AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
Предупреждающая поездка Ильхама Алиева в Германию и агрессивные заявления Пашиняна. Интервью Игоря Коротченко

Предупреждающая поездка Ильхама Алиева в Германию и агрессивные заявления Пашиняна. Интервью Игоря Коротченко

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
17.03.2023 15:00

/upload/iblock/f47/f470b6bbb921ec1d56505b49da3224fb.png

Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» разобрал главные тезисы премьер-министра Армении Никола Пашиняна на его большой пресс-конференции, касающиеся армяно-азербайджанской нормализации, отношений с Россией и ОДКБ.

- Никол Пашинян заявил, что кризиса в отношениях Армении и России нет, но зафиксировал наличие проблем...

- Это ненормально, когда страна, которая считается союзником, выбирает путь публичного заявления о наличии каких-то проблем. Ведь есть непубличный канал взаимодействия, в соответствии с которым по линии соответствующих министерств, ведомств всегда можно обсудить любые проблемные вопросы, не вынося их в публичную плоскость, что абсолютно характерно именно для союзников. Кроме того, есть прямой канал взаимодействия между президентом России и премьер-министром Армении и в данном случае вытаскивание проблемных моментов в публичную плоскость говорит о том, что проблемы действительно есть и виновник этих проблем – армянское руководство. Оно, дистанцируясь от России, пытается бросить в публичное пространство определенные факты c соответствующей интерпретацией для того, чтобы по сути сделать Москву ответственной (а по факту просто «повесить» на нее) все те сложности, которые есть сегодня в российско-армянских отношениях. Это недопустимо, это нецивилизованно, это не соответствует духу и букве союзнических отношений между Москвой и Ереваном.

- Комментируя недавний отказ Армении от квоты заместителя генсека ОДКБ, глава армянского правительства, заявил, цитирую: «если эта квота не будет способствовать безопасности, то Армения считает ее бессмысленной». Кроме того, он в очередной раз озвучил тезис, что это ОДКБ выходит из Армении, а не наоборот.

- Это продолжение шантажа ОДКБ и России как ключевой страны-участницы Договора о коллективной безопасности, продолжение всё той же неконструктивной линии Армении, которая была зафиксирована во второй половине и особенно в конце прошлого года.

Какие у Пашиняна претензии к ОДКБ? Когда в сентябре прошлого года произошли известные изменения в позициях азербайджанской и армянской сторон в «серой» зоне между линией соприкосновения подразделений, премьер-министр Армении попытался выдать это за вооруженную «агрессию» Азербайджана, хотя именно армянские военнослужащие спровоцировали военные инциденты. Дальше Армения попыталась опереться на ОДКБ, чтобы натравить организацию на Азербайджан, у нее не получилось: государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности дали Пашиняну по рукам. Нельзя не вспомнить заявления, с которыми тогда выступил на заседании Совета коллективной безопасности президент Белоруссии Александр Лукашенко, что любые вопросы проблемного характера в азербайджано-армянских отношениях необходимо решать политико-дипломатическими методами, что Азербайджан – дружественное государство для участников ОДКБ, высказал также высокую оценку деятельности президента Азербайджана Ильхама Алиева. Все это было сказано в присутствии других членов ОДКБ. У Армении дважды не получилось втянуть ОДКБ в поддержку армянских вооруженных провокаций.

Теперь после всего этого Ереван пытается говорить о том, что это Организация Договора о коллективной безопасности якобы «выходит из Армении», не выполняет союзнические обязательства, более того, что присутствие российских войск на армянской территории якобы создает «угрозу безопасности» республике. И параллельно обвиняет Москву в невыполнении своих союзнических обязательств, обязательств по защите Армении. Это абсолютная провокация, Пашинян разыгрывает западную карту и такими провокационными заявлениями пытается оправдать свое сближение с США, Евросоюзом, в частности, Францией.

Демарш Еревана с отказом от квоты заместителя генерального секретаря ОДКБ – это чисто политический шаг. Мы помним, как начался кризис в отношениях Организации Договора о коллективной безопасности и Армении. Никол Пашинян, придя к власти в Армении, без какого-либо механизма консультаций, распорядился завести уголовное дело против на тот момент генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Заявления армянского премьера, озвученные сейчас им на пресс-конференции - из той же серии. Это безнравственная, безответственная позиция. Она характерна, к сожалению, для Армении как государства и политиков, которые этим государством управляли все последние десятилетия. Отличительные черты - беспринципность, ложь, политическая демагогия и просто элементарное невыполнение тех или иных договоренностей с другими государствами. Страна, которая 30 лет занималась разграблением оккупированных азербайджанских территорий, при этом все время изображала из себя жертву агрессии и продолжает это делать до сих пор.

