«Москва-Баку Сегодня» - коротко о главном.
Вопрос статуса решён
Подписание лидерами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном 6 октября в Праге документа, фиксирующего то, что мирный договор между Баку и Ереваном должен опираться на границы двух государств в соответствии с Алма-Атинской декларацией 1991 года решает вопрос статуса Карабаха. Декларация подразумевает, что Нагорно-Карабахская автономная область являлась частью Азербайджанской ССР. Об этом сегодня заявил глава МИД России Сергей Лавров на пресс-конференции, посвященной европейской безопасности и политике ОБСЕ.
«Вот они ездили в Прагу на форум европейского политического сообщества и там подписали документ о том, что мирный договор должен опираться на границы в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинскую декларацию декабря 1991 года. А Алма-Атинская декларация гласит, что все союзные республики образуют Содружество Независимых Государств и подтверждают нерушимость границ в тех границах, которые существовали между союзными республиками Советского Союза. Иными словами, в то время Нагорно-Карабахская автономная область была однозначно частью Азербайджанской Советской Социалистической Республики. И когда это было одобрено и Азербайджаном, и Арменией, и Францией, и господином Мишелем в рамках документа, что мы признаем Алма-Атинскую декларацию без каких-либо оговорок, это, конечно, облегчает дальнейшую работу. Потому что решает, как подходить к статусу Карабаха. Не зря же армянское руководство в последнее время говорит не столько о статусе, сколько о том, что нужно обеспечить права и безопасность армянского населения в Карабахе. На это готова азербайджанская сторона, они готовы это обсуждать, готовы предоставить ему (населению) все гарантии прав, которые имеют другие граждане Азербайджана».
Лавров напомнил, что в ходе 44-дневной войны именно при посредничестве России был достигнут режим прекращения огня. Кроме того, стороны по итогам войны договорились, что Россия будет помогать и помогает Баку и Еревану в вопросах разблокирования транспортно-экономических связей, делимитации границы и подписании мирного договора. Всё это, как отметил глава российской дипломатии, было результатом саммитов между президентами России и Азербайджана и премьер-министра Армении. При этом, заявил Лавров, наблюдались попытки Запада вклиниться в урегулирование. А после начала Россией специальной военной операции США и Франция сами отказались от взаимодействия с Москвой в рамках формата Минской группы ОБСЕ.
При этом глава МИД России указал на то, что когда армянские коллеги ссылаются на формат Минской группы ОБСЕ, в Москве отвечают, что такой вопрос Еревану нужно задавать отказавшимся от формата Вашингтону и Парижу. И не забыть о Баку, который от такого формата также отказался по своим причинам, поскольку ЦИТАТА «без участия Азербайджана какие-либо посреднические усилия бессмысленны».
«Про Минскую группу сейчас уже никто не вспоминает. Ну иногда в Армении какой-нибудь политический деятель пробросит – а вот почему Минскую группу… Ее похоронили французы и американцы. Так что мы здесь совсем ни при чем».
Лавров констатировал, что теперь и французы, и американцы, и Евросоюз в целом пытаются ЦИТАТА «компенсировать похороненную ими Минскую группу своим вклиниванием в посреднические услуги». Причем пытаются сделать это, присвоив себе те договоренности, которые были достигнуты Баку и Ереваном при посредничестве Москвы.
Глава МИД России отметил, что Баку и Ереван участвуют в западных площадках переговоров, поскольку ЦИТАТА «и армяне, и азербайджанцы – люди вежливые, они туда ездят». При этом, Лавров заявил, что ему трудно представить, как западные партнеры проводят с Азербайджаном и Арменией, к примеру, заседания по делимитации границы, не имея при этом на руках советских карт, которые находятся исключительно в российском Генштабе.
Еще одно доказательство
Принятая Национальной ассамблеей Франции вслед за Сенатом этой страны антиазербайджанская резолюция еще раз показывает – Париж не может быть посредником в армяно-азербайджанском урегулировании. Так отреагировали в МИД Азербайджана на резолюцию, принятую накануне нижней палатой французского парламента.
«Принятая 30 ноября 2022 года в нижней палате французского парламента резолюция, полная лжи и клеветы против Азербайджана, является очередной провокацией Франции против Азербайджанской Республики, как и резолюция, принятая ранее Сенатом Франции. Указанная резолюция направлена на нанесение ущерба процессу нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией и усилиям по установлению мира и стабильности в регионе. Резолюция, противоречащая нормам и принципам международного права, еще раз ярко демонстрирует предвзятую политическую позицию Франции, которая не может выступать в роли нейтрального и справедливого посредника», заявили в МИД Азербайджана.
Добавим, что в качестве так называемой агрессии французские парламентарии подразумевают ответ вооруженных сил Азербайджанской Республики на провокации ВС Армении на условной границе. Тогда армянская сторона в результате предпринятых ее вооруженными силами и незаконными формированиями попыток диверсий, а также в результате обстрелов позиций азербайджанской армии в период с 12 по 14 сентября этого года спровоцировала эскалацию. А после обратилась за помощью в том числе к Франции и международным организациям.
