AZN = 39.32 RUB
USD = 66.7 RUB
EUR = 75.25 RUB
BRENT = 66.51 USD
Новости дня

Эксперты: Ереван наивно полагает, что Запад будет за свой счет строить дороги через Грузию к армянскому рынку

Эксперты: Ереван наивно полагает, что Запад будет за свой счет строить дороги через Грузию к армянскому рынку

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
13.02.2019 13:00

/upload/iblock/e99/e99cfb3e74a273d0eec32499c7ac9c53.PNG

Глава Минтранса Армении Акоп Аршакян в субботу признался, что в Ереване внимательно следят за ходом переговоров России и Грузии, в центре которых – открытие двух, заброшенных с 90-х годов дорог – автомобильной, которая проходит через Южную Осетию, и железной – через Абхазию. Очередной раунд переговоров состоялся на минувшей неделе и, вопреки ожиданиям ереванской прессы, опять закончился безрезультатно. Видимо, именно по этой причине Аршакян уклонился от рассуждений по сути.

«Скажу только, что этот проект чрезвычайно важен для Армении, – сказал министр. – Тем не менее, чтобы не повредить переговорному процессу, воздержимся от комментариев, с учетом того, что граница не является границей Армении с Грузией или РФ, это граница между двумя иностранными государствами».

Как известно, более 80 процентов грузоперевозок в Армению из России замыкаются на «Верхний Ларс». Этот КПП, расположенный в Северной Осетии на Военно-Грузинской дороге, давно превратился в "бутылочное горлышко" для всей российско-армянской торговли. При этом дорога не только узка, но и сильно зависит от погоды. Так, к примеру, в субботу, «Верхний Ларс» вновь закрылся на полдня под угрозой схода лавин. Соответственно, сотни армянских фур вновь полдня стояли по обе стороны границы.

С экономической точки зрения наиболее выгодным для Армении считается Транскавказская магистраль (Транскам) – автомобильный маршрут из Грузию в Россию, проходящий чуть восточнее, через Южную Осетию. Он длиннее, чем маршрут через Ларс, зато удобнее из-за климатических условий и рельефа.

Ереван уже много лет мечтает о восстановлении движения и по Транскаму, и по железной дороге через Абхазию – по той самой дороге, по которой в советское время поезда курсировали из центральной России в Грузию и Армению.

Москве и Тбилиси открытие обеих дорог экономически выгодно, и вот уже 7 лет они ведут по этому поводу переговоры. Но пока все упирается в политику. Как известно, Абхазия и Южная Осетия де-факто давно вышли из-под контроля Грузии. А в Тбилиси считают: эти две территории «оккупированы российскими войсками».

В результате Армения задыхается в транспортной блокаде. В Ереване надеются, что открытие новых маршрутов позволит ослабить экономическую удавку.

В начале февраля, опираясь на источники в российском правительстве, СМИ сообщили, что на переговорах достигнут прорыв: формальности улажены и запуску дорог больше ничего не препятствует. Ожидалось, что дороги откроются уже чуть ли не в этом месяце. Однако новая встреча эмиссаров России и Грузии на минувшей неделе опять завершилась без зримых результатов. По ее итогам грузинский переговорщик Зураб Абашидзе лишь признал, что в диалоге достигнут «некоторый прогресс», но не более того.

Без названия.jpgЭксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко предполагает, что Еревану придется еще очень долго ждать, прежде чем ослабнет экономическая блокада.

«В последние два года снова произошло резкое ухудшение российско-грузинских отношений, в Тбилиси усилилась партия, которая выступает за взаимодействие с НАТО, а не за нормализацию отношений с Россией, и вопрос о дорогах сам собой отпал. Возобновление движения по этим маршрутам было бы выгодно России, в Тбилиси это понимают, поэтому продолжают блокировать эти дороги», – говорит Фененко в комментарии «Москва-Баку».

На самом деле Армении бы не помешала нормализация отношений с Азербайджаном и Турцией, поскольку тогда у нее появилось бы новое «окно в большой мир», считает политолог.

