AZN = 37.69 RUB
USD = 63.95 RUB
EUR = 72.36 RUB
BRENT = 71.95 USD
Новости дня

Ильхам Алиев: Мы предпримем все усилия для восстановления территориальной целостности страны (видео)

Ильхам Алиев: Мы предпримем все усилия для восстановления территориальной целостности страны (видео)

"Москва-Баку"
12.02.2019 15:49

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 12 февраля дал обширное интервью руководителю телеканала Real Миршахину Агаеву. АЗЕРТАДЖ предлагает вниманию данное интервью.

- Господин Президент, выражаю Вам признательность за то, что выделили время для интервью и приняли нас. Мы воспринимаем это как Ваше внимание к азербайджанской печати, медиа, благодарю.

- Спасибо. Вы знаете, что я всегда оказывал большую поддержку азербайджанским медиа. Наглядным подтверждением этого являются мои многочисленные встречи с представителями медиа, и я всегда старался своей работой оказывать поддержку развитию медиа. Рад, что сегодня азербайджанские медиа играют важную роль в жизни нашей страны. Могу сказать, что и я в своей работе ссылаюсь на новости, получаемые из медиа, порой узнаю из медиа о многих вопросах, мгновенно реагирую на них. Я несколько раз высказывал свои мысли об этом, и считаю, что в будущем азербайджанские медиа будут играть еще большую роль в жизни нашей страны.

Должен также отметить, что иногда задают вопрос: почему Президент дает интервью большей частью иностранным медиа? Тому имеются две причины. Хотел бы высказать свое мнение и по этому поводу, чтобы это знали и азербайджанские медиа. Во-первых, доведение правды об Азербайджане до мира сегодня является вопросом, имеющим особое значение. Потому что сегодня в мире идет информационная борьба. В ряде случаев против Азербайджана выдвигаются крайне необоснованные обвинения, публикуется предвзятая, сфальсифицированная информация. Цель этого – нанести удар по имиджу нашей страны, заставить ее свернуть с пути развития, независимости и преподнести Азербайджан как отсталую страну. Поэтому наше присутствие в иностранных медиа, доведение нашей позиции имеют особое значение. То есть всей этой пропаганде против нас мы противопоставляем свои реалии, популяризируем Азербайджан как современное, сильное государство и доводим правду о стране. Это - первая причина. Вторая причина заключается в том, что я регулярно в различных форматах высказываю свое мнение о проводимой в стране работе. Многие мои выступления носят характер отчета. На регулярно проводимых заседаниях Кабинета Министров дается оценка проделанной работе, а самое главное - говорится о предстоящих делах. На мероприятиях, связанных с исполнением программ регионального развития, очень четко излагаются мысли о предстоящей в течение года работе. Таким образом, граждане Азербайджана слышат от меня, какая работа проделана, где мы добились успехов, где пока еще есть нерешенные проблемы, просчеты, в то же время высказываются мысли о предстоящей работе. Я регулярно довожу свои мысли по различным темам. Еще раз говорю, это – выступления, носящие отчетный характер, в то же время они связаны с предстоящей работой, направлениями. Поэтому в связи с данным вопросом существуют два фактора, и мне хотелось бы, чтобы азербайджанская пресса знала это. Но в то же время наше сегодняшнее интервью показывает, что я всегда был открыт для азербайджанской прессы, так будет и впредь.

- Благодарю, господин Президент, мы чувствуем и ценим это. Надеюсь, что эта традиция будет продолжаться.

2019 год в Азербайджане начался новой и более широкомасштабной волной реформ. Мы называем сферу охвата и основные цели реформ по сути революционными. По-Вашему, не ошибаемся?

- Я считаю, что вы пришли к такому выводу, проведя очень правильный анализ. Действительно, с 2019 года начинается новый этап наших реформ. И это естественно, так как на состоявшихся в прошлом году президентских выборах азербайджанский народ вновь оказал мне большое доверие, и я пошел на эти выборы с повесткой реформ. Естественно, со второй половины прошлого года была проделана широкомасштабная работа, связанная с уточнением, определением и последовательностью реформ, и с начала нынешнего года был дан старт новым реформам.

Должен также сказать, что в Азербайджане реформы проводятся регулярно. Их основу заложил в 1993 году великий лидер Гейдар Алиев. Именно с того года Азербайджан вступил в период стабильности и развития. Если вспомним те годы, то увидим, что самые большие политические реформы связаны с именем Гейдара Алиева. До того, как он пришел к власти, в Азербайджане существовала цензура. Вы тоже в то время как молодой журналист работали в условиях цензуры. Отмена цензуры стала очень серьезной реформой, проведенной Гейдаром Алиевым. Были проведены широкомасштабные реформы в деле привлечения инвестиций в Азербайджан, привлечения иностранных инвестиций. «Контракт века» - в то время на постсоветском пространстве не было ничего, что могло бы сравниться с этим. Эти реформы были проведены именно по инициативе Гейдара Алиева. Земельная реформа, в чем мы и сегодня идем по намеченному им пути, фермеры в Азербайджане не платят никаких налогов, кроме земельного. Не знаю, в какой еще стране мира можно увидеть нечто подобное? Проведены экономические реформы.

