AZN = 54.19 RUB
USD = 92.13 RUB
EUR = 98.71 RUB
Новости дня

A
10 памятников Лачина: каменные фигуры, монастырь в пещере, музей ашуга (фото)

/upload/iblock/7c1/7c10548599064a8d9e2b519a44f808ae.jpg

Сегодня Лачинский район Азербайджан полностью освобожден от оккупации. До 18 мая 1992 года в районе насчитывалось более 200 исторических, культурных и архитектурных памятников, десятки курганов, важные с археологической точки зрения крепостные сооружения, множество надгробных памятников, стел, фигур животных, сюжетных камней... Здесь произростало считающееся самым редким в мире железное дерево и 400-летние красные дубы, были обнаружены богатые месторождения кобальта, урана, ртути, золота, железа, мрамора и множество источников минеральных вод. После захвата Лачина его население (к концу 1990 года оно составляло 77 тысяч) было изгнано с родных земель, значительная часть исторических памятников была разрушена, а другие пытались выдать за «наследие» армянского народа. Портал «Москва-Баку» рассказывает о 10 исторических и культурных памятниках Лачина, пострадавших во время оккупации.

1. Монастырь «Агаоглан»

Село Косалар в Лачинском районе - уникальное поселение с множеством малоисследованных исторических памятников. На его территории находятся подземные переходы, камни с различными изображениями и памятники архитектуры, относящиеся к древнейшему, даже античному периоду истории Азербайджана. Самым значительным из них является расположенный у подножья горы монастырь «Агаоглан» IV-IX веков. В разные периоды он разрушался и был восстановлен в XIX веке. После реставрации «Агаоглан» стал одним из самых значительных памятников Албанского периода. А в 1992 году, после оккупации Лачина, армяне, под предлогом реставрации, полностью стерли каменные надписи, орнаменты и символы, свидетельствовавшие о его принадлежности к албанскому периоду. Вместо этого были размещены надписи о «принадлежности» храма к армянской грегорианской церкви. Во дворе комплекса было установлено два надгробия, у входа - кресты из красного базальта. Был также изменен фасад здания. Но на этом все не закончилось: в 2007 году армянские епископы в Ереване присвоили монастырю статус григорианской церкви, переименовав ее в «Цицернаванк». Азербайджанские историки не устают напоминать, что этнический состав села Косалар во все времена был азербайджанским, и армянского храма априори здесь быть не могло.

/upload/iblock/813/813a377faea2fb8258c58250d325d1d6.jpg

2. Мавзолеи «Мелик Аждар» и «Кяр гюмбез»

Недалеко от села Джиджимли находятся два памятника архитектуры - мавзолеи «Кяр гюмбез» (в переводе с азербайджанского - Глухой купол) и «Мелик Аждар», которые многие века были местом поклонения - пиром. Две уникальные гробницы расположены на территории старинного мусульманского кладбища. Первый, более ранний («Мелик Аджар») датируется XIII-XV веками, второй («Кяр гюмбез») - ориентировочно XVII веком. «Мелик Аджар» имеет изнутри круглую, а снаружи восьмиугольную форму. Верх проема двери перекрыт целостным балочным камнем, которому придана форма стрельчатой арки. Внутри его бордюра высечен рисунок всадника. В южной части внутренней стены, напротив входной двери, имеется небольшая ниша михраба. По наблюдениям различных исследователей мавзолей со своим суживающимся кверху восьмигранным призматическим объемом, параболической формой купола и изящными чубукообразными угловыми столбиками был создан в результате подражания кочевым шатрам. Мавзолей «Кяр гюмбез» имеет массивный квадратный объем, завершенный восьмигранным куполом. В его архитектурном облике отчетливо прослеживаются традиции христианского зодчества Кавказской Албании. В селе Джичимли также находилась мечеть-медресе, построенная в XVIII веке. К сожаленью, эта мечеть, как и многие другие мусульманские строения на территории Лачина, была разрушена.

