Подоплеку наметившегося сближения Еревана и Анкары и его значение для будущего армяно-азербайджанского урегулирования анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Отмечавшееся на этой неделе 30-летие независимости Армении совпало с важным сигналом о том, что в политике независимого армянского государства наступает смена вех. Накануне юбилея пресс-секретарь премьер-министра Армении Никола Пашиняна Мане Геворкян сделала заявление о том, что ее страна готова к диалогу с Турцией -- государством, противостояние с которым до последнего времени определяло условия существования независимой Армении и ее позиционирование на Южном Кавказе, где вместе с Россией Турция была и остается ключевым игроком. Подтверждением того, что в сентябре 2021 года, в первую годовщину начала второй карабахской войны, на Южном Кавказе трогается столетний лед недоверия и глухой вражды, стало и новое заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сделанное им накануне встречи с российским президентом Владимиром Путиным в Сочи. Турецкий лидер назвал поступающие из Еревана импульсы позитивными и дал понять, что вопрос установления долгосрочного мира на Южном Кавказе станет на встрече в Сочи одним из приоритетных. Его решение придаст мощный импульс и российско-турецким отношениям.
Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Между тем, в случае армяно-турецких отношений на протяжении всего периода существования независимого армянского государства складывалась ситуация, когда и Магомет и гора так и остались стоять на месте, предпочтя движению навстречу друг другу войну слов и жестов. Дипломатические отношения между Турцией и Арменией на сегодняшний день отсутствуют, а граница между ними была закрыта еще в первые годы существования независимого армянского государства, в 1993 году, то есть, в период первой карабахской войны. Инициатором закрытия границы тогда стала Анкара, четко и недвусмысленно поддержавшая Азербайджан в его конфликте с Арменией и осудившая оккупацию азербайджанских территорий. Кроме того, яблоком раздора стала тема трагедии 1915 года - Армения добивалась международного признания геноцида армян в Османской империи и осуждения Турции, считая неуместными встречные предложения Анкары провести беспристрастное международное расследование, чтобы установить полную картину случившегося и виновных в массовой резне столетней давности.
Конечно, ситуация, когда два соседних государства на протяжении десятилетий были вынуждены жить в условиях закрытой границы, повернувшись друг к другу спиной, и не имели дипотношений, была противоестественной, ненормальной и в обеих столицах это понимали. Первая робкая попытка начать процесс сближения была предпринята более 10 лет назад, при предшественнике Никола Пашиняна, бывшем президенте Армении Серже Саргсяне. В октябре 2009 года главы МИД Армении и Турции даже подписали в Цюрихе протокол об установлении дипотношений, который должны были ратифицировать парламенты двух стран.
Однако этого так и не произошло. Сегодня, когда Ереван и Анкара готовы предпринять вторую попытку сделать шаги навстречу друг другу, принципиально важно понять, почему этого не удалось сделать в период между первой и второй карабахскими войнами, почему предыдущая попытка оказалась фальстартом.
Более десятилетия назад камнем преткновения, непреодолимым препятствием на пути нормализации армяно-турецких отношений стал именно карабахский конфликт и ничто другое. Армянская сторона рассчитывала на то, что можно будет разморозить отношения с Анкарой и при этом сохранить контроль над оккупированными азербайджанскими землями, оставив карабахский конфликт в замороженном состоянии.
Однако турецкая сторона такой сценарий отвергла и в этом была своя логика. Ведь причиной закрытия границы с Арменией стал карабахский конфликт, который на момент подписания протокола в Цюрихе так и не был урегулирован.
В итоге в декабре 2009 года бывший тогда премьером Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о том, что Анкара не ратифицирует протоколы без разрешения карабахского конфликта. В ответ Серж Саргсян подписал указ о приостановлении процесса ратификации армяно-турецких протоколов, заявив, что Турция не готова продолжать начатый процесс. Первого марта 2018 года он и вовсе аннулировал протоколы, заявив о том, что Армения сделала все, чтобы не оставлять вопрос урегулирования армяно-турецких отношений будущим поколениям. Однако, как он тогда выразился, Турция «не сделала ни единого шага для ратификации и вступления в силу документов».
После этого гора и Магомет Южного Кавказа простояли в таком неподвижном положении вплоть до декабря прошлого года. Отметим, что так продолжалось до того самого момента, когда прибывший на парад Победы в Баку Реджеп Тайип Эрдоган не сделал новое громкое заявления о готовности предпринять вторую за время существования независимого армянского государства попытку нормализации отношений с Ереваном.
Причем необходимо особо подчеркнуть, что опять-таки, это была не сугубо турецкая инициатива, а именно консолидированная позиция Анкары и Баку. После парада Победы и переговоров с присутствовавшим на торжествах Реджепом Тайипом Эрдоганом президент Азербайджана Ильхам Алиев также выступил с примирительным заявлением в адрес Армении.
Вот что он тогда заявил: «Мы обсудили создание единой платформы по развитию региона в условиях мира. Эта платформа предусматривает сотрудничество России, Азербайджана, Турции и Ирана. Если Армения сделает верные выводы из закончившейся войны, мы можем с Арменией сотрудничать. Нам нужно положить конец этой вражде, открыть новую страницу».
Почему эти заявления были сделаны только в конце прошлого года и не могли прозвучать до этого?
Все логично. После окончания второй карабахской войны Баку и Анкара считают карабахский конфликт завершенным.