С 2003 года начался новый этап реформ, считаю, что в то время самой большой реформой стало принятие Государственной программы социально-экономического развития регионов, потому что она позволила нам определить стратегию развития страны по различным направлениям и в короткий срок добиться результатов в деле создания мощной инфраструктурной базы. Если вы помните те годы, в то время мы сильно отставали с точки зрения инфраструктуры. Были большие проблемы с электроэнергией, перебои, электричество подавалось по часам. Сегодня Азербайджан не только обеспечивает себя, но и экспортирует электроэнергию в большом объеме. В регионах не было газоснабжения. В Баку газоснабжение находилось на уровне примерно 50 процентов. Сегодня природный газ подается в самые отдаленные районы, которые даже в советское время не были газифицированы, уровень газификации достиг 95 процентов. Большое значение имеет реализация проектов питьевой воды, это – важный социальный вопрос. В 2003 году постоянное обеспечение качественной питьевой водой составляло всего 20 процентов. Сегодня этот показатель достиг 70 процентов. Правда, и 70 процентов не могут нас устроить. В Баку он превышает 80 процентов. Но это была большая реформа. Что касается других инфраструктурных проектов, то, к примеру, мы уже несколько лет оказываем 5 миллионам человек услуги по бесплатному медицинскому обследованию. За счет чего это стало возможным? За счет того, что в последние годы повсюду в нашей стране были созданы современные больницы, диагностические центры. То есть, такая возможность создана для того, чтобы сегодня мы использовали ее. Реформы, проведенные в экономической сфере, реформы, связанные с диверсификацией экономики страны, способствовали возникновению этих новых реалий.

Впервые мы попали в отчет Doing Business Всемирного банка в 2006 году. В то время мы занимали примерно 90-е, 95-е или 96-е место. Сегодня мы находимся на 25-м месте. Это – серьезная реформа. Это – революционная реформа, направленная на улучшение бизнес-среды, создание новых возможностей для инвестирования. Обратите внимание, мы опережаем многие развитые страны. Это очень серьезный вопрос. Поэтому нынешний этап реформ является логическим результатом реформ, проведенных в предыдущие периоды. А сегодня перед нами стоят новые задачи, новые вызовы. Мир меняется, происходящие на планете процессы вызывают беспокойство. Как видно, принципы международного права уже не играют особо большой роли. Поэтому каждая страна должна стараться максимально рассчитывать на собственные ресурсы. На самом деле мы уже много лет проводили эту политику. Основная цель заключалась в том, чтобы ни от кого не зависеть в экономическом отношении. Добившись экономической независимости, мы, конечно, увереннее предпринимаем политические шаги и в большей степени защищаем интересы нашей страны.

Поэтому основная цель начавшихся с 2019 года реформ – превратить Азербайджан в современную, развивающуюся, а в будущем – в развитую страну, устранить имеющиеся в стране недостатки, полностью исключить из повестки беспокоящие граждан проблемы, улучшить благосостояние людей, построить более сильное, могущественное государство. Мы проводим целенаправленную, всестороннюю политику в этом направлении, и укрепляем наши международные позиции, и выступаем с инициативами регионального сотрудничества. Сегодня Азербайджан превратился в транспортный центр Евразии. То есть, не в один из транспортных центров, а именно в транспортный центр, потому что коридоры Север-Юг и Восток-Запад проходят через территорию нашей страны. Мы очень эффективно использовали это географическое положение, создали мощную инфраструктуру. Сегодня в транспортных коридорах Север-Юг и Восток-Запад сотрудничают более 10 стран. И только одна страна участвует в обоих проектах, это - Азербайджан.

То есть, сегодняшние реалии, события, происходящие в мире и регионе, диктуют, что мы должны вести более эффективную работу, а прозрачность должна стать основным принципом. Могу сказать, что подготовленные в прошлом году и начатые в этом году реформы, в частности, реформы, проводимые в экономической, социальной и сельскохозяйственной сферах, позволяют нам получить дополнительные финансовые ресурсы. Вам известно, что недавно был предпринят очень серьезный шаг, связанный с повышением минимальной заработной платы, предприняты и другие социально ориентированные шаги. За счет чего нам удалось добиться этого? За счет того, что в первом месяце нынешнего года мы получили дополнительные доходы. Они были получены именно за счет прозрачности и правильного подхода. Эти доходы позволили нам создать дополнительные финансовые ресурсы. Мы могли направить эти финансовые ресурсы в различные сферы – на повышение резервов, реализацию инфраструктурных проектов. Но я решил, что полученные дополнительные финансовые ресурсы, в первую очередь, должны быть направлены на улучшение благосостояния граждан, и мы сделали это. Сильная социальная политика и впредь останется в нашей повестке дня как один из важнейших, самых главных вопросов.

