Заявления армянских политиков в День независимости и передачу Азербайджану новых населенных пунктов в Лачине в преддверие встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Брюсселе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Накануне новой встречи лидеров Азербайджана и Армении, намеченной на 31 августа в Брюсселе, в Армении отметили 32-ю годовщину независимости.
Со своими обращениями выступили премьер-министр Пашинян, спикер парламента Ален Симонян, лидеры оппозиции.
Все говорили о том, что считают в этот главный для страны день главным - об армяно-азербайджанском урегулировании, Карабахе, об отношениях с союзниками, включая главного и фактически единственного союзника - Россию. Россия прямо не упоминалась, но все прекрасно понимали, что в рассуждениях о союзниках и об их роли речь в первую очередь идет о ней.
Все эти высказывания и оценки касались тех вопросов, которые уже на днях будут обсуждаться в Брюсселе. Таким образом, 32-й День независимости позволил нам понять, в каком настроении и с какими позициями подходит Ереван к новому раунду переговоров на высшем уровне с Баку, намеченному на последний день этого температурно и политически горячего лета.
Что бросается в глаза?
Настроение в этот национальный праздник было явно не праздничным - внутреннее напряжение, разлитое в речах выступавших, неудовлетворенность, разочарование, сожаление не могли не заметить те, кому были адресованы их послания. Словно это был не День независимости, а какая-то ее тень.
Это стало немного неожиданно. Да, раны войны еще не успели затянуться, горечь поражения еще не ушла. Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. Самое страшное уже случилось и больше не должно случиться. Есть мирные соглашения ноября 2020 года, и они пусть и не так быстро, но выполняются. Помимо встречи двух лидеров в Брюсселе должно состояться новое заседание комиссии по демаркации границы. То есть, вроде бы процесс возвращения к нормальной жизни идет, фундамент для мира построен, остается возвести само здание.
И вот на этом фоне, который, казалось бы, должен был внушать хотя бы сдержанный, но оптимизм, в День независимости премьер-министр делает тревожное заявление. Его смысл сводится к тому, что для независимости Армении по прежнему сохраняются угрозы и за нее все еще нужно бороться:
«Правительство каждый день борется за независимость Республики Армения. Независимость для нас – это безопасность, но призванные обеспечивать эту безопасность международные структуры трещат на наших глазах, и одна из первых трещин, к сожалению, проявилась в Нагорном Карабахе», - констатировал Никол Пашинян.
Какие международные структуры сейчас, в последние дни августа, «трещат по швам на наших глазах» - осталось за скобками. Диалог Еревана и с Москвой, и с Брюсселем, продолжается. В связи с этим можно было бы сказать, что как раз наоборот, именно сейчас эти международные структуры укрепляются. Поскольку происходит движение от войны к миру, а не наоборот. Если Никол Пашинян оплакивает Минскую группу ОБСЕ, считая именно ее той самой международной структурой, которая должна обеспечивать безопасность, то она не трещит, она свое оттрещала, в том смысле, что прекратила свое существование. Умерла так умерла.
Вот еще одно высказывание, которое тоже вызывает вопросы: «Независимость для нас - это крепкие союзнические отношения, но союзники не всегда являются только вашими союзниками, но и союзниками тех, кто против вас», - заявил Никол Пашинян. Опять, в который раз звучит эта печальная нота «но»! Да, но… Заметим, что ни одна страна прямо не упомянута, но мы же понимаем, кого имеет в виду Никол Пашинян, сообщая, что «союзники не всегда являются только вашими союзниками».
Но зачем это - «только вашими»? Неужели должно быть эксклюзивное, монопольное право на союзника?
Почему Россия не может иметь союзнические отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, почему союз с одним непременно должен восприниматься как дружба против другого?
Последним подтверждением того, что у России на Южном Кавказе теперь два союзника, стало поздравление, которое сразу после Дня независимости Армении Владимир Путин направил первому вице-президенту Азербайджана Мехрибан Алиевой по случаю ее Дня рождения. В своем послании он отметил, что «отношения между двумя государствами в этом году вышли на новый уровень союзнических». Это новая реальность, к которой нужно привыкать и принять ее, как данность.
Вообще, если говорить о национальных праздниках - а свои дни независимости во второй половине августа отмечали сразу несколько государств - причем не только на постсоветском пространстве - Индия, Индонезия, то нужно сказать одну общую принципиальную для всех этих событий вещь.
В главный национальный праздник национальные лидеры не только подводят итоги, но и всегда пытаются говорить о достижениях, о возможностях, ресурсах, всегда строят планы и стратегии на будущее. Неужели их у Армении нет?
Возможно, одной из причин непраздничного настроения, было то, что на этой неделе под контроль Азербайджана должны были перейти ряд населенных пунктов в Лачинском коридоре, который связывает Ереван с Карабахом.
Уже в конце недели президент Алиев заявил, «Мы – азербайджанцы вернулись в город Лачин!». То, что передача этих населенных пунктов неизбежна, стало окончательно ясно, когда Баку досрочно построил новую дорогу, после чего Лачинский коридор утратил статус безальтернативного маршрута.
Накануне передачи возникли опасения, что покидающие эти населенные пункты армянские переселенцы начнут поджигать дома, в которых они жили, как это было в декабре 2020 года при передаче под контроль Баку Агдамского и Кельбаджарского районов. Судя по всему, потеря еще нескольких населенных пунктов в Карабахе становится для армянских политиков тяжелым ударом, хотя речь ведь идет не о какой-то аннексии, а о выполнении положений трехстороннего заявления ноября 2020 года.
Все идет по плану, даже с опережением.
Досрочный ввод в эксплуатацию новой дороги показывает, что судорожно цепляться за прошлое - это путь в никуда. Новые реалии становятся все более зримыми.