- Премьер Армении обвинил в невыполнении договоренностей по армяно-азербайджанской нормализации, зафиксированных в трехсторонних заявлениях российского, азербайджанского и армянского лидеров, официальный Баку. Дескать, мы и на мир, и на разблокирование транспортно-экономических связей готовы… А вот Азербайджан якобы хочет, чтобы Армения подписала мирный договор для дальнейшего осуществления «геноцида армян».

- Какого мира хочет агрессор?! Агрессор хочет мира, когда его заставляют капитулировать. Очевидно, Армения, получив передышку после своего разгрома во Второй Карабахской войне, будучи агрессором, сейчас вновь пытается хорохориться и поднимать голову, делая вид, что ставит какие-то условия, педалирует все эти надуманные обвинения в адрес Азербайджана. 10 тысяч армянских солдат регулярной армии находятся на территории азербайджанского Карабаха под видом парамилитарных формирований сепаратистов. На самом деле это все кадровые армянские военные. До недавнего времени, пока была возможность, Армения осуществляла через Лачинский коридор ротацию своих воинских контингентов, завозила в Карабах оружие, мины, «гастролеров» из Европы, которые поливали Азербайджан и Россию различного рода обвинениями. Мирная акция азербайджанских экологических активистов закрыла для Армении возможность продолжения таких провокаций.

Ситуация в регионе после Второй Карабахской войны изменилась кардинальным образом и, думаю, в своих провокациях и дальнейших территориальных претензиях к соседям Пашинян будет опираться на Запад, который готов подставить ему плечо, реализуя свои геополитические интересы на Южном Кавказе.

- Как раз армянский премьер предложил расширить переговорный формат по армяно-азербайджанскому урегулированию и добавить в него в качестве регулярных членов США и Германию…

- Минская группа ОБСЕ благополучно умерла. Карабахская проблема решена, территориальная целостность Азербайджана восстановлена. Дальше стоит только один вопрос – это интеграция армянского населения Карабаха в политическое пространство Азербайджана и получение ими азербайджанского гражданства. Это то, что предстоит. А любые внерегиональные игроки, которые пытаются залезть в Закавказье, в лучшем случае могут быть допущены к процессу только в одном случае – если они признают, что никакого статуса и обсуждения этого статуса для карабахских армян нет и быть не может. Любые внешние игроки должны принимать априори не просто, что Карабах – это Азербайджан, а что карабахские армяне – это граждане Азербайджана. И что никаких особых привилегий по сравнению с остальными азербайджанскими гражданами и другими регионами Азербайджана указанная категория населения иметь не будет и не должна. На этих условиях еще можно говорить о каком-то посредничестве со стороны Запада. Но усиливать позиции Армении за счет того, что на ее стороне в переговорном формате будут участвовать США и Германия - этого допускать нельзя. Запад станет по-прежнему грубо влезать на Южный Кавказ, пытаться развернуть здесь военный контингент под видом гражданской миссии в Армении по периметру всей условной границы с Азербайджаном. И пытаться влезать не только в Армению, но и в Карабах. Пашинян активно пытается этого добиться, добиться замены в Карабахе российского миротворческого контингента западным. В этой ситуации позиции Баку и Москвы полностью совпадают: ни Армении, ни ее западным покровителям, не дадут тасовать карты, играя роль шулера. Наступает новая реальность, когда Армению нужно жестко принуждать к выполнению договоренностей с Россией и Азербайджаном, выполнению трехсторонних заявлений, под которыми стоит в том числе подпись Пашиняна.

- Глава армянского правительства настаивает на фиксировании прямого переговорного процесса между властями Азербайджана и представителями армянской общины Карабаха международным механизмом.

- Я уже сказал, никакой международный механизм невозможен. Карабах – это Азербайджан, переговоры с представителями армянской общины Карабаха – это исключительно внутреннее дело Азербайджанской Республики.