- Семьи шехидов, пенсионеры, малообеспеченные семьи, короче говоря, в центре реформ находятся простые азербайджанцы. Причем, я вовсе не имею в виду лишь единовременные пособия, выплачиваемые наследникам шехидов, повышение минимальной заработной платы, пенсий. Мне кажется, речь идет о более глубоком, более серьезном вопросе. Речь идет о переходе на новый формат отношений между гражданами и государством.

- Совершенно верно. Конечно, в центре нашей политики находится гражданин Азербайджана. Я неоднократно высказывал свое мнение об этом, и предпринятые нами шаги подтверждают сказанное мною. С ростом наших возможностей мы стараемся улучшить уровень жизни, в первую очередь, людей, которые сегодня все еще живут в тяжелом положении, сложных условиях. В последние годы в этом направлении была проделана огромная работа. Обратите внимание, построено более 100 городков для переселенцев. То есть, я не знаю в какой еще стране можно увидеть такое. Мне известно, что международные организации, занимающиеся данным вопросом, всегда приводят Азербайджан как пример. Семьям шехидов, инвалидам Карабахской войны предоставлено более 6500 квартир. Я не слышал, в какой еще стране людям этой категории оказывают такую поддержку. Наследникам шехидов предоставлена единовременная материальная помощь в размере 11 тысяч манатов. Это – подход, также не имеющий аналога в мировой практике. То есть, все это демонстрирует наше намерение, нашу политику. Показывает, что в центре нашей политики находятся гражданин Азербайджана, его интересы, благосостояние. В то же время, как вы сказали, этот подход является составной частью более широкого подхода – отношений между государством и гражданином. Считаю, что эти отношения построены в Азербайджане на здоровой основе. Сегодня гражданин знает, что если государство будет сильным, то его жизнь будет безопасной, без рисков, спокойной, а материальное благосостояние с каждым годом будет расти.

В то же время граждане Азербайджана прекрасно знают, что пока мы живем в первые годы нашей независимости. Нашей независимости всего 27 лет. Поэтому каждый гражданин своей работой, своим трудом, преданностью государству должен укреплять государственную независимость. Считаю, что Азербайджан и в этой области является образцовой страной, потому что чувства патриотизма, привязанность к государственности в Азербайджане находятся на высоком уровне. Поэтому гражданин выполняет и должен выполнять свой долг перед государством. Вместе с тем, и государство всегда должно находиться рядом с гражданином. То есть, таковы наши принципы, и государство должно быть рядом с гражданами, находящимися в самом тяжелом положении. Приведенные мною примеры являются наглядным доказательством этого.

Во все тяжелые моменты государство находится рядом с гражданами. Когда происходит стихийное бедствие, государство находится рядом с гражданами. Недавно в Шамахе произошло землетрясение. В первую очередь, государственные структуры по моему поручению оказывают и будут оказывать поддержку. До этого в северо-западном регионе произошло еще более сильное землетрясение. Случилось наводнение, тысячи жителей остались без крова. Что происходит в таких случаях в развитых странах? Гражданин, застраховавший свой дом, после длительного процесса получает деньги у страховой компании, - если сможет получить, - и на эти деньги строит себе новый дом. То есть, гражданин месяцами, а может, и годами не может решить свою бытовую проблему. А что происходит в Азербайджане?! Немедленно мобилизуются все государственные структуры, государство выделяет финансовые средства, и гражданам, лишившимся крова, по линии государства строится дом. В какой еще стране встречается такое?! Говоря об этом, я не хвастаюсь, просто хочу сказать правду.

Отношения между государством и гражданами построены на здоровой основе. Граждане Азербайджана знают, что в самый тяжелый момент Азербайджанское государство будет с ними. Государство же абсолютно уверено в том, что граждане всегда будут поддерживать государство.

- Находясь в Шамахе, мы встретились с бабушкой Сарай, которой 92 года. Должен сказать, господин Президент, что она и сейчас находится под впечатлением от встречи с Вами.

