Феномен тюркоязычного мира как новой геополитической и экономической реальности после 10-го саммита Тюркского совета в Баку осмысляет политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала "Москва-Баку"
Состоявшийся на этой неделе в Баку саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, главной темой которого было объявлено углубление региональной интеграции и всемерное наращивание экономических связей между членами Совета, неожиданно обратил на себя особое внимание в связи со стремительной эскалацией сирийского кризиса на фоне продолжения турецкой военной операции на севере соседнего государства до того, как руководство США и Турции договорились о временном перемирии. Весьма символично, что ставший главным мировым ньюсмейкером президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в эти критически важные для него дни прилетел в Баку. Именно в азербайджанской столице прозвучал его страстный призыв к самым близким Турции тюркоязычным странам и народам услышать голос Анкары и поддержать ее действия.
В заявлениях и действиях турецкого лидера, который был вынужден обсуждать в Баку не только вопросы расширения транспортных коридоров и строительства энергетических объектов, но и проблемы безопасности Турции и соседних государств, на самом деле, не было ничего необычного. Именно так во времена большой смуты или большой беды зовут на помощь ближайших родственников, именно в такие дни наступает понимание того, кто есть кто в современном мире.
В результате азербайджанская столица, как это уже неоднократно случалось ранее, стала не только площадкой для обсуждения перспективных проектов развития торгово-экономического сотрудничества тюркоязычных государств – Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, но и полигоном, на котором в оперативном порядке вырабатывались подходы и механизмы кризисной дипломатии в соседнем, стратегически важном регионе Ближнего Востока.
«Я хочу попросить у вас поддержки и солидарности в вопросе борьбы с терроризмом. Хочу поблагодарить лидеров тюркоязычных государств, которые выразили нам поддержку», -- заявил в Баку Реджеп Тайип Эрдоган. Напомним, что турецкий лидер произносил эти слова в тот момент, когда военная операция Турции на севере Сирии вызвала новый серьезный кризис в отношениях Анкары с США и их союзниками по НАТО.
Требуя сворачивания операции, администрация США ввела санкции против двух министерств и нескольких членов высшего руководства Турции, а также повысила экспортные пошлины на турецкую сталь. В ответ Анкара заявила о том, что не намерена сворачивать операцию, несмотря на усиление давления со стороны западных союзников. Одним из главных последствий новой войны санкций стало сближение Турции с Россией, Азербайджаном и другими ближайшими соседями -- членами Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
Тех государств, с которыми Турция, как и Азербайджан, связана тысячами зримых и незримых нитей единого тюркоязычного мира – политических, экономических, культурных, религиозных, духовных.
«Они думают, что могут управлять международной политикой путем введения санкций, но они не правы. Санкции – это не путь достижения результатов в международной политике», --- предупредил на этой неделе спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп, выразив убежденность в том, что введенные администрацией Трампа карательные меры против Анкары будут иметь обратный эффект.
Между тем, саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Баку со всей очевидностью продемонстрировал, что подобные организации и существуют для того, чтобы минимизировать или свести на нет ущерб от глобальных кризисов и санкционных войн, от шантажа и давления, сторонников которых в современном мире остается немало.
В качестве альтернативы Совет сотрудничества тюркоязычных государств предлагает всемерно расширять взаимовыгодную интеграцию, улучшать инвестиционный климат и повышать конкурентоспособность национальных экономик своих членов. Причем делает это не первый год. Обращаясь к лидерам тюркоязычных государств, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров сформулировал эту задачу так: «Важной составной частью нашей деятельности является разработка экономической повестки Тюркского совета, охватывающей приоритетные отрасли и определяющей практические цели и задачи». По словам азербайджанского министра, «наращивание экономического измерения сотрудничества повысит устойчивость стран-членов Совета против политических и экономических потрясений в мире».
Остановимся на этом подробнее.
Совет сотрудничества тюркоязычных государств был создан ровно десять лет назад -- в октябре 2009 года, когда мир только приходил в себя от еще не забытого глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. Соглашение о создании Тюркского совета было подписано в Нахичевани – автономной республики Азербайджана, где в полной мере можно ощутить то, как бьется сердце большого тюркоязычного мира, понять, чем он дышит.
Спустя десятилетие даже откровенные недоброжелатели не назовут Совет сотрудничества тюркоязычных государств несуществующей организацией или «бумажным тигром». В отличие от изрядного количества различных интеграционных структур, существующих в разных регионах современного мира преимущественно на бумаге, объединение тюркоязычных государств явно находится на подъеме. Хотя и работает Совет без особой шумихи. Так, товарооборот между его членами в настоящее время составляет 7 миллиардов долларов, а после вступления в Совет Узбекистана, который в этом году впервые принимал участие в его работе в качестве полноправного члена, эта цифра, как ожидается, возрастет до 12 миллиардов долларов.
К этому нужно добавить, что общий объем внутреннего валового продукта стран -- участниц Совета составляет около полутора триллионов долларов. Однако существующий огромный потенциал для развития сотрудничества в сферах энергетических проектов, логистики, транспорта, инновационных технологий и туризма, будем откровенны, пока остается неиспользованным.
После того, как в эти дни в Баку была завершена процедура принятия в Тюркский совет Узбекистана, следующей на очереди должна стать Туркмения – еще одно тюркоязычное государство, обладающее одними из крупнейших в мире запасов природного газа и имеющее выход к Каспийскому морю – вместе с Азербайджаном и Казахстаном. Выступая в Баку на заседании глав МИД стран-членов организации, министр иностранных дел председательствующей в Тюркском совете Киргизии Чингиз Айдарбеков выразил надежду на то, что вступление в Совет Туркмении сделает его потенциал еще более внушительным.
А президент Эрдоган в ходе своего пребывания в Баку сказал об этом так: «Очередной саммит Тюркского совета состоится в Турции. Мы будем рады видеть на нем Туркменистан, и тогда все шесть государств одного народа в полном составе будут вместе».
Немалый потенциал роста скрыт во взаимодействии Тюркского Совета и с Евразийским экономическим союзом. Как ожидается, это взаимодействие откроет бизнесменам тюркоязычных государств дополнительную возможность выхода на рынок с населением в 190 миллионов человек.
В связи с этим весьма символично, что пожизненным почетным председателем Совета сотрудничества тюркоязычных государства на саммите в Баку был избран первый президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев, который стал одним из патриархов и архитекторов евразийской и тюркской интеграции.
Предложение избрать Елбасы почетным председателем Совета сделал президент Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев его активно поддержал.
После общения с Ильхамом Алиевым в Баку Нурсултан Назарбаев обратил внимание на еще один важный аспект, наполняющий идею Тюркского совета особым смыслом.
Речь идет об активизации взаимной торговли через Каспий.
«Что касается наших отношений, их надо продолжать. Сейчас возможностей стало больше, но через Каспий торгуем все же мало, хотя рост хороший за прошлый год -- 58%. Поэтому нашим правительствам надо еще поработать – решить, чем торговать, как торговать, что поставлять», -- сказал Нурсултан Назарбаев. И добавил: «Теперь мы можем через вас, через Кавказ выходить в Турцию, Европу, через дорогу Карс-Ахалкалаки».
Таким образом, прошедший в Баку 10-й саммит Тюркского совета продемонстрировал, что новой геополитической и экономической реальностью становится тюркоязычный мир. Входящие в него государства имеют все больше оснований сказать о себе громко, на весь мир: «Тюркские идут!». И есть все основания полагать, что их уже никто не остановит.