AZN = 44.92 RUB
USD = 76.32 RUB
EUR = 91.31 RUB

A
Памятники культурного и религиозного наследия освобожденного Карабаха

Памятники культурного и религиозного наследия освобожденного Карабаха

Самира Кязимова    "Москва-Баку"
21.11.2020 23:55

Карабах - исторический центр Азербайджана, где сосредоточено большое число объектов культурного наследия азербайджанского народа. За время оккупации Карабаха почти все памятники истории, музеи, церкви и мечети были разрушены или разграблены. После завершения войны в Карабахе и освобождения азербайджанских земель историко-культурные и религиозные объекты будут восстановлены. В интервью «Москва-Баку» ведущий научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Азербайджана, доктор философии по истории, доцент Мубариз Агаларлы рассказал о самых значимых исторических объектах на возвращенных территориях Азербайджана.

мубариз агаларлы.jpg- Сколько исторических памятников находилось на территории Карабаха?

- В целом, в Карабахе насчитывается более 2-х тысяч памятников истории. Это мечети, церкви, исторические сооружения, хотя, я думаю, что их намного больше. Ведь в советское время раскопки в том регионе велись не столь интенсивно и, уверен, очень скоро Азербайджан организует археологические исследовательские группы, которые с большей активностью продолжат изучение истории Карабаха. Известно, что более 700 памятников архитектуры, археологии, садово-паркового и декоративно-прикладного искусства занесены в список сооружений, находящихся под государственной охраной. Из них 13 относятся к памятникам мирового значения: мавзолей Гулу Муса оглы (1314 г.) в Агдамском районе, Генджасарский (1238 г.) и Худавенский (ХIII-ХVIIвв.) монастыри в Кельбаджарском районе, 11-ти- и 15-типролетные мосты (XII-XV вв.) на реке Араз в Джебраильском районе, памятник средневекового градостроительства - город Шуша, Азыхская и Тагларская пещеры - места обитания первобытного человека периода палеолита в Физулинском районе, поселения периода энеолита Чалагантепе и Лейлантепе, периода бронзы Узерликтепе в Агдамском районе, комплексы курганов периода бронзы в Ходжалинском и Джебраильском районах.

Мавзолей Шейха Ягуба, мечеть Коч Ахмедлы Джума, мечеть Гаджи Алескера, мавзолеи Шейха Ибрагима и шейха Ахмеда Султана, крепость Панах-хана, дом Хуршудбану Натаван и другие памятники также являются ценными вещественными образцами азербайджанской истории и культуры.

Во второй половине XVIII века в Карабахе были построены крепости Баят, Шахбулаг (Тарнакют), Панахабад (Шуша), в которых располагались базары, караван-сараи, мечети, бани, были созданы населенные пункты городского и поселкового типа. В Агдаме были сооружены дворцы и купола для Панах-хана и его семьи. В центре Карабахского ханства - в Шуше, в интерьере жилых помещений и общественных построек были созданы великолепные и типичные образцы настенного орнамента. Сегодня практически все историческое наследие Карабаха нужно восстановить, так что, что нам предстоит много работы.

- Что произошло за прошедшее время с албанскими храмами в Карабахе?

- Албанские храмы выдавались за армянские. За 30 лет они успели заменить албанские надписи на стенах церквей на свои. Отмечу, что в 1836 году российский император Николай I своим указом ликвидировал Автокефальную албанскую церковь, а храмы и имущество повелел отдать армяно-григорианам. Упразднение Албанской церкви стало началом политики агрессивного присвоения албанского этнокультурного наследия и трансформации его в «армянское». Известно, что в XV веке армянские священнослужители пришли на Южный Кавказ в поисках родины и с желанием создать государство. Арендовав албанский монастырь «Учмуаззин» (авт.- перевод «трое, читающих азан») - нынешний Эчмиадзин - у правителя Гарагоюнлу Джахан Шаха в 1441 году, они перенесли армянское католичество из города Сис в Киликии в этот монастырь. После этого сюда направились армянские миссионеры. Позднее армяне сменили название «Учмуаззин» на «Эчмиадзин». Монастырь стал религиозным центром армян на Южном Кавказе.

