AZN = 54.13 RUB
USD = 92.01 RUB
EUR = 98.72 RUB
Новости дня

A
Бакинский дизайнер Натаван Алиева: Платья с азербайджанскими принтами можно надевать на любую встречу, достаточно лишь подобрать аксессуары

Бакинский дизайнер Натаван Алиева: Платья с азербайджанскими принтами можно надевать на любую встречу, достаточно лишь подобрать аксессуары

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
30.03.2023 13:33

/upload/iblock/e20/e20c834b67b3c78aabde491045e3da1a.jpg

Шелковые костюмы с традиционным азербайджанским «огненным» символом бута, пальто с азербайджанским ковровым орнаментом, платья с рукавами из национального азербайджанского платка келагаи, красочные броши и праздничные шапочки арахчыны. В каждую из своих работ бакинский дизайнер Натаван Алиева вкладывает частичку своей души. «Я хочу, чтобы люди не забывали о традиционной азербайджанской национальной одежде. Ведь в ней зашифрован генетический код целого народа», - говорит Натаван. Уже более 15 лет Натаван коллекционирует старинные азербайджанские костюмы и аксессуары, которые вдохновляют ее на создание новых современных «луков». Дизайнер, коллекционер, основательница галереи Natavan gallery & club, расположенной в самом сердце азербайджанской столицы Ичеришехер, Натаван Алиева рассказала «Москва-Баку» о самых уникальных антикварных предметах в ее коллекции, а также, что из элементов прошлого азербайджанской моды могут носить модницы в XXI веке.

- Недавно, в канун праздника Новруз, в Москве прошел показ «Этно фэшн АМОР», где были представлены и ваши работы. Расскажите о коллекции, которую вы представили в России. 

- Это моя новая коллекция под названием «Гёз дяймясин», что в переводе на русский означает «От сглаза». Десять современных «луков», в создании которых я использовала изображение традиционного восточного амулета - «назар». Такой «голубой глаз» часто используется в качестве оберега на браслетах, подвесках, брошах, одежде. Его еще называют глазом Фатимы. Считается, что это один из самых древних символов, когда-либо существующих в мире. Впервые этот знак был обнаружен в Египте: он был изображен на стенах пирамид. В моей коллекции шелковые костюмы, жилетки, пиджаки, корсеты и платья с изображением этого древнего изображения. Получилось очень ярко, красиво, органично и стильно. Показ в России прошел под овации.

/upload/iblock/4d5/4d5b10fcefe29509121b47e050165f61.jpg

/upload/iblock/31e/31e44f0c187b35745b23e5cd3e04718a.jpg

/upload/iblock/c43/c436118c2cb1c4b55dfdb0de835c51ba.jpg

/upload/iblock/91f/91f12c024cad148f179f8d2e7127364d.jpg

/upload/iblock/0c4/0c4a58cbad9d3d37dee4eca04f329174.jpg

- Главная «фишка» ваших костюмов – элементы, узоры и орнаменты азербайджанской национальной одежды. Актуальны ли национальные нотки в одежде современных азербайджанок?

- В последнее время все больше женщин в Азербайджане носит наш национальный шелковый платок келагаи, умело сочетая его с современными «луками». Выглядит очень красиво и женственно. В XVIII-XIX веках келагаи был неизменным атрибутом азербайджанских женщин. Его носили везде: дома, на улице, в гостях. В середине XX века популярность шелкового платка с национальным орнаментом чуть поубавилась. Но некоторые из них продолжали носить келагаи. Недавно мне попала на глаза черно-белая фотография, сделанная в советском Баку. На ней были запечатлены женщины в пиджаках, на плечах которых красовался келагаи. В своих работах я часто использую келагаи: украшаю ими рукава, карманы или лацканы одежды. У меня есть модели «унисекс» с келагаи, которые могут носить как женщины, так и мужчины. Это легкие пальто, длинные жилеты и костюмы-тройки. Кстати, такую одежду часто приобретают у меня мужчины творческих профессий – художники и дизайнеры из России и Европы. К сожалению, азербайджанские представители сильного пола все еще побаиваются носить яркие и необычные вещи. 