- Вы напомнили о бабушке Сарай. Считаю, что она воплощает в себе лучшие качества азербайджанской женщины. Такие бабушки, матери, как бабушка Сарай, веками хранили наши национально-духовные ценности. Любая азербайджанская женщина хочет быть похожей на бабушку Сарай. По-моему, это так. Посмотрите, 92-летняя женщина, дом которой разрушен. Сколько оптимизма в этом человеке! Потому что бабушка Сарай уверена в том, что государство будет рядом с ней. Честно говоря, во время поездки в Шамаху я не знал, что встречусь с бабушкой Сарай. Я осматривал пострадавшие от землетрясения дома, знакомился со сложившейся там ситуацией. Увидев бабушку Сарай, я еще раз убедился в том, насколько велик азербайджанский народ. Мы можем гордиться нашим народом. Она находилась в тяжелейшем положении, ее дом разрушен. Честно говоря, она, наверное, даже не знала, что кто-то придет ей на помощь. Не знала, будет ли отремонтирован ее дом, будет ли построен новый дом. Но сколько веры, оптимизма и доброты в этом человеке. Такие бабушки, как бабушка Сарай, являются олицетворением несгибаемого духа азербайджанского народа. Как народ, нация, существующая много веков, как развивающаяся нация, мы в долгу перед такими бабушками, как бабушка Сарай. Поэтому эта встреча и на меня произвела глубокое впечатление, оставила глубокий след. Надеюсь, что в скором времени вновь встречусь с бабушкой Сарай и вручу ей ключи от нового дома.

- Мы уже понимаем, что живем в новом по содержанию Азербайджане. Мы избавились от многих старых привычек. Привыкли к новому образу жизни, начавшемуся под влиянием ASAN xidmət, к жизни в современном, честном, прозрачном государстве. Новое крыло реформ требует от нас полного изменения модели мышления. То есть, старое мышление уже не годится для сегодняшнего Азербайджана. Какова Ваша конечная цель?

- Конечно, сегодняшний Азербайджан очень отличается от прежнего. Сегодняшний Азербайджан уже утвердил себя как современное государство. Проводимые в стране реформы отражают наше намерение, нашу политику. Вы напомнили об ASAN xidmət. На самом деле ASAN xidmət - большая революция в сфере общественных услуг. Возможно, сегодня мы не полностью осознаем значение ASAN xidmət. То есть, это не просто центр прекрасного, удобного обслуживания граждан. Это привело к большим изменениям в людях.

ASAN xidmət был создан по моей инициативе. Но должен также отметить, что работающая там молодежь значительно развила ASAN xidmət, обогатила его, новыми, креативными идеями превратила ASAN xidmət действительно в уникальный центр общественных услуг. Посещая каждый новый центр, - я участвовал в открытии каждого из 15 центров, - я видел, что в презентациях есть какое-то новшество. То есть, это говорит о том, что работающие там люди – абсолютное большинство их – молодежь, делают это с большим интересом, большой любовью. Они испытывают большое воодушевление. Хотят, чтобы дела в нашей стране шли лучше, желают внести вклад в эту работу. То есть, ASAN xidmət – это проявление широкой и позитивной инициативы. Работающая там молодежь – наше будущее. В ASAN xidmət нет коррупции, взяточничества, грубости, бюрократии. То есть, пресечь негативные факты можно. Это сделали мы сами. Это не было рекомендовано нам какой-либо зарубежной организацией. И решение наше, и исполнители – граждане Азербайджана, молодежь. И граждане Азербайджана видят результат. Так что это – революция в области общественного поведения, общественных услуг, в отношениях между чиновником и гражданином. Не секрет, что до ASAN xidmət наши граждане испытывали большие трудности при получении той или иной справки. Они теряли дни, а может, недели, сталкивались с другими негативными фактами. Сегодня мы сумели сделать это. То, о чем я говорил, осталось в прошлом. 17 тысяч волонтеров, прошедших обучение в ASAN xidmət, - это люди с абсолютно новым мышлением. Их цель - служить гражданам, причем бескорыстно. В дальнейшем эти волонтеры – многие из них уже работают в различных организациях – будут демонстрировать совершенно новую позицию, новый подход в общении с гражданами.

Я уже говорил, что каждый государственный чиновник служит гражданам – от Президента до чиновника низкого уровня. «Волонтеры ASAN» живут именно этими принципами. Так что это – большое движение. Именно поэтому в нынешнем году будет открыто 5 новых центров ASAN xidmət. С каждым днем увеличивается и количество услуг в этих центрах, в настоящее время в ASAN xidmət оказывают более 200 услуг. Конечно, это вызывает чувство большой гордости.

Что касается вашего вопроса о том, какова наша цель, должен сказать, что наша цель – построить могущественное, современное государство. Наша цель – продолжать политику, направленную против негативных явлений. Борьба здесь имеет несколько направлений - как административные, так и институциональные пути. То есть, реформы системного характера. В настоящее время ASAN xidmət устроен так, что эта система уже существует в независимой форме. Граждане, которым предстоит в дальнейшем работать там, будут соблюдать эти принципы. Основная задача, основная цель – построить сильное, современное государство, чтобы граждане чувствовали себя спокойно, чтобы государственные чиновники бескорыстно и преданно служили гражданам.

- Господин Президент, в 1992 году я сказал об Абульфазе Эльчибее: «Слабый Президент, командующий с пустыми руками». Сейчас передо мной - сильный Президент и настоящий Верховный главнокомандующий. Думаю, отсюда перейдем к теме о ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Еще и потому, что в апреле 2016 года мы стали свидетелями мужества и отваги, в 2018 году – нахчыванских успехов и, не будем скрывать, многие, включая меня, ожидают успехов и от 2019 года. Какие у нас основания для этого?

