Эскалацию в российско-армянских отношениях и подрывную роль Франции, раскачивающей ситуацию на Южном Кавказе, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Значение многих вещей и их настоящую цену - идет ли речь о прочности отношений или о нашей способности следовать своим принципам и не сходить с избранного пути, мы узнаем только в экстремальных ситуациях, в моменты критических испытаний. Отсюда возникло понятие краш-тест - испытание машины, позволяющее понять, какой удар она может выдержать.
Таким краш-тестом в условиях экстремальных нагрузок, которым подвергается международная система безопасности, становятся в эти дни и отношения между бывшими советскими республиками и их связи с внешним миром - с Востоком и Западом. В полной мере все это относится и к трем государствам Южного Кавказа - Армении, Азербайджану и Грузии, по разному демонстрирующим способность не поступаться принципами. Или напротив, срочно переобуваться в воздухе, чтобы пройти по натянутому над геополитической пропастью канату.
Именно это происходит сегодня в российско-армянских отношениях, не выдерживающих перегрузки борьбы за сферы влияния в регионе, в который внезапно ринулись мировые державы, в отличие от России, ранее не проявлявшие к Южному Кавказу особого интереса.
В новой геополитической реальности процесс отдаления Армении от России, а заодно от альянсов, в которые пока еще входят обе эти две страны, приобретает ураганный характер, и мы не успеваем следить за стремительно меняющимися новостями.
На этой неделе Никол Пашинян вновь шокировал Москву, что он, впрочем, делал и до этого, заявив, что Армении следует максимально широко обсудить последнюю резолюцию Европарламента. Напомню, что на днях в Европарламенте, в стенах которого собралось максимальное количество русофобов, как впрочем, и азербайджанофобов, в пику Москве и в назидание другим бывшим советским республикам предложили рассмотреть возможность предоставления Армении статуса страны-кандидата в члены ЕС. Как заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян, учитывая все вызовы, с которыми сталкивается Ереван в последние годы, в Армении появилась идея членства в ЕС, а у ее народа «возникли европейские устремления».
К сообщению о включении Армении в список стран, перед которыми помахали европейской морковкой или брюссельской капустой, примыкает блок новостей об обрушении отношений с Россией и Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На прошлой неделе армянские власти заявили, что российские пограничники должны покинуть аэропорт Звартноц, после чего в Москве предупредили, что Армения может повторить судьбу Украины. Однако это не остановило Никола Пашинян, который еще в феврале объявил о заморозке членства Еревана в ОДКБ, а на этой неделе развил эту скандальную тему.
На пресс-конференции в армянской столице он фактически выдвинул ОДКБ ультиматум, который можно назвать и открытым шантажом. Как следует из заявления Никола Пашиняна, Ереван уже не просто замораживает свое членство в ОДКБ, а может вообще из нее выйти, если организация не ответит на вопрос о зоне своей ответственности. Понятно, что это заведомо невыполнимое требование, поскольку все ответы и разъяснения были давно и не раз даны руководством организации.
Заведомо невыполнимое требование выдвигают тогда, когда ищут предлог или повод для того, чтобы оправдать свое решение, которое уже принято. Не удивительно, что официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала риторику армянских властей по теме ОДКБ «оскорбительной».
Как следует из ее заявления, продолжение нынешнего курса Армении может нанести непоправимый ущерб все еще союзническим отношениям Москвы и Еревана, создать серьезные риски для ее суверенитета, окончательно разрушив существующие механизмы обеспечения безопасности, а также отразиться на перспективах социально-экономического развития страны. При этом она прямо указала на то, что российская сторона отчетливо понимает уровень давления на Ереван со стороны западных стран в их стремлении расшатать ситуацию в регионе и использовать Армению в качестве плацдарма против России на Южном Кавказе.
В заявлении Марии Захаровой обращает на себя внимание еще один аспект, на котором необходимо остановиться более подробно, чтобы вскрыть генезис этого антироссийского курса Еревана, проще говоря, понять, откуда ноги растут, пытающиеся увести Армению подальше от России.
Единственной западной страной, о деструктивной роли которой Мария Захарова заговорила особо, стала Франция. По ее словам, в Ереване, разворачиваясь в сторону Франции и наращивая с ней военно-техническое сотрудничество, не осознают ни истинных намерений новых французских покровителей, ни рисков от расширения их военного присутствия в регионе.