Довольно популярны сегодня в Азербайджане колоритные ткани с бутой и ковровым орнаментом. Я их также использую при создании своих коллекций, прибегаю к принципу многослойности в одежде, к имитации силуэтов азербайджанских платьев, кафтанов. Такое платье можно надевать на любую встречу, достаточно лишь подобрать аксессуары.

- Вы коллекционируете старинную азербайджанскую одежду. Сколько у вас эксземпляров?

- Более тысячи. И это не только одежда, но и домашняя утварь, аксессуары. Коллекционирую я уже около 15 лет. Езжу по регионам, нахожу тех, кто готов расстаться с семейными реликвиями. Иногда вещи привозят мне сами люди, знающие о моем увлечении. Вот, например, это красное платье - женский свадебный костюм, состоящий из более восьми элементов, я приобрела у одного бакинца. В нем когда-то выходила замуж его прабабушка. Платье на хрупкую девушку. Говоря современным языком, свадебный костюм размера XS. В то время замуж выдавали в довольно юном возрасте, лет в 13-14. Согласно традициям, попадая в дом супруга, несколько лет невеста обживалась, привыкала к новым устоям, а уже позже – становилась полноценной супругой, хранительницей семейного очага. А это – карабахский детский костюм XIX века на двухлетнюю девочку. Смотрите, как искусно он сшит! Нижняя кофта чепкен из тонкой ткани, расшитый золотом кафтан архалыг, края которого отделаны мехом лисицы. Из-за холодного горного климата Карабаха его жители носили теплые вещи.

На стене моей галереи висит трехметровая скатерть сюрме, датированная XIX веком. Ее мне привезли из Ирана. По краям ткань расписана сурами из Корана. Когда-то ее использовали как скатерть. Расстилали на полу и ставили на нее блюда. Вокруг собиралась большая азербайджанская семья. Скатерть попала мне в плачевном состоянии, вся в дырах. Благо бакинские реставраторы смогли ее отреставрировать. А это любимые старинные вещицы из моей коллекции – дарах-габы и мохур габы –  это национальные чехлы для расчески и молитвенного камня, исполненные в традициjнной для Азербайджана технике золотного шитья. Представьте, их два века назад использовала некая азербайджанская красавица.

Еще одна интересная вещица из моей коллекции – алая шаль, вышитая серебряными нитями. Ее изготовили на мануфактуре Российской империи в середине XIX века. Фабрика специализировалась на Кавказском регионе и шила праздничные платки. Когда-то эту шаль носила молодая бакинка. Кстати, азербайджанские женщины никогда не заматывали голову черным. Накидывали келагаи на шапочку арахчын или крошечную джиг-джига. Выходя на улицу, состоятельные женщины прикрывали лицо рубян - тонкой тканью, расшитой серебром или золотом.

- Какой предмет в вашей коллекции самый древний?

- Это Коран-габы – чехол для Корана из ткани тирме. Я приобрела его у пожилого бакинца. Она принадлежала еще его прапрапрабабушке. Анализ орнамента и техники плетения нитей подтвердил, что ткань создана в XVII веке. Я дорожу всей своей коллекцией. Часто достаю вещи и любуюсь вышивкой и орнаментом. И мне порой кажется, что я сама когда-то пользовалась ими. Они, словно, принадлежали мне. Удивительно, но я чувствую некую магическую связь с прошлым. Наверное, это - реинкарнация.

- С чего начиналось ваше увлечение? Помните свою первую антикварную находку?

- Я родилась и выросла в самом сердце Баку, места, с которого начиналась азербайджанская столица - крепости Ичеришехер. Она буквально пропитана историей. Любила прогуливаться по улочкам Старого города и часто заглядывала в антикварные магазины, любовалась потертой от времени посудой, рассматривала ковры ручной работы, шапочки-арахчыны и келагаи. Однажды, собрав все свои карманные деньги, купила небольшую тесемку и серебряное украшение. Мама не оценила мою покупку. Сказала, что это обычное старье. Однажды, вернувшись домой после школы, я обнаружила, что мама, делая уборку, выкинула мой «антиквариат». Помню, как я долго переживала. Но уже тогда твердо решила: когда начну зарабатывать собственные деньги, окружу себя старыми вещами. Сегодня мама меня полностью поддерживает и радуется вместе со мной каждой новой старинной вещице. И с удовольствием и гордостью носит одежду из моей коллекции.

