играть миссия Евросоюза, которая прибыла на границу с Азербайджаном, где ситуация ежедневно деградирует. Скорее, эта роль - дестабилизирующая, а не стабилизирующая.
И наконец, на этой неделе, общаясь со спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе Тойво Клааром, Никол Пашинян сообщил о «важности дальнейших обсуждений в соответствии с форматом встречи с Алиевым, Макроном и Мишелем, состоявшейся в Праге». Однако для президента Алиева важно, как раз прямо противоположное - чтобы за столом переговоров в качестве посредника не было полностью дискредитировавшего себя для Баку президента Макрона.
В общем, вокруг мирного договора накануне нового года складывается ситуация: кручу-верчу - запутать хочу. Ведь имитировать мирный процесс, играть в пин-понг с передачей друг другу проектов договора при желании можно было бы до бесконечности.