А коль скоро конфликт завершен, то автоматически устраняется и главное препятствие, которое так и не позволило Еревану и Анкаре примириться еще более десяти лет назад, когда были подписан, а затем похоронен цюрихский протокол.
Надо сказать, что предложение о создании многосторонней платформы сотрудничества с участием Турции и Азербайджана поначалу было встречено в Ереване в штыки. Наверное, по иному поначалу и быть не могло. Вторая карабахская война, сопровождавшаяся войной информационной, еще больше подогрела градус ненависти к Турции, поскольку многие армянские политики и значительная часть общества, заговорившие о предательстве Пашиняна, также стали объяснять поражение в войне неким турецким вмешательством. Дескать, никогда бы мы войну не проиграли, не потеряли бы районы вокруг Карабаха и Шушу, если бы на стороне Азербайджана не воевала Турция.
Поверить в то, что Азербайджан победил самостоятельно, без всякого турецкого вмешательства, победил потому, что на сегодняшний день его армия на порядок сильнее было невозможно: у многих это не укладывалось в голове.
В итоге теория турецкого заговора не позволила Еревану быстро отреагировать на предложения о примирении, прозвучавшие в декабре прошлого года.
Несколько месяцев было потеряно.
Но, как говорится, лучше позже, чем никогда.
Внеочередные парламентские выборы в Армении, состоявшиеся в июне этого года, фактически стали неформальным референдумом по вопросам войны и мира. Его результаты стали для сторонников идеи свержения Никола Пашиняна и военного реванша в Карабахе неутешительными.
Выборы показали, что люди хотят выхода страны из изоляции и ее ускоренного развития, а не жизни в условиях осажденной крепости и подготовки к тому, чтобы поднакопить силы и однажды попытаться отвоевать потерянное в Карабахе. Большинству армянского общества это совсем не нужно.
Конечно, это не может не понимать Никол Пашинян. Не случайно вскоре после завершения формирования нового правительства Армении, с начала сентября, из Еревана стали поступать все более настойчивые сигналы о том, что Армения готова начать диалог с Турцией, первым и практическим результатом которого должно стать открытие региональных коммуникаций в регионе. Выступая две недели назад на заседании нового правительства Армении, Никол Пашинян заявил: «Углубление или нормализация отношений с приграничными странами являются важным направлением внешней повестки правительства Армении. В повестке обсуждений с Ираном и Грузией существенную роль играет тема развития региональных коммуникаций. В этом контексте придаю важность проекту Север-Юг, который связывает нашу границу с Ираном с нашей границей с Грузией». По его словам, для Армении «чрезвычайно важно установление железнодорожной связи с Россией и Ираном» и для решения этого вопроса трехсторонняя комиссия Армении, России и Азербайджана обсуждает вопрос открытия коммуникаций.
«Мы решительны настроены приложить усилия на достижение конкретных результатов. Осознаем, что Азербайджан, в свою очередь, ожидает получить связь с Нахичеваном. Мы настроены восстановить мирный процесс с Азербайджаном в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Придаю важность процессу демаркации и делимитации с Азербайджаном, и мы продолжаем работать по созданию необходимых для этого условий», - продолжал Никол Пашинян. При этом он сделал жест в сторону президента Эрдогана, сказав следующее: «В его заявлениях мы видим возможность разговора об урегулировании отношений и задействования армяно-турецкой железной дороги и автодорог. Мы готовы к такому разговору, который на фоне вышесказанного может получить более широкий контекст».
Надо сказать, что эти сигналы не остались незамеченными в Москве. Москва готова и дальше содействовать улучшению отношений Анкары и Еревана, видит положительные сигналы между странами, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. «Мы зафиксировали состоявшийся недавно обмен положительными сигналами между Ереваном и Анкарой. Готовы всячески содействовать сближению двух соседних государств на основе взаимоуважения и на основе учета интересов друг друга», - отметила представитель российского МИДа. По ее словам, налаживание армяно-турецких отношений способствовало бы установлению мира, стабильности и процветания в регионе, особенно на фоне «нормализации азербайджано-армянских отношений в контексте реализации подписанных лидерами России, Азербайджана и Армении заявлений от 9 ноября 2020 года и 11 января 2021 года».
Между тем, накануне своей встречи с российским президентом Владимиром Путиным, намеченной на 29 сентября в Сочи, президент Эрдоган послал еще один позитивный сигнал в адрес союзной России Армении.
«У нас была возможность сотрудничества, которую мы назвали пятью или шестью площадками. В связи с этим мы получили положительные сигналы от премьер-министра Армении Никола Пашиняна. В то же время, мы предпримем определенные шаги в этом направлении», - многозначительно заметил он.
Главный вывод из всего этого можно сформулировать так: вторая попытка нормализации армяно-турецких отношений, в отличие от первой попытки, имеет все шансы не стать фальстартом. Ведь в этом заинтересованы все ключевые внешние игроки и не заинтересованы лишь те силы, как в Армении, так и в России, которым гораздо комфортнее видеть в Турции врага. Но их время проходит - это факт, который не без труда в итоге осознал и премьер Пашинян. Другое дело, что сказав «А» в процессе нормализации на Южном Кавказе, Пашинян должен будет рано или поздно сказать «Б». То есть, Баку. Ведь турецкое-армянское сближение без параллельного сближения Армении и Азербайджана окажется невозможным.