Перезапуск переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном и подводные камни на пути урегулирования анализирует политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Мирный процесс на Южном Кавказе, за последние годы потерявший уже столько шансов на успех и сменивший самые разные международные переговорные площадки, неожиданно попробовал себя на еще одной площадке.
Произошло это на полях 60-й Мюнхенской конференции по безопасности, участниками которой стали президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян.
На правах хозяина форума канцлер Германии Олаф Шольц выступил инициатором встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, которая в итоге состоялась. Вначале лидеры Германии, Азербайджана и Армении пообщались в трехстороннем формате, после чего Олаф Шольц оставил Ильхама Алиева и Никола Пашиняна для переговоров с глазу на глаз.
В связи с этим нужно обратить внимание на два момента, делающие эту инициативу непохожей на другие инициативы.
Во-первых, общение азербайджанского президента и армянского премьера изначально не планировалось, так что можно сказать, что в Мюнхене это была импровизация.
Во-вторых, неожиданным стало и выдвижение канцлера Шольца на роль медиатора, учитывая, что никогда ранее он не принимал активного участия в посреднической миссии Запада. В отличие от президента Макрона, из уст которого заявления по Южному Кавказу на протяжении последних месяцев сыпались со скоростью спама. Но Шольц никогда не бежал впереди европейского паровоза в армяно-азербайджанском урегулировании. И вдруг - вышел на сцену.
Зачем - сейчас разберемся.
Не будем впадать в эйфорию и предпочтем осторожные оценки, но движение вперед все же наметилось. По итогам своей первой в этом году встречи Ильхам Алиев и Никол Пашинян договорились о перезапуске мирного процесса. А это само по себе уже немало, учитывая, что после их предыдущей встречи 15 июля прошлого года в Брюсселе при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля переговоры вначале забуксовали, а потом и вовсе оказались под угрозой срыва.
После встречи на высшем уровне в Мюнхене в Баку и Ереване сделали похожие официальные заявления.
Из них следовало, что стороны обсудили вопросы, связанные с возобновлением переговоров по мирному договору и мерами по нормализации отношений. Еще один практический результат - министерствам иностранных дел двух стран поручено провести в ближайшее время встречу по мирному договору и заседание комиссии по делимитации границ.
В общем, слишком затянувшаяся пауза прервана.
Напомним, что после их предыдущего общения при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля в июле прошлого года новая встреча лидеров Азербайджана и Армении должна была пройти еще в октябре прошлого года в Гранаде в пятистороннем формате на полях саммита Европейского политического сообщества.
Помимо Ильхама Алиева и Никола Пашиняна ее участниками должны были стать Шарль Мишель, Олаф Шольц и Эмманюэль Макрон. Однако в итоге президент Алиев отказался лететь в Гранаду, мотивируя это тем, что западные партнеры не поддержали предложение Баку пригласить на саммит и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Кроме того, после однодневной силовой акции Баку 20 сентября прошлого года в непризнанной Нагорно-Карабахской республике, которая привела к ее быстрому демонтажу, действия Азербайджана были подвергнуты резкой критике двумя бывшими сопредседателями Минской группы ОБСЕ - Францией и США, открыто вставшими на сторону Армении. Такая позиция привела к фактическому обнулению попыток Вашингтона и Парижа играть роль посредников между сторонами конфликта и вызвала серьезный кризис в отношениях Азербайджана с Западом.
На этом фоне неожиданное выдвижение Берлина на роль еще одного западного посредника между сторонами армяно-азербайджанского конфликта становится попыткой реанимировать идею западного посредничества. Берлин не вызывает такого неприятия у Баку, как Париж и Вашингтон.
К концу прошлого года в Баку стали терять интерес к западным посредникам и заявлять о готовности рассматривать возможность заключения долгосрочного мира при посредничестве Москвы, однако российское посредничество вдруг перестало устраивать Ереван, не вписываясь в процесс его сближения с Западом.
Что касается Еревана, то Никол Пашинян вновь продемонстрировал свое умение переобуваться в воздухе прямо в Мюнхене, встречаясь с представителями армянской диаспоры. Он почему-то стал ворошить прошлое и жаловаться на то, что международная общественность не поддержала право Карабаха на самоопределение. В таких заявлениях вполне можно было усмотреть косвенные территориальные претензии к Азербайджану и стремление поставить под сомнение его суверенитет.
В том же Мюнхене Никол Пашинян пошел еще дальше, объявив о том, что, якобы, Баку и Москва, а не Ереван, нарушили трехстороннее заявление лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 года. Как он выразился, разорвали и выбросили достигнутые договоренности.
В связи с этим в МИД Азербайджана заявили, что уже после встречи в Мюнхене Никол Пашинян снова стал вводить международное сообщество в заблуждение.
Еще больше обострил ситуацию новый визит Пашиняна в Париж, где мы услышали уже по традиции антиазербайджанскую и антироссийскую риторику в два голоса. Вторым голосом предсказуемо был голос Макрона.
Ко всему этому необходимо добавить, что в Ереване вдруг заговорили о регрессе по некоторым вопросам проекта мирного договора. На этот раз возмутителем спокойствия стал секретарь Совета безопасности Армен Григорян.
По его словам, в Ереване рассматривают эти переговоры как процесс, осознавая, что может быть и прогресс, и регресс.
Но если в Ереване по прежнему готовы к любому сценарию и спокойно допускают возможность нового отката в переговорном процессе, это вызывает серьезные сомнения в том, что армянская сторона в самом деле готова сделать решающий шаг к урегулированию.