- Власти Азербайджана пригласили представителей армянской общины Карабаха на новую встречу по вопросам реинтеграции, теперь в Баку. Пашинян вчера заявил, дескать, представители общины могут из Баку не вернуться…

- Это все глупости. Азербайджан – цивилизованное государство, в основе логики построения общества которого лежит мультикультурализм. Это лидер Движения неприсоединения, а в сегодняшних условиях мировой турбулентности роль этой структуры возрастает многократно. Поэтому разумеется, все необходимые гарантии безопасности для представителей армянской общины Карабаха, которые приедут в Баку, будут выполнены в полном объеме, ничего им не угрожает, наоборот, их ждут и приветствуют в столице Азербайджана. Потому что политическое руководство Азербайджанской Республики рассматривает карабахских армян как своих граждан и будет делать все для их интеграции и восстановления экономического потенциала всего Карабахского экономического района страны.

Поэтому все подобные заявления Никола Пашиняна – из серии политических манипуляций и демагогий.

- На днях стало известно, что азербайджанцы, которые некогда были изгнаны с территории современной Армении, во-первых, поддержали инициативу властей Азербайджана начать прямой диалог с карабахскими армянами, во-вторых, направили письмо властям Армении и ждут от них начала диалога по вопросу уже их возвращения...

- Значит Пашинян должен официально предложить азербайджанцам, которые и родственники которых проживали на территории Армении до момента трагических событий конца 1980-х годов, инициированных армянскими сепаратистами, приехать в Ереван для начала такого диалога. Армения должна будет соответствующим образом обеспечить гарантии безопасности их пребывания в ходе визита в Ереван, начать конкретные переговоры, на каких условиях, как, при какой финансово-экономической поддержке правительства Пашиняна азербайджанцы могут вернуться и жить на территории тех регионов современной Армении, откуда они в разные исторические периоды были изгнаны. Во всем этом процессе, безусловно, должен работать принцип взаимности. Это будет показателем готовности к движению к миру. Азербайджан его демонстрирует – и на уровне властей, и на уровне народа. Азербайджан пригласил карабахских армян к переговорам в Баку. Соответственно, если Пашинян считает, что он ответственный лидер ответственной страны, то должен пригласить соответствующую делегацию азербайджанцев в Ереван. Ждем, когда это произойдет.

Правда, к сожалению, полагаю, премьер Армении этого делать, вероятнее всего, не станет, потому что главная его задача, – политическое выживание, остальное – вторично. 

Вообще сам факт приглашения карабахских армян на переговоры в Баку для обсуждения вопроса их интеграции и решения экономических, финансовых, политических, юридических вопросов – это показатель очень высокой ответственности азербайджанского руководства. Шаг нестандартный, но это шаг, который выбивает аргументы из рук противников Азербайджана. Это очень продуманная четкая политика. Это политический, дипломатический ход, который еще раз демонстрирует огромный потенциал Ильхама Алиева как политика. Это делает честь Азербайджану, его президенту, заслуживает уважения, показывает дальновидность и силу Азербайджана как государства.

- Премьер Армении, кроме того, заявил в продолжение темы, что армяне Нахчывана якобы подняли вопрос о возвращении.

- Теоретически возможно всё, но при главном условии - конструктивном подходе Армении к армяно-азербайджанской нормализации в целом. Сначала прежде всего нужно решить вопрос интеграции карабахских армян в правовое пространство Азербайджана, получение ими паспортов, полный и незамедлительный вывод всех армянских вооруженных формирований и регулярных частей армянской армии из Карабаха. Все это должно делаться шаг за шагом, а не в параллельном или многостраничном формате. Есть трехстороннее заявление и Пашинян должен его выполнить. По поводу Нахчывана – сначала Армения должна открыть Зангезурский транспортный коридор с экстерриториальным статусом, потом уже будем говорить про возвращение туда армян.

- Взаимоисключающие заявления премьера Армении – для, как вы и сказали, того, чтобы удержаться у власти?