- Знаете, я неоднократно высказывал свое мнение в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Еще раз хочу сказать: абсолютно убежден в том, что если бы в первые годы независимости Гейдар Алиев был Президентом Азербайджана, то наши земли никогда бы не оказались под оккупацией. Говорю это с полной уверенностью. К сожалению, лица, руководившие в то время Азербайджаном, не смогли осознать своей ответственности, защитить интересы нашей страны. В частности, тандем НФА-Мусават, пришедший к власти в результате произошедшего в 1992 году переворота, и его предательская политика стали основным фактором, обусловившим оккупацию. В то время шла борьба за власть, и накануне переворота Шуша и Лачин оказались под оккупацией. Не прошло и года после переворота – в апреле 1993 года был оккупирован Кяльбаджар, таким образом, между Нагорным Карабахом и Арменией появилась географическая связь. Гейдар Алиев никогда бы не допустил этого, потому что его политика, решительность, вера народа в него никогда бы не позволили, чтобы наши земли оказались под оккупацией. Нагорно-карабахский конфликт и оккупация наших земель, тяжелое положение более миллиона беженцев, переселенцев – тяжелое наследие тандема НФА-Мусават. Сегодня Азербайджан имеет преимущество как за столом переговоров, так и на поле боя. В последние годы мы создали мощную правовую базу для урегулирования конфликта. Многие влиятельные ведущие международные организации мира приняли в связи с конфликтом резолюции, постановления, отражающие правду, поддерживающие нашу позицию, - Генеральная Ассамблея ООН, еще раньше – Совет Безопасности, ОБСЕ, Движение неприсоединения, Организация исламского сотрудничества, другие организации. В документе о приоритетах партнерства, подписанном между Европейским Союзом и Азербайджаном, выражена поддержка нашей территориальной целостности, суверенитета, неприкосновенности границ. То есть, это создает правовую базу для урегулирования конфликта. Она заключается в том, что Нагорный Карабах – все мы хорошо знаем это – является неотъемлемой частью Азербайджана. Урегулирование конфликта возможно исключительно в рамках территориальной целостности нашей страны.

В то время, создав мощный экономический потенциал, мы сформировали сильную армию. Сегодня Азербайджанская армия входит в число сильных армий в мире. Растут наша боеспособность, возможности. Мы оснащаем нашу армию самой современной техникой. Апрельские бои продемонстрировали нашу силу. Проведя контрнаступательную операцию с самых неблагоприятных военных позиций, мы взяли стратегические высоты. Освободили наши земли от оккупантов. Сегодня в Агдеринском, Физулинском, Джебраильском районах развевается флаг Азербайджана. Апрельские бои – наша славная историческая победа. Находясь в Лелетепе, видя там флаг Азербайджана, я испытываю чувство гордости. Каждый гражданин Азербайджана испытывает чувство гордости. Наши солдаты и офицеры проявили настоящий героизм. Апрельские бои являются историческим событием. Они развеяли в пух и прах миф, который Армения создавала годами. То есть, армяне пытались сформировать такое мнение, что их армия якобы сильная и непобедимая. Азербайджанские солдаты и офицеры показали, чья армия сильная и непобедимая. Этот миф был развеян в пух и прах. Апрельские бои повысили наш национальный дух, подняли его до высот. Поэтому это событие еще раз показывает, что азербайджанский народ и государство никогда не смирятся с оккупацией.

Спустя два года после Апрельских боев была проведена успешная нахчыванская операция. Это была особая в тактическом отношении операция, но очень успешная, и она позволила нам полностью взять под контроль стратегические высоты, горы и контролировать отсюда стратегические коммуникации противника. То есть, все это – важные события, отражающие мощь, профессионализм нашей армии. Все это показывает, что конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Как вам известно, новое правительство Армении на первоначальном этапе выступало с такими противоречивыми заявлениями, что Азербайджан должен вести переговоры не с Арменией, а с самопровозглашенной «Нагорно-Карабахской республикой». Мы, конечно, сразу же отвергли эти противоречивые и непонятные заявления. В том числе и посредники, конечно, не могли согласиться с такой позицией. Оставаясь на принципиальной позиции, мы привержены переговорному процессу. Сегодня переговоры идут между министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Проведено уже несколько раундов переговоров. Мы надеемся, что они будут результативными. Поэтому проведение переговоров, конечно, можно расценивать как позитивный факт. Это еще раз показывает, что принципы, заявленные новым руководством Армении на первоначальном этапе, абсолютно неприемлемы.

