Реализуемую руководством Армении стратегию развития страны, направленную на реализацию «европейской мечты» и уход от России и союзников по ОДКБ, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"
Народ Армении больше не желает бороться, страдать и выживать. Народ Армении хочет просто жить!
Такое неожиданное признание сделал на этой неделе премьер-министр Пашинян. По его словам, на новом этапе государство должно перестать быть «инструментом вечной борьбы» и превратиться в «инструмент обеспечения жизни, счастья, свободы, безопасности и благосостояния».
Откровения армянского премьера о том, что надо прекращать выживать и начинать искать радости спокойной, безбедной и безопасной жизни прозвучали на встрече с руководством правящей партии «Гражданский договор» и стали иллюстрацией его концепции «реальной Армении». Эту свою концепцию Пашинян противопоставляет концепции «исторической Армении» своих оппонентов - страны мифов об армянском величии, освященном веками со времен Ноева ковчега.
Однако какое конкретное содержание вкладывает нынешнее армянское руководство в концепцию будущей счастливой жизни? Каким должно стать ее наполнение?
Последние события указывают на то, что под счастливой жизнью власти в Ереване понимают жизнь в так сказать, «европейской семье народов», где, как они считают, Армении самое место и где, исключительно по их мнению, Армению давно очень ждут. Поэтому самое главное сегодня -- сделать так, чтобы желание шагнуть в счастливое европейское завтра как можно скорее подтвердил сам армянский народ.
В марте этого года Европарламент в самом деле принял резолюцию, допускающую предоставление Армении статуса страны-кандидата, который ранее обрели такие постсоветские страны, как Грузия, Молдавия и Украина. С двумя последними ЕС запустил переговоры о членстве. Однако решения в Евросоюзе принимаются не в Европарламенте, который может только что-то рекомендовать, а на саммитах ЕС. Подвесить морковку воображаемого членства перед доверчивым постсоветским осликом или лошадкой -- это такая уловка, к которой в Европе прибегали не раз. Вон Турция ходит в вечных студентах евроинтеграции не одно десятилетие -- и что толку.
Тем не менее, посетивший на этой неделе Латвию спикер парламента Армении Ален Симоньян заявил, что в его стране уже в ближайшем будущем пройдет референдум о присоединении к Европейскому союзу. Он верен в том, что армянский народ выберет евроинтеграцию. В интервью местным СМИ Ален Симонян заверил, что Ереван разделяет ценности Латвии и членов ЕС. Поэтому, по его словам, Армении нужна поддержка, чтобы стать полноценным членом Евросоюза. А еще он выразил мнение о том, что происходящее в регионе -- это, как он сказал, «та же история, что на Украине, просто действующие лица чуть другие».
Но как запустить процесс евроинтеграции прямло сейчас, когда референдум в Армении еще не состоялся?
Способ есть только один -- настойчиво демонстрировать готовность стать еще одной анти-Россией, вместе с упомянутой Симоняном Украиной. Это обязательная и главная часть домашней работы в начальном классе «европейской демократии».
По итогам встречи с Аленом Симоняном спикер сейма Латвии Дайга Миериня не скрывала своего удовлетворения: дескать, верной дорогой идет Ереван! По ее словам, она говорила со своим коллегой о том, что Армения находится на пути в Евросоюз. И поэтому хочет выйти из ОДКБ во главе с Россией. «Также Армения информировала нас, что российские военные постепенно выходят из страны», - перечисляла достижения Еревана на пути евроинтеграции спикер латвийского парламента.
Если более внимательно посмотреть на географию последних визитов представителей армянского руководства, то бросается в глаза, что местом демонстрации своих европейских чаяний они избрали не просто Европу, а Прибалтику.
То есть, ту часть Евросоюза, которая внутри ЕС, в отличие от Венгрии, Словакии и ряда других стран с более умеренным подходом занимает самую непримиримую, самую радикальную позицию по отношению к Москве. Это та часть Европы, где ненависть к России и всему русскому просто зашкаливает и на каждом шагу приобретает уродливо-иррациональные формы.
В то время как Ален Симонян отправился в Латвию, глава МИД Армении Арарат Мирзоян устремился вначале в Литву, а затем в Эстонию. Темой переговоров в Вильнюсе стала все та же евроинтеграция. И, наконец, об этом шла речь и в Эстонии.
В Таллине Арарат Мирзоян рассуждал от некой широкой мозаике партнерства с ЕС, благодарил за поддержку европейских устремлений Армении. Кроме того, он сообщил о том, что ценит участие Эстонии в мониторинговой миссии ЕС в Армении.
Напомню, что в Москве и Баку считают эту миссию никакой не мониторинговой, а военно-полицейской, играющей деструктивную роль на Южном Кавказе.
