AZN = 51.4 RUB
USD = 87.37 RUB
EUR = 94.08 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Если к власти в Армении придет реваншистская оппозиция, эту страну ждут еще большие потери

/upload/iblock/30e/30e5154b1de4332360ba7779acd849c0.jpg

Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» - о том, что будет с Арменией и мирным процессом между Ереваном и Баку, если к власти придет оппозиция во главе с архиепископом Багратом Галстаняном.

- Игорь Юрьевич, армянская оппозиция сегодня снова пыталась протолкнуть в парламенте отставку действующего премьера. Если представить, что оппозиция во главе с архиепископом Багратом Галстаняном все же придет к власти, что тогда ждет Армению и мирный процесс между Ереваном и Баку?

- Начну с того, что пока действующий премьер Армении Никол Пашинян достаточно эффективно все эти годы обнуляет попытки своего смещения. Делает он это и сейчас. Поэтому мы cейчас рассмотрим сценарий из числа возможных, но малореализумых: если бы сегодняшняя оппозиция во главе с архиепископом Багратом Галстаняном пришла к власти. При таком сценарии отстранение Пашиняна станет означать, что этот человек в рясе будет, как он того желает, исполнять обязанности премьер-министра. Следовательно он будет непосредственным руководителем страны. Понятно, что при таком раскладе те или иные акторы, в том числе из «карабахского клана», которые его сегодня поддерживают, рассчитывают получить в его правительстве посты.

Потенциальный приход к власти оппозиции будет совершенно однозначно означать остановку мирного процесса с Азербайджаном, поскольку Баграт Галстанян и его окружение говорят о том, что происходит «национальное предательство» и «сдача территорий», пугают тем, что от Армении ничего не останется, что Пашинян «служит» Азербайджану, называют Пашиняна турком. Хотя Азербайджану просто возвращены его же территории. И так просто элементарно восстановлена справедливость. Но оппозицию это абсолютно не волнует. Поэтому если они придут к власти, то процесс делимитации и демаркации границы также будет прекращен. Видели, как Баграт Галстанян неоднократно делал хамские заявления в адрес высшего руководства Азербайджана. Очевидно, что Галстанян недоговороспособен. Он ставленник Армянской апостольской церкви, а также глобальных армянских элит, диаспор. Баграт Галстанян – это символ реванша Армении по отношению к Азербайджану.

Но на практике Армения не в состоянии добиться реванша военным путем. Если Армения намерена развязать, как это было раньше, серию военных провокаций (а это не исключено), то ситуация на «земле» между Азербайджаном и Арменией вновь выльется в острую фазу конфликта. Инициатором выступит именно Армения, поскольку Азербайджану никакие конфликты не нужны – он восстановил свой суверенитет. А у Армении есть исторические территориальные претензии к Азербайджану. И Турции. И оппозиция эту идею вновь пытается актуализировать, заявляя о потенциальном возвращении в Карабах, рассуждая о его потере и тем самым провоцируя армянской население к тому, чтобы у него возникало некое чувство якобы несправедливости. Вчера на митинге оппозиция сделала на здании правительства проекцию Арарата – горы Агрыдаг. Оппозиция выступает источником агрессии. Но такая агрессия приведет к полномасштабным боевым действиям. А в этом случае допускаю, что Армения может потерять Зангезур. Воевать за Армению никто не будет. Думаю, Макрон, несмотря на свои обещания, как и Евросоюз, как и США, ничего делать для Еревана серьезно не будут, только предпринимать политические усилия. Наблюдательная миссия Евросоюза разбежится, как только Армения при оппозиции, желающей реванша, спровоцирует военный конфликт, постарается как можно быстрее эвакуироваться с армянской территории к себе на родину. Армения потеряет часть территории.

Оппозиция во главе с Багратом Галстаняном – это те, кто не задумывается о страшных последствиях, которые могут ждать страну, если они придут к власти. Они, видимо, в жажде власти, живут в своем каком-то мире, не мыслят здраво. Кто будет воевать за Армению? Россия этого делать не будет. Армения заморозила свое участие в ОДКБ, не платит взносы в структуру, cближается с Западом и властями Украины.

Ну пусть оппозиционная реваншистская толпа, которая каждый день от нечего делать выходит на улицы, идет и сама воюет добровольцами. Армению при потенциальном приходе к власти реваншистской оппозиции ждет новый крах, новый военно-политический разгром и капитуляция с потерей части территории. Агрессор всегда платит территориальной потерей.

- Архиепископ никак не представлен какой-либо силой в парламенте. Как он планирует прийти к этой самой власти?

- Они думаю, что смогут прийти к власти по варианту Пашиняна образца 2018 года. Рассчитывают, что действующая власть уйдет в отставку. Дальше сторонники Галстаняна устроят ему новые выборы. Что это будет за власть из группы клерикалов?! Какую модель правления он cделает? Что, будет верховным, духовным лидером, смотрящим?

Он насильственно формирует в народе впечатление, что якобы вернет потерянные территории. Что он, начнет войну за Карабах? Нет, Карабах – это общепризнанная территория Азербайджана. Начнет боевые действия на делимитированных участках границы? Это будет означать большую войну. Азербайджан после Второй Карабахской войны дополнительно провел существенную модернизацию своих вооруженных сил и продолжает это делать. В азербайджанской армии сегодня сильные фигуры - как бывший командующий силами специального назначения, взявший Шушу, сейчас он замминистра обороны – командующий сухопутными войсками. Ряд других лиц, которые реально воевали и достигли успехов, продвинуты. А кто будет руководить армией Армении? Кто будет воевать? Оппозиционеры в парламенте? Эти люди могут только бросаться бутылками в своих оппонентов. Или может быть армянские лоббисты, которые из-за рубежа захлебываются от слюны и желчи?