С другой стороны, я всегда говорил, что сегодня силовой фактор выходит в мире на передний план. Посмотрите, в различных уголках мира грубо нарушается международное право. Если раньше это пытались в определенной форме скрыть, то сегодня в этом даже не видят необходимости. Сегодня в мире господствует принцип «кто сильный, тот и прав». Это – новая реальность. Мы должны быть готовы к ней. Мир меняется, и мы должны быть готовы к этому изменению. К счастью, мы уже много лет наращиваем экономическую и военную мощь. Мы словно готовили себя к сегодняшней ситуации и сейчас готовы к ней. Поэтому силовой фактор всегда был и останется на повестке дня. Мы видим это на примере не только нашего конфликта, но и многих других конфликтов. Поэтому мы будем использовать различные возможности, и восстановление территориальной целостности Азербайджана – наша основная задача. Граждане Азербайджана должны знать, что это – основная задача каждого гражданина, основная задача государства. Мы и впредь будем продолжать нашу политику в этом направлении.

- В 1990-х годах Азербайджан, наверное, надо было даже прятать от туристов, чтобы они не видели его. Но сейчас ситуация изменилась настолько, что пусть приезжают и видят. В таком случае и наше членство в космическом клубе вполне логично, проведение на улицах Баку соревнований «Формула-1» также обоснованно. В свое время, когда Вы говорили, что в Азербайджане должны быть построены пятизвездочные, семизвездочные отели, это, возможно, воспринималось как нечто непонятное, даже невозможное. Но сегодня мы видим, что таких отелей не хватает, их должно быть больше. Что Вы, господин Президент, намерены еще предпринять для того, чтобы гости приезжали в нашу страну?

- Знаете, туризм является очень важной сферой для любой страны. Есть страны, где с туризмом связана основная часть валового внутреннего продукта. Мы тоже стараемся расширить туристические возможности Азербайджана и предпринимаем различные шаги в этом направлении. В первую очередь, конечно, необходимо было создать инфраструктуру. Без инфраструктуры ни один турист сюда не приедет. В настоящее время в Азербайджане функционируют шесть международных аэропортов. Необходимо было создать прекрасные дороги, железные дороги, инфраструктуру обслуживания, отели, общественные места. Конечно, вопросы безопасности находятся на первом плане для каждого туриста, особенно в нынешнее время. Азербайджан является, возможно, одной из самых безопасных стран мира. Гостеприимство нашего народа, замечательный климат, прекрасные условия. Это были основные условия для развития туризма, и мы создали их. Второй вопрос заключался в том, как привлечь туристов, как преподнести Азербайджан миру. Особую роль здесь сыграли проведенные в Азербайджане международные мероприятия. Европейские игры. После проведенных в 2015 году Европейских игр и состоявшихся в 2016 году первых соревнований «Формула-1» число приезжающих в Азербайджан туристов увеличилось на 22 процента. Хорошо, но почему же до этого их число не увеличивалось? Мы и до этого прилагали усилия для привлечения туристов. Именно Европейские игры, соревнования «Формула-1» увеличили число туристов на 22 процента. Вслед за этим – в 2017 году были проведены Игры исламской солидарности. Мы увидели, что число туристов из мусульманских стран резко возросло. Из некоторых стран – в 3-4 раза. То есть, эти Игры тоже оказали большое влияние. В 2017 году число туристов выросло на 20 процентов. Но эта цифра прилагается к тем 22 процентам. Представьте себе, насколько. В прошлом году увеличилось на 6 процентов. Рост невелик, но база уже высока. В январе этого года вновь увеличилось. Только соревнования «Формула-1» создали условия для поступления напрямую в нашу страну, обслуживающий сектор страны средств на сумму около 300 миллионов долларов. Эти соревнования, имеющие полумиллиардную аудиторию, конечно, приносят Азербайджану огромную пользу. Они проводятся в 21 городе. Если бы эти соревнования были бесполезными, приводили к экономическим потерям, разве они проводились бы в развитых городах? Конечно же, нет.

В обслуживающем секторе мы получаем очень большую пользу от этого. Это имеет огромное значение для популяризации Азербайджана в мире. Туризм является одним из видов экспорта. Приведу для вас одно сравнение. В прошлом году Азербайджан получил от экспорта сельскохозяйственной продукции меньше средств, чем от туризма. То есть, туризм – это вид экспорта. В прошлом году в Азербайджан от туризма поступили средства в размере двух миллиардов долларов. Эти средства служат гражданам, обслуживающему сектору, налогам и общему развитию. Поэтому мы изучаем опыт передовых стран и стараемся, чтобы индустрия туризма в Азербайджане развивалась еще быстрее. В прошлом году нашу страну посетили 2 миллиона 800 тысяч иностранных гостей. В нынешнем году их будет еще больше. Это – очень важное направление нашего экономического развития.