«Насколько я знаю, Армения даже начала переговоры с Грузией о расширении старых и строительстве новых дорог на Батуми, она пытается выйти из положения вот таким способом. Ереванские политики все время рассчитывают на каких-то мифических инвесторов из Евросоюза, которые якобы мечтают получить доступ к Армении. Ереван наивно считает, что Запад будет за свой счет строить дороги через Грузию ради доступа к армянскому рынку. Правда, зачем это на самом деле нужно Евросоюзу непонятно, учитывая ситуацию с Brexit и франко-итальянским конфликтом. Евросоюзу явно не до Армении, но, тем не менее, такие надежды у многих армян сохраняются», – пояснил Фененко.

«Думаю, Ереван опять ждет большое разочарование, – после всех заявлений премьера Пашиняна и президента Саркисяна о намерении сближаться с Евросоюзом. География распорядилась так, что технической возможности для сближения с Западом у Армении просто нет, – напомнил российский политолог. – Тем временем, соседний Азербайджан может прекрасно наладить с Россией строительство новых дорог, – в частности через Дагестан, где как раз заканчивается строительство нового моста на нашей общей границе».

Действительно, пока армянский министр транспорта уклонялся от расспросов журналистов в Ереване, а сотни армянских дальнобойщиков скучали в огромной заснеженной пробке у Верхнего Ларса, в Баку царил совершенно иной информационный фон. Президент Ильхам Алиев принимал там прибывшего с визитом министра экономики России Максима Орешкина, который курирует сотрудничество с Азербайджаном. Надо сказать, что по пути в Баку Орешкин побывал на границе двух стран – на реке Самур и лично проверил там ход строительства нового пограничного моста. Руководство стройки доложило, что мост готов на 60 процентов и будет сдан ориентировочно к началу ноября.

Принимая гостя из России, Ильхам Алиев подчеркнул, что открытие моста через Самур создаст хорошие возможности для передвижения граждан обеих стран и послужит дальнейшему расширению сотрудничества.

Тем временем эксперты в Баку считают, что соседней Армении никакие новые маршруты все равно не помогут.

ильгар велизаде.jpg«Допустим, откроется дорога через Южную Осетию, которая действительно надежнее, чем дорога через Верхний Ларс. Действительно, зимой или во время весенних и осенних паводков нынешняя трасса часто закрыта – и в такие дни Армения оказывается практически отрезана от внешнего мира. Но дело в том, что Армения оторвана от региональных экономических процессов. Сам по себе армянский рынок сокращается – и это видно по официальной статистике. Идет постоянная убыль и ВВП, и населения. В этом смысле открытие дополнительного маршрута по большому счету ничего не даст, по этой новой дороге все равно будет нечего возить», – сказал порталу «Москва-Баку» руководитель политологического клуба «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде

Армянские политики даже рассчитывают, что новый путь продолжится в Иран, как это было в советское время, когда по этой железнодорожной ветке ходил поезд «Москва-Тегеран», напомнил политолог.

«То есть они мечтают про альтернативный коридор «Север-Юг», но даже если принимать во внимание наличие этих планов, они все равно никак не могут конкурировать с азербайджанским участком коридора «Север-Юг», потому что азербайджанский участок в любом случае остается самым коротким, самым выгодным. Пропускная способность его гораздо больше, чем пропускная способность участка, который проходит по горной местности Грузии и Армении», – отметил Велизаде.

«Вот почему Азербайджан в принципе на эту ситуацию смотрит опосредованно. У Азербайджана есть собственные проекты развития транспортного сектора. Наше сотрудничество с Россией, с Ираном, носит более устойчивый характер. И интересантов проекта «Север-Юг» гораздо больше и они гораздо влиятельнее, чем, скажем, в армянском варианте. И потом наш маршрут все-таки еще и мультимодальный, – это означает перевозки как по железной дороге, так и по автомобильной, и по морскому пути из России в Иран», – перечислил Велизаде.

«Так что это все сказки, которые придумывает армянские эксперты на страницах своих газет и сайтов, утешая своих читателей. Вот, мы сейчас откроем эти новые маршруты и заработаем какие-то баснословные дивиденды. Это все иллюзии», – подытожил бакинский политолог.