- Суровая у вас мама. Не поняла творческих порывов дочери…

- Мама в прошлом - мастер спорта по гимнастике. С детства у нас в доме царила дисциплина и порядок. Она - русская, родилась в Москве. Там встретила моего отца, который после службы в армии учился в Школе милиции. Поженились. В Москве родились два моих старших брата. Потом наша семья переехала в Баку. Однажды, прогуливаясь по центру города, мама увидела великолепный памятник дочери последнего хана Карабаха Хуршидбану Натаван. «Кто эта красавица?», - спросила она у отца. «Это Натаван – ханская дочь, потомок основателя Шуши Панах Али-хана», - ответил папа. Когда я родилась, мама решила назвать меня в честь Натаван. Повзрослев, я стала интересоваться биографией карабахской принцессы, мечтала однажды увидеть дом в Шуше, в котором она жила. Год назад мне посчастливилось это сделать. Жаль, что от него почти ничего не осталось, только полуразрушенные стены. Но, прикоснувшись к ним, я словно окунулась в прошлое. Почувствовала дух того времени. А чуть позже, в Баку, мне неожиданно написала одна из потомков Панах Али-хана, бакинка Говхер Джаваншир. В соцсетях она увидела мою коллекцию старинных платьев и попросила организовать для нее фотосессию в образе Натаван. Я с радостью согласилась. Получились невероятно красивые, живые фотографии.

- А как определились с выбором профессии?

- Я была творческим ребенком. Любила рисовать, вязать, шить. Вязать меня научила соседка в Ичеришехер, тетя Вера. Помню, как пятилетней девочкой, я сидела со спицами на ступеньках соседского дома и ждала, когда тетя Вера вернется с работы домой, чтобы продолжить уроки вязания. Потом, когда отца перевели в Ленкорань, мама отдала меня в местный кружок рисования. Там я познакомилась с прекрасным педагогом Шейдой Зейналовой, ученицей самого известного азербайджанского художника-орнаменталиста, ковроткача Латифа Керимова. Она научила меня разбираться в традиционных азербайджанских узорах и орнаментах. Когда пришло время определяться с профессией, отец спросил, кем я хочу стать. «Дизайнером», - ответила я. «Дочь, может все-таки учителем или врачом. Хорошие женские профессии», - просил папа. Я была непреклонна: «Только дизайнером!». Поступила в Азербайджанскую государственную академию художеств, а после – поехала в Москву. Училась в Московском государственном университете дизайна и технологий и в «Лаборатории моды Вячеслава Зайцева».

- Как проходила ваша учеба у Зайцева?

- Вячеслав Михайлович - гениальный модельер, один из символов моды в России. Его «Лаборатория» научила меня многому. Нам преподавала профессиональная команда модельеров. Каждый день мы открывали для себя что-то новое, учились, совершенствовали свои знания, практиковались. Особо хочу отметить ведущего преподавателя «Лаборатории моды», доцента кафедры «Дизайн» Гуманитарно-прикладного института МЭИ Елену Ржевскую. Она научила меня принципам композиции в костюме, сочетанию всех элементов одежды в единое целое. А Вячеслав Зайцев часто повторял нам: «Главное, чтобы у вас горели глаза. Вы должны любить свою работу, жить ею. Если будет эта любовь, все у вас получится!». Помню, как я представила ему свою дипломную работу: коллекцию, в которой использовала азербайджанские национальные мотивы, келагаи, антикварные украшения. Вячеславу Михайловичу понравилось. Он отметил, что коллекция получилась необычной и колоритной. А, главное, запоминающейся, с азербайджанской изюминкой.