- Хочу коснуться Вашего выступления на республиканском собрании, посвященном Дню азербайджанской молодежи. Потому что это было не просто выступление, а платформа, объявленная главой государства для азербайджанской молодежи. В целом, особое значение, которое Вы придаете молодежи в своей кадровой политике, находится в центре внимания. Учитывая все это, можно ли сформулировать Ваш курс, связанный с молодежью, приблизительно так: здоровая, креативная и сильная молодежь для независимого государства?

- Да, этот форум был грандиозным мероприятием. Собравшиеся там 3500 молодых людей продемонстрировали свою волю, преданность государству. Форум произвел на меня глубокое впечатление. То есть, оставил у меня большое, прекрасное впечатление. Я еще раз убедился в том, насколько предана государству, Родине азербайджанская молодежь, какая она смелая, образованная. Сегодня в Азербайджане есть все условия для того, чтобы молодежь в будущем заняла достойное место в жизни. Для молодежи открываются возможности, молодежь приглашают на государственную работу. Я дал указание различным организациям, государственным структурам Азербайджана привлекать к работе волонтеров. То есть, не только в ASAN, но и в других структурах. Сейчас создана Аграрная организация волонтеров. Считаю, что волонтеры должны работать во всех наших государственных организациях, они должны набираться опыта и готовить себя к будущему.

В своем выступлении я высказал пожелания молодежи. Сказал, что она, конечно, должна обладать знаниями, быть грамотной. Потому что развитие любой страны зависит от интеллектуального уровня граждан. Не от природных ресурсов, не от каких-то других источников, а именно от интеллектуального уровня. Обратите внимание на опыт развитых стран. За счет чего они развивались? За счет технологий, инноваций, знаний, грамотности. Поэтому азербайджанская молодежь также обязательно должна быть знающей, грамотной. В то же время – я сказал об этом и на форуме – наша молодежь должна воспитываться в национальном духе. Мы веками жили в составе других стран, империй, но сохранили нашу национальную идентичность. Хотя это было нелегко. За счет чего? В первую очередь, потому, что мы всегда были привержены национально-духовным ценностям, всегда хранили азербайджанские ценности. Мы веками хранили их в самой неблагоприятной среде, должны хранить и сегодня. Их хранят поколения – старшее поколение, молодое поколение. Сегодня мы храним их и стоим на страже независимости Азербайджана, национальных интересов нашего народа. Сегодняшняя молодежь в будущем должна предпринять те же шаги. Для этого она должна обладать национальным мышлением, национальным сознанием, национальным духом. Мы стараемся направить молодежь на этот путь, чтобы в дальнейшем она всегда стояла на страже государственной независимости Азербайджана. Поэтому считаю, что знания, грамотность, современность, патриотичность, национальный дух должны стать основными принципами нашей молодежи. Рад, что азербайджанская молодежь отвечает именно этим критериям.

- Хочу привести цитату из вашего выступления на форуме. Мне кажется, это было представление в новой редакции: «Порой нашу внешнюю политику преподносят как сбалансированную политику. Но я считаю, что наша внешняя политика построена на национальных интересах». Прошу прокомментировать это заявление.

- Да, это заявление было неслучайным. Потому что, еще раз говорю, в некоторых зарубежных органах печати, экспертных обществах бытует такое мнение, что Азербайджан проводит сбалансированную политику и словно ищет баланса в этом регионе. Это не так. Мы не ищем баланса. Мы просто защищаем нашей внешней политикой свои национальные интересы и сокращаем возможные риски. Наша внешняя политика построена именно на национальных интересах. Мы должны делать и делаем во внешней политике то, что диктуют национальные интересы. Могу сказать, что мы добились этого.

Мы живем в этой географии, в этом регионе. Конечно, связи с соседями имеют особое значение для любой страны. Считаю, что любая страна хочет видеть по соседству дружественную страну. В последние годы мы еще более усилили дружеские отношения со всеми соседями – естественно, за исключением Армении, – подняли их на новый уровень. И в двустороннем формате, и по нашей инициативе существуют уже трехсторонний и даже четырехсторонний форматы сотрудничества с соседями. Должен также отметить, что инициатором этого является Азербайджан.

Не будь у нас добрых отношений с соседями могли бы мы реализовать энергетические, транспортные проекты? Конечно, нет. Я уже отметил, что сегодня Азербайджан превратился в транспортный центр Евразии. Могли бы мы добиться этого без соседей? Конечно, нет. Не только с близкими соседями, мы уже создаем формат сотрудничества, охватывающий более обширную географию. Именно этот формат сотрудничества позволяет нам успешно и своевременно реализовывать гигантские, транснациональные проекты. Поэтому этот подход имеет для нас стратегическое значение. Рад, что сегодня наши связи с соседями построены на дружбе, добрососедстве, сотрудничестве, которое имеет большое будущее.

