AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Экономист: Взаимодействие России с Азербайджаном в рамках ОПЕК+ сведется к обоюдовыгодным решениям

Экономист: Взаимодействие России с Азербайджаном в рамках ОПЕК+ сведется к обоюдовыгодным решениям

Олег Белозеров    "Москва-Баку"
17.03.2019 19:43
/upload/iblock/492/4927c99d534cbeb8041f5245f8e6122b.png

В Баку 18 марта открывается заседание Совместного мониторинового комитета ОПЕК и ОПЕК+ (или «не-ОПЕК»), в который входят ведущие страны обеих организаций, в том числе курирующие нефтяную промышленность министры Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Алжира и Омана. От России в Баку прибыл министр энергетики Александр Новак. Азербайджан представляет его коллега Парвиз Шахбазов. Прибыл и генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо, которого принял у себя в резиденции президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Судя по официальной повестке, участники заседания комитета намерены оценить ситуацию с ценами на нефть, проверив ход выполнения сделки, которую обе организации заключили в декабре. Тогда, напомним, и картель, и страны «не-ОПЕК» договорились снизить добычу, чтобы восстановить цены на нефть, упавшие осенью на 25 процентов.

Однако неофициально на повестке дебатов стран, не входящих в картель ОПЕК, судя по утечкам в прессе, будет и другой вопрос, – не пора ли им наконец формализовать, узаконить свой альянс, создав официальный клуб стран ОПЕК+.

О том, выгодно ли России и Азербайджану вступать в официальный альянс, в интервью порталу «Москва-Баку» рассказывает заместитель генерального директора российского Института национальной энергетики Александр Фролов.

– Александр Сергеевич, Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) существует с 1960 года. Ни Россия, ни Азербайджан в него не входят. Раньше никому это не мешало. Почему возникла идея создать новый параллельный союз?

– Выгодно. Как известно, ОПЕК давно нуждается в реформе, ему давно пора меняться. Об этом говорит тот факт, что ОПЕК очень часто давал ошибочные прогнозы по ценам нефть. После того, как к 2016 году цены на нефть катастрофически обвалились, ОПЕК начала сотрудничать с Россией и другими нефтеносными странами, не входящими в картель. И потрясающе! Их взаимодействие с тех пор оказывает на рынок крайне положительное влияние. Так что новый альянс, если он будет создан, станет еще одним регулятором рынка.

– Нет ли у вас опасения, что Россия как самый сильный участник будущего клуба подомнет под себя всех остальных, более мелких?

– Да, сейчас все понимают, что в ОПЕК лидером остается Саудовская Аравия, которая добывает треть всего объема нефти этого картеля. Просто ввиду того, что она добывает больше всех, ее влияние наиболее велико. Саудовцы привыкли, что они лидеры. Иногда с ними не соглашаются, спорят, даже бьют посуду, как Катар, который недавно решил выйти из ОПЕК. Тем не менее, они могут продавить многие решения и заставить более мелких выполнять решение, которые приняли более сильные.

Но ОПЕК+ создается по другим правилам. Пока формально организации нет вообще. Тем не менее, уже несколько раз после консультаций страны ОПЕК+ принимали решения, которые всех устраивали, договаривались о снижении добычи нефти и потом эти соглашения на практике действительно выполнялись, все участники держали слово.

– То есть предполагается, что организация будет чисто консультативной? Никакой дисциплины?

– Еще год назад многие говорили, что формат ОПЕК+ себя изжил, это, дескать, был временный ситуативный союз. Он своей цели достиг, цены на нефть выросли. И скоро такого формата не будет. Ан нет! Альянс сохранился, в декабре он заключил новое соглашение – и оно соблюдается.

Так что теперь для ее участников ничего не изменится. Произойдет лишь некая формализация. Однако и такое решение станет позитивным сигналом рынкам – смотрите, мы собрались и мы теперь здесь надолго.

То есть с 2016 года организация де-факто и так уже существует. И всегда все решения принимались консенсусом, никто никого не заставлял.

– Россия и Азербайджан порой конкурируют на одних и тех же рынках. Они тоже в рамках нового альянса, скорее всего, смогут договориться?

– Трения между Россией и другими участниками однозначно будут. Не бывает такого, чтобы большая, крупная организация включающая в себя очень разные страны с очень разными идеологическими установками и разными экономиками не сталкивалась бы с противоречиями, чтобы там не возникало каких-то жарких споров. Споры будут. У России с Азербайджаном они тоже будут возникать. Ведь в политической области у наших двух стран тоже периодически проявляются разногласия.

Но сейчас самое главное, чтобы этот новый формат заработал, чтобы он продолжил активное влияние на рынок, потому что без разумного регулирования рынок нефти может скоро прийти в состояние, при котором многим, мелким особенно, игрокам придётся пережить катастрофические изменения в экономике. Дело в том, что на рынке сохраняются предпосылки для новых сильных колебаний.

Так что перед нами стоит выбор. Или катастрофический вариант, при котором всем небольшим нефтедобывающим странам будет плохо. Или вариант, при котором, да, мы периодически будем спорить, но в итоге все равно сможем принять решения, которые пойдут во благо всем.

Россия с Азербайджаном до настоящего времени всегда находили компромисс. Думаю, учитывая прочные связи и географическую близость наших стран, взаимодействие в рамках ОПЕК+ также сведется к обоюдовыгодным решениям.