- Сохранились ли мечети на освобожденных от оккупации территориях?

- В исламский период в Карабахском регионе Азербайджана было построено большое количество мечетей и минаретов. По официальным данным, сегодня на территории Карабаха насчитывается 403 историко-религиозных памятника, из которых 67 - мечети, 144 - храмы, 192 - святилища. К сожалению, 63 мечети (13 - в Шуше, 5 - в Агдаме, 16 - в Физули, 12 - в Зангилане, 5 - в Джебраиле, 8 - в Губадлы и еще 8 - в Лачине) полностью разрушены, еще четыре разрушены частично.

Армяне уничтожили и древние очаги цивилизации в Агдамском районе. Там разрушены памятник Узерликтепе, Мавзолей Гутлу Самы Муса в селе Хачиндербенд (XIV век), гробница в селе Кенгерли (XIV век), гробница, возведенная в честь дочери хана Натаван и ее сына (XIX век), Шахбулагская крепость и другие исторические и культурные объекты.

- Как сложилась судьба Азыхской пещеры во время оккупации? Проводились ли там незаконные раскопки?

- Палеонтологическая стоянка в пещере Азых, расположенной в 16 километрах от Физули, была обнаружена в 1960 году видным азербайджанским археологом Мамедали Гусейновым. Во время исследований в Азыхской пещере в 1968 году была найдена нижняя челюсть человека пренеандертальца или азыхантропа. Это было выдающееся научное открытие, так как в истории мировой археологии на тот момент подобного рода находка являлась пятой по счету. Она имеет очень большое сходство с палеонтропологическими находками со стоянки Тотавель на юге Франции. Это обстоятельство позволило антропологам впервые сделать вывод о существовании обширной области обитания пренеандертальцев на территории Европы. Первобытный человек поселился в Азыхской пещере около 400 тысяч лет тому назад. В течение многолетних исследований в пещере были также обнаружены первобытные орудия труда. Кроме них, в Азыхской пещере были найдены кости доисторических животных и очаги, свидетельствующие о том, что в эпоху каменного века люди пользовались огнем. Свидетельство поклонения огню можно найти на наскальных рисунках. Отмечу, что поклонение огню с отдаленных времен сказалось на культуре и быте азербайджанского народа.

Незаконные раскопки в Азыхской пещере начались еще в 2002 году, когда эта территория была под оккупацией. Тогда армянская сторона привлекла археологические экспедиции из Великобритании, Ирландии, Испании и Италии. В результате раскопок, найденные доказательства обитания в этих местах древних людей оказались в музеях западных стран. И иностранные ученые в своих работах представляли Азыхскую пещеру как «армянский памятник истории».

-Армяне называют Карабах «Арцахом». Каково происхождение этого названия?

-Название «Карабах» в переводе с азербайджанского означает «Черный сад» («гара» - черный, «баг» - сад). Словосочетание «гара» и «баг» обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. История формирования Карабаха как названия конкретной области, региона Азербайджана, позволяет в более научной форме объяснить его этимологию, потому что в азербайджанском языке, так же, как и в других тюркских языках, слово «гара», кроме обозначения цвета, имеет другие значения - «большой», «темный», «непроходимый». Кстати, слово «Арцах» тоже имеет тюркское происхождение, оно происходит от слова «Арсак». В VII веке до н.э. между реками Кура и Аракс находилось Сакское царство. Племена саков тождественны тюркским племенам, которые в пехлевийских источниках упоминаются как авестийские туры или туранцы. Это территория сегодняшнего Карабаха. А слово «ар» или «эр» означает мужественный, храбрый.