Идея о том, что достигнутый карабахский мир - унизительный, плохой, не отвечающий интересам Армении и поэтому нужно начинать работать над тем, чтобы возвращать потерянное, изгнав «предателя Пашиняна», была ключевым тезисом оппозиции на состоявшихся выборах, разве не так?
Казалось, волна благородного народного гнева, направленного против премьера, вот-вот сметет его власть, однако все получилось совсем по-другому. Партия «Гражданский договор» Никола Пашиняна получила достаточно голосов, чтобы самостоятельно формировать правительство, в то время как оппозиция, которая многих, в том числе и в России, убедила в своей неминуемой победе, потерпела разгромное поражение.
Оценивая итоги внеочередных выборов в Армении, нельзя не признать: фактически это был референдум по вопросам войны и мира на Южном Кавказе, в ходе которого оппозиция, делавшая ставку на идею реванша, так и не смогла найти широкую поддержку избирателей, показавших, что их волнуют другие приоритеты. Вопрос о Карабахе, о его статусе и о возврате потерянных территорий военным путем, потому что другого пути не будет, среди этих приоритетов не значится. Фигуры из прошлого собрать страну под знаменами реванша уже не смогут.
«Внутриполитический кризис в Армении, который начался 9 ноября, завершен. С завтрашнего дня мы начинам работу в нормальном режиме. И надо понимать, что условия и климат в стране серьезно изменились, потому что народ дал нам мандат на установку в стране диктатуры закона», - заявил в понедельник на митинге своих сторонников Никол Пашинян, дав понять, что после 20 июня в Армении начинается новый отсчет времени.
Первая неделя после армянских выборов показала: в стране в самом деле наступает новый этап, дающий новый шанс на продолжение работы по долгосрочному урегулированию на Южном Кавказе. Страна удивительно быстро вернулась к нормальной жизни, всех протестующих как ветром сдуло.
Лидеры оппозиции, которые грозились добиваться пересмотра итогов выборов и заявляли о нарушениях, похоже, от этой идеи отказались, чтобы не ставить себя в нелепое положение, учитывая, что состоявшиеся выборы не вызвали ни малейшего сомнения в их легитимности ни у наблюдателей СНГ, ни у миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Еще в понедельник, не дожидаясь анонсированной пресс-конференции оппозиции, которая грозилась обнародовать новый план действий по пересмотру итогов выборов, о поддержке выбора народа Армении сообщили в Кремле.
«Мы очень внимательно отслеживаем информацию из Еревана, мы приветствуем информацию Центральной избирательной комиссии Армении о том, что эти выборы состоялись. И, конечно, мы видим, что убедительную победу одержала партия Пашиняна. Мы поздравляем армянский народ с выбором» - по горячим следам прокомментировал итоги голосования пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков.
В ходе состоявшегося в четверг телефонного разговора Никола Пашиняна с Владимиром Путиным российский президент поздравил его с благополучным проведением парламентских выборов и победой на них. В сообщении пресс-службы Кремля, распространенном по итогам переговоров, отмечается, что российская сторона продолжит активные посреднические усилия, нацеленные на обеспечение стабильности в Карабахе.
«В ходе обмена мнениями по Нагорному Карабаху подчеркнута важность последовательной реализации договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года и 11 января сего года. Российская сторона продолжит активные посреднические усилия, нацеленные на обеспечение стабильности в регионе. Условлено о дальнейших личных контактах», -- говорится в сообщении.
О том, что после выборов в Армении складываются все предпосылки для продолжения процесса мирного урегулирования, заявили на этой неделе и в Баку. Азербайджанская сторона дает понять, что после того, как кабинет министров Армении будет сформирован, трехсторонняя межправительственная рабочая группа по разблокированию коммуникаций, продолжит свою деятельность, которую в Баку считают эффективной.
Остается загадкой, почему проект свержения Никола Пашиняна, который так старательно надували все последние месяцы, сдулся столь стремительно, как проколотый мяч.
Наверное, это могло бы стать темой отдельного экспертного исследования или журналистского расследования. В эти дни часть экспертного и медийного сообщества, в том числе и в Москве, переглядываясь, с недоумением пожимает плечами, учитывая, что еще совсем недавно лидер ведущего оппозиционного блока «Армения» Роберт Кочарян раздавал многочисленные интервью российским СМИ, позиционируя себя сильной рукой и кризисным менеджером, который придет и наведет порядок. Спасет страну от дальнейшего развала, а заодно и выправит опасный крен в решении карабахского вопроса. И вот -- такое, будем прямо говорить, фиаско, потому что ждали совсем не этого.
В этом смысле, прошедшие в Армении выборы -- это урок всем и вопрос ко всем. В том числе, это вопрос к тем экспертам и журналистам, кто распространял опросы общественного мнения, из которых следовало, что блок «Армения» экс-президента Роберта совершил головокружительный рывок. Рывок, который, якобы, позволил ему вначале лишь наступать на пятки партии власти «Гражданский договор», а потом и вовсе обойти ее по популярности на финише избирательной гонки.
Конечно, статистическая погрешность закладывается в любые опросы, но Gallup International так не прокалывается, так не ошибается, как прокололся его армянский партнер компания компания MPG. Не было ни одного случая в мире.
Отсюда вывод: неожиданность итогов этих выборов обусловлена сомнительными опросами и оценками ряда экспертов, которые скорее выступали на стороне одной из политических сил, а не давали объективный анализ ситуации.
Как бы то ни было, эти армянские выборы показали: старая элита и ее лидеры оказались неспособны консолидировать общество даже на волне недовольства военным поражением во второй карабахской войне.
Скажет прямо: шлейф общественного негатива в адрес «бывших» оказался слишком велик, в то время как электорат Никола Пашиняна оказался максимально отмобилизован.
Сегодня, после выборов, когда пыль улеглась, а мутная предвыборная волна схлынула, в экспертном сообществе уже звучат другие оценки. Приведем лишь некоторые из них.
«Наиболее важно то, что сакрализация проблемы Карабаха и идея национального реванша оказались не востребованы широкими слоями общества, которые предпочли другие приоритеты. Кроме того, большинству было понятно, что в условиях уже сложившегося международного консенсуса, пусть и довольно хрупкого, по ситуации на Южном Кавказе и вокруг Карабаха, новые старые власти Армении, если бы они даже победили на выборах, вряд ли смогли бы перевернуть ситуацию в свою пользу», -- говорит старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Александр Гущин.
И еще один принципиально важный момент. Выборы в Армении подтвердили поддержку, пусть и чрезвычайно болезненную, выработанной при посредничестве Москвы в ноябре прошлого года формулы будущего мира в регионе. Если курс на нормализацию будет продолжен, для России это будет означать возможность нейтрализации потенциально опасного очага долгосрочной нестабильности на ее южных рубежах.
При этом курс на понижение конфронтационности между Арменией и Азербайджаном должен облегчить задачу вовлечения Баку в интеграционные процессы в Евразии.