- Никол Пашинян может говорить, что угодно. Я являюсь убежденным сторонником того, что Армению надо заставлять выполнять взятые ею обязательства – политическими, дипломатическими и иными средствами. Потому что эта страна и этот премьер недоговороспособны. Только сочетая кнут и пряник, можно заставить его следовать в конструктивном русле. И Россия должна здесь действовать аналогичным же способом. Мы не должны закрывать глаза на массовые русофобские митинги, на эти бесконечные виляния Пашиняна. У нас в конце концов в руках есть сильные экономические и политические рычаги и надо принуждать премьера Армении к конструктивному поведению и не надо стесняться это делать. В конце концов не Россия зависит от Армении, а Армения зависит от России. Да, Армения суверенное государство... Но мы должны сделать так, чтобы она не превратилась в проходной двор для западных разведок, для различного рода европейских «наблюдателей» в погонах, истинная цель которых – не наблюдать, а готовить новый конфликт на Южном Кавказе, чем сегодня и занимается миссия Евросоюза в Армении.

- Это как раз то, о чем на днях заявляло Минобороны Азербайджана… Ведь после 5 марта обстрелы азербайджанских позиций со стороны ВС Армении и армянских формирований стали регулярными. Цель, заявили в азербайджанском оборонном ведомстве, - вывод миссии ЕС на реакцию.

- Армения продолжит изображать из себя жертву, оставаясь агрессором по духу, по сути и морали. Поэтому продолжится и политика подлых провокаций просто под прикрытием миссии Евросоюза.

- Как вы можете прокомментировать состоявшийся визит Ильхама Алиева в Германию?

- Мы знаем, что канцлер Шольц некоторое время назад внезапно озаботился проблемами Армении и стал таким немецким Макроном. Недавно премьер Армении посетил Германию. И, принимая его, канцлер чуть ли не стал заявлять, что вопрос статуса Карабаха необходимо решать. Уже тогда по требованию Азербайджана некоторые формулировки заявлений Шольца по итогам переговоров с армянским премьером были скорректированы.

Очевидно, что визит президента Ильхама Алиева в Берлин был направлен на то, чтобы политически объяснить Германии деструктивность подобного рода роли, призвать ее к конструктивной модели поведения. Параллельно, безусловно, решались и энергетические вопросы. Это был успешный визит, прагматичный, который решал как политические, так и экономические задачи, стоящие перед Азербайджаном в соответствии с национальными интересами. Оперативная дипломатия Ильхама Алиева – реакция на те проблемы, которые просматриваются, и их купирование. Кроме того, президент Азербайджана вновь направил Армении месседж мира с германской площадки.

- То, что Шольц заявил о непризнании Германией независимости Карабаха, о признании территориальной целостности Азербайджана и Армении, о чем говорит? Правда и Франция высказывалась в подобном же роде недавно, но это не мешает Парижу демонстрировать в большей степени проармянскую позицию.

- Сегодня заявляют одно, завтра – другое. В этом сложно мире мы должны понимать, что друзей, союзников у России и Азербайджана на самом деле очень мало и если мы можем опираться друг на друга, то, безусловно, должны это делать.

Подчеркну еще раз в этой связи большую важность экспертной дипломатии. Зачастую там, где политики сталкиваются с непониманием или невозможностью решать те или иные проблемы, должна эффективно работать экспертная дипломатия, причем работать реально, а не представлять из себя бутафорскую структуру. В качестве примера - армянские лоббисты в России пытаются сделать так, чтобы те форматы экспертной дипломатии, которые создаются, были, как минимум, неэффективны, поверхностны, тусклы с содержательной точки зрения.

Очень важна роль "мозговых центров" России и Азербайджана, которые должны установить прямые контакты друг с другом и реализовывать в том числе совместные исследовательские, аналитические программы – с выводами, конкретными предложениями для первых лиц двух государств.

- Но миссию ЕС в Армении же возглавляет представитель Германии. И Шольц на пресс-конференции с Алиевым вновь подчеркнул, по его мнению, особую роль этой миссии… При этом Ильхам Алиев на пресс-конференции, несмотря на известную жесткую позицию Баку по этому вопросу, тему миссии поднимать не стал…

- Идет очень сложная игра на согласованном французско-германском треке. Азербайджан, я уверен, видит, понимает, кто друг, кто враг, а кто попутчик. Ильхам Гейдарович – политик, который знает, что говорить, как говорить и когда говорить. Если он посчитал, что не нужно поднимать данную тему в этот конкретный момент, значит это было обусловлено его пониманием ситуации и тем, что позиция Азербайджана побеждает и что его визит в ФРГ был успешным с точки зрения тех целей, которые президент поставил.