Востребованный на мировой оперной сцене обладатель богатого голоса и удивительной способности погружаться в роль Андрей Григорьев — один из ведущих баритонов Большого театра России. Андрей Иннокентьевич также преподает вокальное искусство в Российской академии музыки имени Гнесиных. Недавно в рамках организованного Русским домом в Баку концерта заслуженный артист РФ Андрей Григорьев выступил на сцене Бакинской музыкальной академии им.Узеира Гаджибейли. Корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с известным оперным исполнителем, который рассказал о дружбе с азербайджанскими коллегами и поделился впечатлениями о своем знакомстве с Баку.
- Андрей Иннокентьевич, вы объездили с гастролями полмира, но ни разу не были в Азербайджане? Как прошло ваше первое знакомство с Баку?
- На самом деле я всегда хотел здесь побывать, но из-за плотного гастрольного графика и преподавательской работы на кафедре в Гнесинке никак не удавалось выбраться в Баку. И вот, наконец, получилось увидеть этот прекрасный город. Жаль, что не удалось посмотреть все достопримечательности, но я обязательно наверстаю упущенное в следующий раз, когда снова приеду сюда. А пока я успел познакомиться с центром азербайджанской столицы: прогулялся по Старому городу, прошелся по местным магазинчикам, увидел Приморский бульвар, попробовал знаменитый бакинский люля-кебаб. Баку - невероятно красивый город, со своим восточным колоритом и европейским размахом. Уютный, теплый и душевный.
- На днях в Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли с большим успехом прошел концерт артистов Российской академии музыки имени Гнесиных. Расскажите, как вас принимали бакинские зрители?
- Принимали тепло, как старых знакомых. Конечно, было приятно слышать восторженные отзывы и аплодисменты. Вообще, я заметил, что бакинцы очень гостеприимные и душевные. И прекрасно разбираются в хорошей, качественной музыке. Высоко ценят оперное искусство и умеют наслаждаться прекрасным.
- На протяжении долгих лет вы преподаете в Российской академии музыки Гнесиных и служите в Большом театре. С кем из азербайджанских коллег поддерживаете дружеские отношения?
- На нашей кафедре преподает бывшая бакинка Елена Зеленская — народная артистка РФ, выпускница Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли. Елена Эмильевна — солистка Большого театра, она обладает роскошным, невероятным по силе и яркости голосом. Прекрасная артистка, которая выступает на лучших мировых сценах. В оперной труппе Большого театра также солируют бакинцы, народные артисты Азербайджана Динара Алиева и Эльчин Азизов. Великолепные исполнители с сильнейшими голосами! С ними я часто выступаю на одной сцене. Когда вернусь в Москву, обязательно расскажу им о своей поездке в Баку.
- Андрей Иннокентьевич, вы родились и выросли в Иркутске. Расскажите, как сибирскому мальчику удалось стать известным оперным исполнителем?
- О сцене я мечтал с детства. Будучи совсем юным, точно знал — стану певцом. Любовь к музыке мне привил дедушка Павел Егорович. Он был самоучкой и любил петь. Поэтому музыка в нашем доме звучала всегда. После школы я учился в Иркутском училище искусств в классе Вячеслава Смолякова, а в 1985 году перевелся в Екатеринбург в Музыкальное училище имени П.И. Чайковского. Спустя два года поступил в Уральскую консерваторию в класс профессора, народного артиста РФ Николая Николаевича Голышева. Будучи студентом музыкального училища в Екатеринбурге я успел обзавестись семьей и нужна была подработка. Пошел в Свердловский оперный театр натирщиком полов, потом меня чуть повысили — я стал монтировщиком сцены, а затем — сотрудником осветительного цеха. Между работой наблюдал за выступлениями артистов и грезил о сцене. В то время театром руководили Александр Борисович Титель и Евгений Владимирович Бражник, а моя супруга Ирина Кабардинская была ведущей солисткой театра. Зная о том, что я мечтаю о сцене, однажды Александр Борисович доверил мне небольшую партию в спектакле «Сказка о царе Салтане». Там был эпизод с тремя дьяконами, в образе одного из которых я и выходил на сцену. А потом я узнал о том, что в Ансамбль песни и пляски Западной группы войск в городе Эберсвальде (Германия) набирают артистов. Прошел прослушивание и меня приняли, подписали контракт. По рекомендации моего профессора Николая Голышева перевелся на заочное отделение Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных по классу Наталии Шпилле и уехал в Германию.
Два года я выступал в составе военного ансамбля, объездил практически все немецкие города. В перерывах между выступлениями ездил в Екатеринбург на сессии. В один из таких приездов встретил Александра Борисовича Тителя. «Ты куда делся? Почему я не вижу тебя в театре?», — спросил он меня. Я рассказал ему, что теперь выступаю в армейском ансамбле в Эберсвальде, пою военные песни. «А, давай-ка, приходи на прослушивание в театр, но исполни мне что-нибудь из оперы», — подмигнул Титель. Я пришел, спел арию Елецкого из оперы «Пиковая дама» и арию Демона «На воздушном океане». После прослушивания мне сказали: «Готовь документы, мы берем тебя в труппу». Так я стал солистом Свердловского оперного театра, а спустя два года получил диплом Российской академии музыки имени Гнесиных.
Я обладатель множества наград различных международных конкурсов. В моем репертуаре значатся ведущие партии: Жорж Жермон, Елецкий, Мизгирь, Евгений Онегин, князь Андрей Болконский, Фигаро... Я гастролировал в Австрии, Германии, Италии, Южной Корее, Японии, США… Участвовал в гастролях Большого театра в Лондоне, Риме, Сеуле, Гонконге и Варшаве…
- Своей путеводной звездой в покорении Москвы вы считаете Ирину Архипову. Как вы познакомились?
- С Ириной Константиновной я познакомился на одном из международных конкурсов молодых оперных певцов. И с этого момента она стала наблюдать за моим творчеством. После того, как я стал лауреатом конкурса в Барселоне, она начала приглашать меня на свои фестивали «Ирина Архипова представляет…». А однажды Ирина Константиновна предложила мне переехать в Москву: «Хочешь работать в московском театре «Новая опера» под руководством Евгения Колобова?». Я посоветовался с супругой и мы начали собирать чемоданы. В 1995 году мы с Ириной и маленькой дочкой переехали к ее родителям в Ярославль, который находится в четырех часах езды от Москвы. Каждое утро первой электричкой я ездил в театр и возвращался домой поздним вечером. Как-то Евгений Владимирович вызвал меня к себе в кабинет: «Это правда, что ты приезжаешь в Москву из самого Ярославля?». После этого разговора театр выделил мне комнату в общежитии на Старом Арбате. А через некоторое время Ирина Архипова позвонила и сказала: «Андрей, я написала за тебя заявление на поступление на работу в Большой театр! Тебе осталось только пройти прослушивание». На прослушивании я исполнил ту самую арию Елецкого и меня сразу приняли. Как оказалось, в этот период руководство Большого театра искало баритон на партию князя Елецкого. Кстати, мой дебютный выход на сцену Большого состоялся именно в дуэте с уроженкой Баку Леной Зеленской.