Для Армении как страны самое здоровое и реальное, особенно на фоне того, что она постоянно находится в перманентной турбулентности, - это успокоение, конструктивные шаги по миру с Азербайджаном, экономическое развитие. А Пашинян это как раз и делает – хорошо ли, плохо ли, медленно ли, но делает. А оппозиция снова мыслит категориями «Великой Армении», Миацума. Я бы сказал, что это даже диагноз. Потому что есть реалии на «земле», есть реалии в мире. И ты можешь пыжиться, а результат-то какой? Армения – маленькая горная страна без ресурсов. Ей предлагают мир. А оппозиция, вместо того, чтобы двигаться вперед и развивать страну, хочет ее отбросить назад, отправить простых людей на войну и окончательно развалить страну.

Таскать каштаны из огня за Армению никто не будет. Ни Франция, ни США, ни все те, кто сегодня из НАТО занимается реформой армянской армии. Оппозиция оторвана от действительности. Можно мечтать о чем угодно.

- Как Россия смотрит на ситуацию с оппозицией?

- Проблемы Армении власти России сегодня, мягко говоря, интересуют не в первую, не во вторую и даже не в третью очередь. У РФ гораздо более важные и масштабные задачи. Первая из них – это специальная военная операция. Вторая – это взаимодействие со странами Глобального Юга для создания мощной антизападной коалиции, обеспечение устойчивости экономики и так далее. Поэтому если кто-то смотрит на ситуацию в Армении, то наблюдают с точки зрения: а что там получится? А ничего у оппозиции не получается. Рожденный ползать летать не может. Если бы у оппозиции был потенциал, соответствующие настроения в армянском обществе, то сейчас бы в кресле премьер-министр Армении сидел «лиловый» человек в рясе с крестом. А если он до сих пор в нем не сидит, значит сидеть он там не будет. Будет только бродить по улицам Еревана, других городов, провоцировать толпу. А результат будет нулевым. Пашиняна уже много раз пытались снести, но пока так ничего и не вышло. Я говорю это исключительно исходя из объективной констатации фактов.

Пашинян – легитимный глава государства, с ним надо разговаривать, обсуждать проблемные вопросы. Нужна мягкая сила, а не вот это то, что мы видим сейчас в российском медиапространстве, когда постоянно звучат оскорбления от дутых персонажей. Нужно работать с политологическим сообществом Армении. Нужно работать с армянскими элитами, а не теми, кто вечно пытается столкнуть Россию и Азербайджан ради Армении. Их уже никогда не переделать. Это ни к чему хорошему нас не приведет. Они как эта самая армянская оппозиция. Мы рискуем наступить на те же грабли, на которые наступили с Украиной, Молдавией.

- На прошлой неделе президент Азербайджана заявил, что мирного соглашения с Ереваном не будет, пока из Конституции не будут исключены территориальные претензии к Азербайджану. Если учитывать, что и Баку, и Ереван утверждают, что возможно подписать мир до ноября, а от Армении по вопросу изменения конституции – ни слухом, ни духом, что это значит?

- Дело в том, что армянская конституция содержит прямые отсылки к документам, в которых содержатся территориальные претензии к Азербайджану. Допустим, подпишет Пашинян мирный договор с Азербайджаном, а потом придут к власти в Армении какие-то силы реванша, аннулируют все, заручившись решением Конституционного суда Армении, и снова замаячит реверс большой войны. Цель руководства Азербайджана – не дать в будущем никакой легитимной возможности вновь выдвигать Армении территориальные претензии. И это справедливое требование. Мне кажется и сами армяне это понимают.

Нужно четко зафиксировать, что у Азербайджана в Конституции нет территориальных претензий к Армении. А у Армении они есть.

Втихую у Пашиняна поменять конституцию не получится. Должен быть назначен референдум.

Равновероятно дальнейшее развитие в этой связи как благоприятного, так и негативного сценария. Пока премьер, видимо, не хочет поднимать данный вопрос ввиду турбулентности. Хотя до недавнего времени действительно заявлял, что конституцию менять надо. А сейчас затих.

Если идти по пути мира, Армения должна понимать, что конституцию менять надо. Думаю, что Пашинян это понимает. Но политические обстоятельства и конъюнктура могут идти вопреки логике. Ведь для действующего премьера главное – сохранить личную власть. Уходить из власти ни Пашинян, ни его команда не хотят.

Я исхожу из двух факторов в вопросе перспектив изменения Конституции: в самые критические моменты Пашинян сумел "пройти между струйками дождя, не замочив ноги". Никто этого не ожидал. Как, что – это, - наверное, тема отдельного большого политического исследования. Он удержался у власти. Значит у него есть определенный потенциал.

Он понимает, что нужно отказаться от мифов и двигаться к реальной Армении. И он призывает признать реальную Армению, отталкиваясь от признанных границ и реалий и двигаться дальше. А противостоящий ему оппозиционный лагерь говорит, что нет, мы должны быть снова «великими», нужно дальше соседям предъявлять претензии, нужно снова вернуть утраченное и т.д. Поэтому выбор у народа Армении очень прост – между миром и спокойной жизнью и между войной и отсутствием перспектив экономического и социального развития.