/upload/iblock/04d/04dda3a74a99a3f9c88be8d24b169b4b.jpg

3. Дворец «Султана Гамзы»

Село Султанлар-Хусюлю представляет большой интерес с точки зрения изучения истории Азербайджана. Здесь, на склоне высокой горной гряды, расположены развалины больших дворцовых комплексов (шахских крепостей). По преданию, Зангезурский вилаят долгие годы управлялся отсюда. На территории, предположительно в 1761 году, был возведен дворцовый комплекс «Султан Гамза», в строительстве которого широко использовались традиции восточной архитектуры. Среди развалин отчетливо просматривается, что дворец был окружен массивными крепостными стенами, имел высокие башни и вход с южной стороны. Дворец был двухэтажным, с лепными потолками, многочисленными залами и подсобными помещениями. Территория села Султанлар также богата курганами, мавзолеями, каменными изваяниями и фигурами животных. Известно, что в 1998 году армянской стороной были вывезены отсюда в Ереван каменные письмена. Во время оккупации дворец «Султана Гамзы» был разрушен, в 2007 году его отреставрировали и использовали как отель.

/upload/iblock/ef7/ef729306ea73b13590ccbe313a9e1833.jpg

4. Историко-краеведческий музей

На создание историко-краеведческого музея в Лачинском районе правительство Азербайджана подтолкнуло богатое историческое наследие и множество памятников культуры. Здание, в котором располагался музей, имело историческую ценность - его построили в 1924 году, когда был заложен город Лачин. Здание было выдержано в стиле азербайджанской архитектуры, а фасад обработан в виде цветной сетки. Экспонатов было так много, что помимо экспонатов на двух этажах здания, во дворе музея также действовала экспозиция под открытым небом. Здесь демонстрировались образцы искусства, отражающие древнюю каменную пластику Лачинского района. В фонде музея хранились до 10 тысяч предметов, пять тысяч из которых входили в основной фонд. Музей был сдан в эксплуатацию в 1983 году, а спустя шесть лет он стал победителем Всесоюзного конкурса-смотра музеев. Разрушение музея во время армянской оккупации стало огромной потерей для Азербайджана. Около 10 тысяч ценных экспонатов были вывезены в Армению, и сегодня их пытаются представить мировой общественности, как «образцы армянской материальной культуры». Среди них, к примеру, старинная коллекция золотых, серебряных и бронзовых монет. В свою очередь, несколько лет назад, экспонат лачинского музея - сумка из серебра - был продан за $80 тыс на аукционе Sotheby`s в Лондоне.

/upload/iblock/966/966d6d34b92c5aefc46ed4084075e83f.jpeg

5. Каменные фигуры животных

Территория Лачина богата курганами, относящимися к железному и бронзовым векам. На этих курганах, а также вокруг старинных кладбищ можно встретить фигуры каменных животных с арабскими надписями. Что же значат эти каменные памятники? В действительности, это старинные каменные надгробия, которые создавались мастерами резьбы по камню. В руках виртуозных мастеров простой камень-известняк или булыжник превращался в настоящее произведение искусства. На намогильных камнях в форме различных животных отмечается наличие высеченных сцен охоты, различных мотивов, связанных с ремеслом и профессией захороненных. В Лачинском районе на надгробиях в виде каменного изваяния лошади или барана можно встретить изображение фигуры человека, правая рука которого лежит на поясе, а левая вытянута в сторону, и на раскрытой ладони сидит птица. Как оказалось, у древнетюркских племен существовало божество - птица Хумай, и ее присутствие на памятниках, вероятно, предназначалось для их защиты от разрушения.

/upload/iblock/2a4/2a46786401130af77e65d7ac8b4cd81d.jpg

6. Храм Варазгун

Храм Варазгун - расположенный на территории Лачинского района древний памятник албанской архитектуры. Он был построен во II-V веках, в период Кавказской Албании, однако до наших дней сохранились лишь его руины. Вокруг храма также находятся развалины поселения под название Варазхан. На территории храма, построенного в высокогорной местности, были найдены руины древних албанских кладбищ, а также монеты эпохи Сефевидов XVI века. Древний храм - один из многих находившихся под оккупацией памятников, который армяне пытались себе присвоить.