В то же время Азербайджан является частью мусульманского мира. Связи с мусульманскими странами имеют для нас особое значение. Должен также отметить, что именно мусульманские страны больше всех поддерживают нас в международных организациях. Азербайджан играет очень позитивную роль в рамках Организации исламского сотрудничества, и эта роль высоко оценивается. Знаете, некоторые страны в мусульманском мире пока еще, мягко говоря, не смогли наладить друг с другом связи на должном уровне. Азербайджан же играет свою роль в сокращении этих противоречий, и эта роль получает высокую оценку. Неслучайно руководители Организации исламского сотрудничества очень высоко оценивают роль Азербайджана. Мы вносим большой вклад в укрепление исламской солидарности. Проведение в Баку Игр исламской солидарности было не просто спортивным соревнованием. Это был праздник дружбы и солидарности, объединивший молодежь, спортсменов всех мусульманских стран. Проведение этих Игр на высоком уровне, конечно, еще более усилило нашу роль в мусульманском мире. Поэтому важное направление нашей внешней политики связано с сотрудничеством с мусульманскими странами.

Одновременно Азербайджан наладил тесные связи с Европейским Союзом. Подписаны документы о стратегическом партнерстве с 9 странами-членами Европейского Союза – третью Европейского Союза. В прошлом году между Европейской комиссией и Азербайджаном был подписан документ о приоритетах партнерства. Это – очень серьезный документ, охватывающий многие вопросы, в том числе в нем открыто выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета, неприкосновенности границ нашей страны в связи с конфликтом. Это – наш большой дипломатический успех. Это – основные направления нашей внешней политики.

Мы являемся членом Движения неприсоединения. Вступили в него несколько лет назад. Но Движение неприсоединения – вторая по величине после ООН организация – сразу же приняло очень справедливую резолюцию в связи с конфликтом. Мы будем председательствовать в Движении неприсоединения. То есть, наш международный авторитет растет. При поддержке 155 стран мы были избраны членом Совета Безопасности ООН. Причем, в очень напряженной борьбе. Мы смогли добиться этого после шестнадцати туров. То есть, о чем это говорит? Это говорит о том, что нам верят, симпатизируют, поддерживают нашу независимую политику. Сегодня Азербайджан известен в мире как надежный партнер. Партнеры знают, что наши слова не расходятся с делом. Поэтому считаю, что проводимая работа, связанная с внешней политикой, заслуживает одобрения. Внешняя политика является логическим продолжением внутренней политики. Надеюсь, что в этом направлении мы и дальше будем идти по пути успехов.

- Как логическое продолжение, господин Президент, хочу спросить о внутренней политике. Не только на Кавказе, в СНГ, Европе, но даже во всем мире я не знаю второй такой стабильной, спокойной страны, как Азербайджан, где бы религии и языки, все религии и языки мира нормально сосуществовали. Как Вы добиваетесь этого?

- Знаете, наверное, это тоже имеет многие причины. Особенно в последние годы ситуация в мире, нашем регионе, на пространстве СНГ, Ближнем Востоке, в Европе обостряется. Мы видим, наблюдаем это в ежедневном формате по телевидению, в других средствах массовой информации. Разгораются конфликты, кровавые столкновения, войны, возникают новые волны переселенцев, исчисляющихся миллионами. Обостряются противоречия между странами, нарушаются отношения между союзниками. То есть, мы видим это в различных уголках мира. Растут угрозы, риски. На фоне всей этой негативной картины занимаемая Азербайджаном позиция, конечно же, вызывает еще больший интерес, получает еще большее одобрение. Потому что в период стабильности могут сказать, что всюду господствует стабильность. Но сегодня, как вы отметили, Азербайджан является пространством стабильности на этой географии. Тому имеется много причин. В первую очередь, считаю, что это – наша правильная политика, с другой стороны - то, что все народы, все конфессии в Азербайджане живут как одна семья, никогда не было дискриминации на религиозной и национальной почве. Это - наша политика, в то же время – это намерение, инициатива, заказ, которые исходят от народа, а также поддержка народом проводимой работы. В этом, как мне кажется, и заключаются основные причины.

Единство народа и власти является основным условием для развития любой страны. Гарант сохранения стабильности – азербайджанский народ. Большое доверие, оказанное мне на последних президентских выборах, является логическим подтверждением моих слов. Там, где нет стабильности, страны распадаются, страдают люди, происходят бедствия. Мы видели это в недалекой истории. Поэтому укрепление стабильности в Азербайджане должно стать делом каждого гражданина, в первую очередь, государства и каждого гражданина. Очень рад, что сегодня Азербайджан известен в мире как остров стабильности. Это – наше большое преимущество. Это позволяет Азербайджану успешно идти по пути реформ. Позволяет нам, используя свои экономические возможности, предпринимать очередные шаги, направленные на улучшение благосостояния нашего народа. Позволяет азербайджанскому народу и дальше жить в мире и спокойствии.

- Благодарю, господин Президент. Вы щедро уделили нам время, ответили на наши вопросы. Признателен Вам от имени всей азербайджанской прессы, медиа.

- Спасибо.