«Надеемся, что совместными усилиями мы вскоре достигнем новых важных рубежей»,-- заверил Арарат Мирзоян.
Что же это будут за такие «важные рубежи», к которым союзница России Армения рвется вместе с Прибалтикой?
Вопрос вовсе не риторический, учитывая, что новое лицо европейской дипломатии будет прибалтийским. После недавних выборов в Европарламент в руководстве ЕС грядет большая ротация. В ходе перестановок в Брюсселе уходящего Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля сменит премьер-министр Эстонии Кая Каллас, известная своей еще более агрессивной позицией по отношению к Москве, чем Боррель.
И вот в стране будущего главы европейской дипломатии глава армянской дипломатии играет на опережение, взывая: возьмите нас в Европу, готовы встать под ваши знамена!
При этом нужно отметить, что Армения, судя по всему, считает для себя возможным в будущем пытаться сидеть на двух стульях, интегрироваться в ЕС и сохранять для себя преимущества членства в Евразийском экономическом союзе, в который она вступила еще в 2013 году.
Однако возможно ли это - сидеть на двух стульях?
Вице-премьер России Алексей Оверчук, курирующий постсоветское пространство, выступая на этой неделе в Москве на научно-экспертном форуме «Примаковские чтения», дал на это четкий и недвусмысленный ответ: «Нет, это невозможно».
По его словам, в Москве не намерены закрывать глаза на то, что сегодня политический вектор Армении все больше и больше склоняется в сторону Запада, в связи с чем нужно раз и навсегда уяснить себе, что ЕС и ЕАЭС -- «вещи несовместимые».
Те выгоды, которые какая-то страна получает от близости с Россией, это и плата России за свою безопасность. Поэтому приход в Армению внерегиональных игроков будет, конечно, иметь последствия для ее отношений с Москвой.
Добавим, что ситуация в российско-армянских отношениях, если говорить об их разных направлениях, выглядит парадоксальной. В то время как на уровне высшего руководства наблюдается резкое повышение градуса антироссийской риторики и растет число демонстративных жестов, вроде объявленного на этой неделе решения не подписывать бюджет Организации договора о коллективной безопасности на 2024 год, на уровне деловых связей ситуация выглядит принципиально иначе.
Торгово-экономические связи России и Армении развиваются очень интенсивно, в особенности после начала специальной военной операции на Украине. Товарооборот двух стран составляет 7,3 миллиарда долларов, при этом на экспорт из Армении в Россию приходится 3,5 миллиарда. Это ощутимо больше, чем до начала провозглашенной евроинтеграции Еревана.
В целом, армянский бизнес очень прагматично относится к отношениям с Россией, демонстрируя заинтересованность в их развитии и использовании тех преимуществ, которые дает членство в Евразийском экономическом союзе.
И вообще, именно в этом году Армения занимает пост председателя Евразийского экономического союза, что делает ситуацию еще более парадоксальной, если не сказать абсурдной.
Как бы то ни было, но выгоды от членства Армении в Евразийском экономическом союзе неоспоримы и ставить под удар возможность его сохранения - все равно, что рубить сук, на котором сидишь. По итогам 2023 года рост товарооборота Армении со странами ЕАЭС превысил 40% .
Добавим, что можно посмотреть на пример соседней Грузии, которая не отрывалась от российского рынка даже в период правления президента Саакашвили. В Тбилиси прекрасно понимают, что такой шаг привел бы к экономическому коллапсу.
Однако дипломатический марш-бросок Еревана в Европу - поближе к Евросоюзу и такое же дипломатическое бегство от Москвы и союзников на постсоветском пространстве, которых обвиняют во всех бедах Армении -- это два параллельных процесса, две стороны одной медали. Два слагаемых той самой будущей воображаемой счастливой жизни армянского народа, как ее представляют себе Никол Пашинян и его окружение.
И, наконец, такому провозглашенному армянскому счастью по-прежнему мешает Азербайджан. На встрече с руководством партии власти, в ходе которой он призвал больше не бороться, а просто жить, Никол Пашинян сообщил, что внешний вызов идеологии нормальной жизни Армении связан с Азербайджаном
По его словам, Азербайджан заявляет: «Вы не давали мне жить 30 лет, теперь я не дам вам жить и буду мстить».
Вот такое своеобразное понимание миссии Баку - мстить Еревану - демонстрируется на фоне заявлений о том, что работа над текстом мирного договора вышла на финишную прямую.
Между тем, с этим «просто жить» Никола Пашиняна все складывается очень даже непросто. Москва и Баку, от отношений с которым в первую очередь зависит будущее Армении и качество жизни ее народа -- именно жизни, а не существования, видятся в Ереване источниками проблем и угроз. И напротив, ложный нереализуемый европейский выбор принят за чистую монету. Вот такие они, слагаемые будущего армянского счастья-несчастья.