/upload/iblock/d94/d945c2ed55db07d6ce9b2d38d68a9593.jpg

7. Мемориальный музей Сары Ашуга

Жизненный путь известного как в устном народном творчестве, так и в письменной поэзии мастера баяты Сары Ашуга еще при его жизни превратился в легенду. Один из видных представителей классической азербайджанской народной поэзии, мастер баяты всего тюркского мира Сары Ашуг Абдулла родился в Южном Азербайджане в 1605 году. В юном возрасте он вместе с семьей переехал в местечко Гюлебирд (на территории Лачинского района). Здесь Абдулла полюбил девушку, которую воспевал в своих четверостишьях - баятах. Но взаимные чувства молодых людей не нашли поддержки со стороны родителей девушки, поскольку Абдулла был «пришлым» и не из зажиточной семьи. Разлученная с возлюбленным, юная Яхшы заболела от тоски и покинула этот мир. Сары Ашуг свои оставшиеся дни провел у могилы возлюбленной, слагая в ее честь баяты и напевая их под грустные мелодии саза. Почувствовав приближение конца, поэт завещал, чтобы его похоронили поблизости от любимой, на склоне холма, где он годами воспевал их взаимную, но несчастную любовь. В XVII веке над его могилой был воздвигнут мавзолей. В 1989 году в селе Гюлябирд в торжественной обстановке открылся мемориальный музей Сары Ашуга. В результате оккупации Лачинского района армянскими вооруженными силами, здание музея и 200 его экспонатов были уничтожены.

/upload/iblock/f24/f24a08d699d091126d5679666aadf4a2.jpg

8. Святыни

Лачин - это край святынь. До оккупации сюда приезжали, чтобы посетить святые места, побывать в святилищах - пирах, помолиться и попросить о помощи у похороненных здесь святых. В селе Зейва находилось святилище Султан Баба Пир (XIX век) и могила шейха Ахмада (XIX век). В селе Арикли когда-то были старинные кладбища, где находились гробницы Аришиша (XVI век), Гарасаккала (XVI век) и Халифы (XVII век), которые особо почитались среди местного населения. К сожалению, большинство святилищ были уничтожено во время армянской оккупации.

/upload/iblock/3d7/3d79a039c50c02c7d101d2e1192500cd.jpg

9. Памятник участникам Великой Отечественной войны

Один из последних памятников, который появился в Лачине, был посвящен памяти участников Великой Отечественной войны. В Азербайджане всегда с уважением относились и продолжают относится к этой странице истории, и чтили память погибших воинов. Сотни тысяч азербайджанцев отправились на фронт и внесли свой вклад в победу над фашизмом. В память о героях и событиях Второй мировой войны в Лачине был установлен Монумент «1941-1945», который украшали бесстрашные лица сражавшихся против фашизма. К сожалению, через год после оккупации Лачина, в 1993 году монумент был осквернен, советские символики расстреляны и повреждены. А через несколько лет власти Армении цинично превратили его в «Монумент свободного Арцаха», нанеся на него имена армянских солдат, погибших в первой карабахской войне.

/upload/iblock/092/09223b8a1386fd2b8bd390a5be11750d.jpg

10. Термальные воды

Как и в соседнем городе Кельбаджаре, в Лачине находится множество целебных источников. Люди издревле знали о полезных свойствах этих минеральных вод и использовали их для лечения от различных заболеваний. В народе за чудотворную силу их прозвали - «Родник для головы», «Родник для глаз», «Родник для зубов», «Родник для желудка» и др. Эти источники находятся, в основном, вблизи населенных пунктов Минкенд, Молла-Ахмедли и Мирик. Согласно легендам, во времена завоевателя Тимура, армия которого останавливалась на южных склонах недалеко от Минкенда в 1386 году, воины залечивали в минеральных источниках свои раны и укрепляли здоровье ваннами в запрудах с теплой термальной водой. 

/upload/iblock/423/42374379c15feeb9b4e36eeedafcd097.jpg