Ранее, 15 ноября другая, верхняя, палата французского парламента Сенат приняла аналогичную резолюцию, в которой содержится призыв к властям страны ввести санкции в отношении Азербайджана. В качестве санкций французские парламентарии предложили ввести запрет на импорт азербайджанских углеводородов, кроме того, Сенат выступил за признание независимости сепаратистского Карабаха, размещение там международной миротворческой миссии и создание французского гуманитарного центра.
Поясним, что данные резолюции имеют рекомендательный характер.
При этом сегодня в МИД Франции поспешили заверить, что принятые двумя палатами французского парламента резолюции не отражают официальную линию Парижа.
«Эта инициатива парламентариев не является официальной позицией французского правительства и была принята совершенно независимо, в соответствии с принципом разделения властей. Позиция французского правительства хорошо известна. Напомним о ранее озвученной со стороны министра иностранных дел Катрин Колонна позиции Парижа о том, что "Франция будет продолжать побуждать стороны продвигаться вперед на переговорах, чтобы воспользоваться возможностью достижения мира", заявили в МИД Франции.
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев после принятия 15 ноября Сенатом Франции резолюции, направленной против Баку, а также предшествующей этому шагу череде провокаций со стороны Парижа, в том числе антиазербайджанских заявлений президента Франции Эммануэля Макрона, заявил, что официальный Баку более не может считать Париж посредником в армяно-азербайджанском урегулировании. После этого французский лидер звонил президенту Азербайджана, по всей видимости, для того, чтобы попытаться сгладить ситуацию. Однако, не сработало. 7 декабря в Брюсселе должны были состояться переговоры лидеров Азербайджана и Армении по армяно-азербайджанскому урегулированию. В качестве условия для встречи Ереван поставил обязательное участие в ней Эммануэля Макрона. Однако президент Азербайджана ответил на это категорическим отказом.
Подтвердили встречу
В Министерстве иностранных дел Армении подтвердили факт cостоявшейся в начале ноября на границе с Турцией встречи делегаций двух стран. Об этом заявили в пресс-службе армянского внешнеполитического ведомства.
"С армянской стороны в подготовке к переговорам были задействованы ведомства, имеющие отношение к реализации договоренностей, достигнутых 1 июля спецпредставителями по нормализации отношений между Арменией и Турцией", отметили в МИД Армении.
В сообщении армянского МИД говорится, что на встрече рассматривались технические вопросы, связанные с реализацией достигнутых ранее договоренностей и эти обсуждения продолжатся.
Ранее представитель президента Турции Ибрагим Калын сообщил, что в начале ноября на границе состоялась встреча технических делегаций двух стран. Обсуждались вопросы ремонта моста, контроля за передвижением в случае открытия границы, таможенного контроля и технической подготовки. Представители двух стран побывали по обе стороны границы.
Между Арменией и Турцией нет дипотношений, а граница закрыта с 1993 года по инициативе турецкой стороны в связи с оккупацией на тот момент Арменией азербайджанских территорий.
В декабре 2021 года Турция и Армения назначили своих спецпредставителей для переговоров по нормализации двусторонних отношений. Анкару на них представляет бывший посол в США Сердар Кылыч, с армянской стороны - вице-спикер парламента Рубен Рубинян. Дипломаты провели уже четыре раунда переговоров, первая встреча состоялась в Москве, остальные три – в Вене. Кроме того, в июле 2022 г. состоялся первый телефонный разговор президента Турции и премьер-министра Армении, а в октябре в Праге прошла их первая встреча.
И снова биолаборатории
Армения будет передавать США образцы опасных биологических патогенов. Cегодня армянское правительство на заседании одобрило проект ратификации отредактированного варианта соответствующего соглашения с Соединенными Штатами.
В проекте решения на сайте правительства Армении отмечается, что с ратификацией соглашения отношения Еревана и Вашингтона выйдут на уровень стратегического диалога.
Документ под названием "О сотрудничестве в области предотвращения распространения технологий, патогенов и знаний, которые могут быть использованы в ходе разработки биологического оружия" был подписан МЧС Армении и Минобороны США еще в 2010-м году, но не был ратифицирован.
Утверждается, что согласно новому варианту Армения будет передавать данные, которые касаются исключительно возбудителей инфекций и различных вирусов.
При этом, как отмечают эксперты, такая формулировка может быть только прикрытием и любое сотрудничество между Арменией и США в условиях наличия на территории республики 12 биолабораторий вызывает вопросы и опасения.
Напомним, до мая 2021 года в России неоднократно выражали обеспокоенность в связи с деятельностью американских биолабораторий на территории Армении, а также заявляли о необходимости допуска в эти лаборатории российских экспертов, однако наталкивались на грубый отказ армянских властей. В мае 2021 года главы МИД России и Армении подписали меморандум о биологической безопасности. Однако судя по всему, подписание документа вопросы так и не сняло.
Весной этого года посольство России в Армении распространило заявление, в котором отметило, что присутствие в республике структур, участвовавших в биопроектах на Украине, заслуживает тщательного анализа. Посольство отметило также, что США и их союзники не объясняют, чем они занимаются в Армении в непосредственной близости от российских границ.
В мае глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что финансируемые США биолаборатории находятся в том числе на территории Армении и Москва обсуждает эту проблему со своими соседями как на двусторонней основе, так и по линии ОДКБ.
Кроме того, сама общественность внутри Армении периодически выступает с акциями протеста и призывами к проверке деятельности на территории страны биолабораторий.