Изменения в европейской политике после выборов в Европарламент, политические потрясения во Франции и их влияние на ситуацию на Южном Кавказе анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Стратегический регион Евразии - Южный Кавказ снова подвергся попыткам заложить мину замедленного действия под будущий мирный договор Еревана и Баку.
Попытки эти были предприняты в Европе, а точнее, во Франции, куда на этой неделе прилетел с визитом министр обороны Армении Сурен Папикян. В рамках достигнутых сторонами новых договоренностей по военно-техническому сотрудничеству Париж намерен продать Армении радиолокационные системы, самоходно-артиллерийские установки CEASAR, а также проводить обучение армянских военных в области ПВО и развивать другие направления оборонных связей.
Кто-то в связи с этим может призвать не драматизировать ситуацию - дескать, ничего страшного не происходит, развитие ВТС -- законное право любого государства. Но невозможно поверить, что это такая демонстрация готовности приблизить урегулирование в регионе, а не превратить его в пороховую бочку.
Хотя в Париже еще в октябре прошлого года заявили, что поставляемая в Армению военная техника относится к оборонительным вооружениям, последняя сделка свидетельствует об обратном. Французы явно лукавят. И тот факт, что Франция поставляет в Армению летальные вооружения становится еще одним доказательством провокационной деятельности Франции на Южном Кавказе, которая началась не вчера и не сегодня.
Проводящий политику милитаризации и геополитических интриг в регионе, президент Франции Эммануэль Макрон и его правительство явно преуспели в создании многих препятствий на пути нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Нынешнее руководство Франции никак не может смириться с тем, что Парижу выпала участь пятого колеса в мирном процессе.
По этой причине Париж раз за разом и бросает вызов Баку.
Не так давно откровенно скандальные заявления в адрес Азербайджана сделал министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен. После того, как азербайджанское дипломатическое ведомство потребовало извинений, французская сторона еще больше расширила свою клеветническую кампанию.
В целом, будучи колониальной империей, Франция имела опыт создания очагов войны и конфликтов в разных регионах мира. Что же касается президента Макрона, то при нем все эти процессы расцвели пышным цветом. Подтверждением возвращения неоколониальных практик Парижа стали события в Новой Каледонии и других заморских территориях Франции.
Примечательно, что продолжая вести свою кампанию против Азербайджана, президент Франции одновременно пытается задавать тон и в антироссийской политике Запада. Он раз за разом выступает с инициативами, провоцирующими прямой военный конфликт между Москвой и странами НАТО.
Между тем, в начале июня политика нынешнего руководства Франции не прошла испытание европейскими выборами, в ходе которых более 370 миллионов граждан 27 стран Евросоюза избирали депутатов Европейского парламента. Главной сенсацией стало политическое землетрясение в Париже - оглушительное поражение партии Макрона и успех главной оппозиционной силы -- Национального объединения Марин Ле Пен.
Распустив парламент после фиаско его партии и назначив досрочные всеобщие выборы в своей стране, президент Макрон пошел ва-банк. Если верить французским СМИ, то объясняя свой шаг, президент сказал о политических противниках следующее: «Я бросил им под ноги гранату с выдернутой чекой. Теперь посмотрим, что они будут делать». Видимо, Эммануэль Макрон надеялся, что внезапный роспуск парламента и сверхкороткая избирательная кампания - меньше трех недель - застанут его оппонентов врасплох, а его сторонников, наоборот, мобилизуют.
Но произошло прямо противоположное - последние новости из Парижа указывают на то, что мобилизовались противники Макрона, причем как справа, так и слева.
К «Национальному объединению» примкнула значительная часть классических правых, политических наследников де Голля.
Да и на левом фланге за считанные дни был создан широкий альянс, получивший название «Народный фронт».
Два блока сумели привести свой электорат в максимально отмобилизованное состояние, тогда как в лагере «макронистов», напротив, сегодня царят уныние и какая-то обреченность.
На политических дебатах, которые в эти дни идут на основных французских телеканалах, представители президентской партии «Возрождение» выглядят неубедительно, вяло отбиваясь от атак других участников дискуссий. Опросы общественного мнения не сулят «Возрождению» ничего хорошего.
В общем, та самая граната с выдернутой чекой, о которой упоминал любящий сильные ощущения и громогласные заявления Макрон, в итоге оказалась не под ногами у его противников, а у него на коленях, и взрыв может произойти уже 30 июня.
Кто бы ни победил в итоге, сосуществование с этими политическими силами станет для президента Франции сплошным кошмаром. Вновь распустить Национальное собрание он, согласно Конституции, может только через год. Отсюда вытекает главный вывод: политический хаос в одной из ключевых стран Евросоюза продлится как минимум год.
Конечно, это плохая новость для Европы, которая десятилетиями опиралась на французское лидерство.
Но сегодня это лидерство стало злой пародией на само себя - от настоящего лидерства Парижа не осталось и следа.
Политик, продолжающий делать столько недоброго Азербайджану и России, в итоге оказался главным лузером в своей собственной стране. Случайно ли это или же в этом есть определенная закономерность, сказать невозможно.
Как бы то ни было, совершенно определенно можно сказать, что за время его правления президента Макрона было слишком много в других регионах мира - от Африки до Южного Кавказа и слишком мало для своей собственной страны.
Если же говорить о выборах в Европарламент в целом, то они стали безошибочным барометром изменения настроений в странах ЕС, позволяющим понять, чего хочет европейское общество и от чего оно готово отказаться. По итогам выборов более прочные позиции в новом Европейском парламенте заняли «бунтари», не желающие идти в ногу с брюссельской бюрократией.
Нередко приходится слышать рассуждения в том духе, что заседания Европарламента - это лишь политический балаган, в то время как главные решения по вопросам общеевропейской политики принимаются на саммитах стран ЕС.
Однако такие рассуждения выглядят дилетантскими. В европейской политике Европарламент играет не первым, а вторым номером, но все же играет! Самую Еврокомиссию, которая принимает решения в Брюсселе, кстати, избирает Европарламент.
Конечно, устои после этих европейских выборов не пошатнулись, и Европейский парламент, ранее напринимавший столько антироссийских и антиазербайджанских решений, в своем новом составе в целом не изменится до неузнаваемости.
Однако тенденция налицо.
Первый звонок для тех, кто изображает из себя строгих брюссельских, страсбургских или парижских профессоров демократии, готовых больно бить по рукам указкой всех тех, кто отстаивает свои национальные интересы, уже прозвенел.