Москва же напоминает Еревану, что наивно верить в покровительство Парижа как в новый гарант безопасности Армении. Если бы такие возможности у Франции были, она бы применила их в тех странах, в которых у нее были контрактные обязательства. Речь идет об африканском континенте.
Но миссия Франции в этих странах с треском провалилась.
Надо сказать, что обсуждение подрывной роли Франции на Южном Кавказе во многом дает ключ к пониманию того, почему так откровенно вызывающе ведет себя по отношению к Москве и Баку Ереван. Антиазербайджанский курс президента Макрона стал, что называется, притчей во языцех, о чем мы говорили не раз.
Но ситуация развивается и роль Парижа для Москвы и Баку становится все более зловещей, если мы посмотрим на динамику ситуации. Мы видим то, что президент Макрон, взбудораживший мир призывом отправить войска западных союзников на Украину, полон решимости открыть еще один, второй фронт, но на этот раз не в Европе, а в другом стратегически важном регионе.
События на Южном Кавказе, где из Армении сегодня спешат слепить «на французской коленке» еще одну антироссийскую Украину, полны собственного внутреннего драматизма и, как мы видим, события эти чреваты новым геополитическим взрывом, о чем предупреждает Москва.
К такому выводу подталкивают события последних дней и недель, выстраивающиеся в одну причинно-следственную связь.
Ответить на вопрос - причем здесь Франция и Макрон, не составит большого труда. Все лежит на поверхности.
В конце февраля Никол Пашинян посетил Париж, назвав свою встречу с президентом Макроном «прекрасной» и пригласив в Ереван французского премьера Габриэля Атталя.
Сразу после этого в Ереван прилетел министр обороны Франции Себастьян Лекорно. В ходе встречи с ним министр обороны Армении Сурен Папикян заявил о том, что в оборонном сотрудничестве у Еревана нет никаких табу. Отвечая на вопрос, не противоречит ли оборонное сотрудничество с Францией взаимодействию с Россией, глава Минобороны Армении заявил, что такое сотрудничество - суверенное право Армении и только Ереван будет решать, с кем и как выстраивать отношения.
Уже на этой неделе президент Макрон оказался в центре нового скандала. Накануне президентских выборов в России он дал интервью французским телеканалам, в котором разразился новыми антироссийскими тирадами и дал понять, что не отказался от идеи направить свои войска на Украину. И это при том, что эту идею мало кто поддержал даже из западных союзников,
По словам Ильхама Алиева, все это происходит в стране, которая претендует на роль не только политического, но и морального лидера демократического мира. Получается, что такими действиями, как месть памятнику выдающейся азербайджанской поэтессы, Париж пытается наказать Баку за восстановление территориальной целостности страны.
И вот на фоне всех этих событий главным партнером в области безопасности в Ереване сегодня с гордостью называют не Россию, а Францию. Как заявил на днях глава Совбеза Армении Армен Григорян, Париж поставляет Еревану «первоклассное вооружение». Зачем оно Армении, с кем готовится воевать?
Угадайте с трех раз, даже с одного раза.
В общем, формирование второго фронта Макрона, призванного попытаться выдавить Россию из Южного Кавказа, а также не дать Азербайджану добиться долгосрочной нормализации с Арменией, не позволить ему развернуться в полную силу у себя дома, в своем родном регионе, в зоне своих стратегических интересов, идет семимильными шагами. Это и есть то самое испытание на прочность, которое готовят сегодня Париж и Запад Москве и Баку. Мы то выдержим, а вот выдержат ли они - на этот счет есть большие сомнения.
Ведь демонстрируя, что для Еревана перестала быть ценной евразийская интеграция, дающая многочисленные конкретные преференции, Армения рискует выпасть из этого процесса и механизмов сотрудничества. В то же время, европейская интеграция это некая расплывчатая условность, которая не сулит в ближайшее время никаких дивидендов, а может и вовсе не состояться. В итоге Армения может утратить ту точку опоры, которая была для нее ключевой с момента провозглашения независимого армянского государства. Можно ли пускаться в авантюры создающие риск для армянского суверенитета. Зачем Армении этот краш-тест? В первую очередь, этот вопрос должны задать себе в Ереване и честно на него ответить.
Ответить пока не поздно, не заигрываясь с огнем.